Психолого-педагогические подходы к понятию «социальная зрелость личности» в зарубежной и отечественной науке
2 Новосибирский государственный педагогический университет
В статье анализируются подходы к становлению социальной зрелости личности в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке. Цель данной работы – обоснование выбора феномена социальной зрелости личности как интегративной качественной характеристики личности, определяющей ее социальную сформированность. Авторами исследуются модели социальной зрелости в психологии и педагогике, выделяются качества, присущие социально зрелой личности с точки зрения рассматриваемых теорий и концепций. Особый акцент сделан на роли воспитания в формировании основ социальной зрелости личности в российской педагогике, на реализации особой национальной образовательной традиции, смысл которой заключается в том, что воспитание всегда определяет обучение, а социальная зрелость российского человека непосредственно связана с его подготовкой к труду и служению Отечеству. Процесс же формирования социальной зрелости – это процесс воспитания юношества, где духовность и нравственность – определяющие факторы. При этом авторы подчеркивают понимание становления личности в западной культуре как планомерное, поэтапное социальное научение, прижизненное формирование черт личности, которое определяется как наследственностью, так и влиянием окружающей среды; также есть понимание рассматриваемого явления как выход за границы своего социального окружения и стремление к активным действиям. В работе приведены авторская модель системы базовых качеств, присущих социально зрелой личности обучающегося общеобразовательной школы, и обоснование понятия «социальная зрелость личности» как уровня и критерия качества её развития. В заключении делаются выводы о том, что социальное развитие личности представляет собой естественное и закономерное явление, характерное для человека, находящегося с рождения в социокультурной среде, которая выступает основным двигателем социального развития; без чего не может быть сформирована личность с высоким уровнем социальной зрелости.
социальная зрелость личности, национальная образовательная традиция, социальное становление, воспитание, качества зрелой личности, социокультурная среда, базовые качества социально зрелой личности
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85015907646&origin=...
1. Allport G. W. Pattern and growth of personality. – N.Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1961. – 344 p.
2. Maslow A. H. Motivation and Personality. – Hong Kong: Longman Asia, 1987. – 335 p.
3. Nagra V., Kaur M. Social Maturity among Student Teachers // International Journal of Education and Psychological Research (IJEPR). – 2013. – Vol. 2, Issue 1. – P. 10–16.
4. Raj M. Role of Social Maturity in Academic Achievement of High School Students // International Journal of Applied Research. – 2015. – № 1 (7). – P. 44–46.
5. Американская социологическая мысль / под ред. В. И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 495 с.
6. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психика, сознание, бессознательное: собрание трудов. – М.: Лабиринт, 2001. – 368 с.
7. Днепров Э. Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.: Интерпракс, 1994. – С. 62–63.
8. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. С. Ф. Егорова. – М.: Академия, 1999. – 520 с.
9. Кеттелл Р. Психология индивидуальности. Факторные теории личности. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 127 с.
10. Менделеев Д. И. Заветные мысли: к 175-летию со дня рождения. – М.: Голос-Пресс, 2009. – 383 с.
11. Народное образование в России. Исторический альманах / под. ред. А. Кушнира, В. Чумакова. – М.: Народное образование, 2000. – 400 с.
12. Олпорт Г. Личность в психологии. – М.: КПС+; СПб.: Ювента, 1998. – 345 с.
13. Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения // Открытое образование. – 1993. – № 5–6. – С. 45–51.
14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер-Пресс, 1999. – 608 с.
15. Шамионов Р. М. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности. – Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1999. – 120 с.
16. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Академический проект, 1993. – 336 с.