Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2016, Т. 6, № 4, С. 50–58
УДК: 
372.881.1

Изучение иностранного языка и ИКТ: взаимосвязь возраста обучаемых и степени использования ИКТ [In English]

Грабар И. 1 (Вара́ждин, Хорватия), Главаш Т. 2 (Загреб, Хорватия)
1 Университет Север
2 Хорватская военная академия им. доктора Франжо Тудмана
Аннотация: 

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), будучи движущей силой почти во всех сферах современной жизни, стали интегративной частью процесса изучения иностранного языка. Интернет-технологии чаще используются в социальной и профессиональной сферах деятельности, например, в изучении иностранного языка. В силу развлекательного характера использование компьютера вообще и использование компьютера, в частности, при изучении иностранного языка в аудиторной деятельности может оказать положительное влияние на мотивацию учащихся к обучению, особенно на мотивацию тех, кто проявляет интерес к информационным и коммуникационным технологиям. Принимая во внимание потенциальную мотивирующую силу используемых технологий, мы предприняли попытку исследовать отношение учащихся различных возрастных групп к использованию технологий в целом и особенно в контексте изучения иностранного языка. Задачи исследования: изучить мотивацию к использованию технологий, частоту и форму их использования, убежденность обучаемых в необходимости использования ИКТ в изучении иностранного языка и влияние использования ИКТ на усиление мотивации к изучению иностранного языка.
Группа респондентов представлена школьниками старших классов, студентами университета и обучающимися в возрасте старше 30 лет. Данные собирались посредством анкетирования и анализировались с использованием программы SPSS. Результаты подтвердили значимую зависимость отношения обучающихся к применению информационно-коммуникационных технологий от возрастного фактора респондентов, положительное влияние ИКТ на усвоение иностранного языка и на усиление мотивации к его изучению.

Ключевые слова: 

возрастная разница, мотивация учащегося, убежденность обучаемых, интернет-технологии, использование компьютера при изучении иностранного языка

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85015961182&origin=...

Foreign language learning and technology: Differences in learners' perspective and beliefs in relation to the age factor

Библиографическая ссылка:
Грабар И., Главаш Т. Изучение иностранного языка и ИКТ: взаимосвязь возраста обучаемых и степени использования ИКТ [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2016. – № 4. – С. 50–58. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1604.05
Список литературы: 
  1. Livingstone S. Critical reflections on the benefits of ICT in education // Oxford review of education. – 2012. – Vol. 38, № 1. – P. 9–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03054985.2011.577938
  2. Dudeney G., Hockly N. ICT in ELT: how did we get here and where are we going? // ELT Journal. – 2012. – Vol. 66, № 4. – P. 533–542.
  3. Aldunate R., Nussbaum M. Teacher adoption of technology // Computers in Human Behavior. – 2013. – Vol. 29. – P. 519–524. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2012.10.017
  4. Chapelle C. A., Hegelheimer V. The Language Teacher in the 21st Century // New Perspectives on CALL for Second Language Classrooms / Ed. S. Fotos and C. Browne. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. – P. 299–316.
  5. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. – 2001. – Vol. 9, № 5. – P. 1–6. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/10748120110424816
  6. Ng W.Can we teach digital natives digital literacy? // Computers & Education. – 2012. – Vol. 59. – P. 1065–1078. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2012.04.016
  7. Thorne S. L., Black R. W. Language and Literacy Development in Computer-Mediated Contexts and Communities // Annual Review of Applied Linguistics. – 2007. – Vol. 27. – P. 133–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0267190508070074
  8. Fučkan Držić B. Učenje engleskoga kao jezika struke uz podršku programskog sustava za e-učenje (Unpublished Masters Thesis). – Zagreb: Filozofski fakultet, 2009.
  9. Warschauer M. Technological change and the future of CALL // New Perspectives on CALL for Second and Foreign Language Classrooms / Ed. S. Fotos and C. Brown. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2004. – P. 15–25.
  10. Orsitto F. S. Computer Usage in SLA: Communication Technology in Learning, or Learning through Communication Technology? // ISB4: Proceedings of the 4th International Symposium on Bilingualism / Ed. J. Cohen, K. T. McAlister, K. Rolstad and J. MacSwan. – Somerville: Cascadilla Press, 2005. – P. 1784–1793.
  11. Warschauer M. The changing global economy and the future of English teaching // Tesol Quarterly. – 2000. – Vol. 34, № 3. – P. 511–535.
  12. Warschauer M., Meskill C. Technology and Second Language Teaching // Handbook of Undergraduate Second Language Education / Ed. J. W. Rosenthal. – Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2000. – P. 303–318.
  13. Blake R. J.Brave New Digital Classroom. – Washington, D.C.: Georgetown University Press, 2000.
  14. Stockwell G. Technology and Motivation in English-Language Teaching and Learning // International Perspectives on Motivation: Language Learning and Professional Challenges / Ed. E. Ushioda. – Palgrave Macmillan, 2013. – P. 156–175.
  15. Spitzberg B. H. Preliminary Development of a Model and Measure of Computer-Mediated Communication (CMC) Competence // Journal of Computer-Mediated Communication. – 2006. – Vol. 11, № 2. – P. 629–666. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1083-6101.2006.00030.x
Дата публикации 17.08.2016