Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6-8 лет с признаками дефицита внимания
2 Кемеровский государственный университет
В статье представлено изучение психофизиологических и вегетативных показателей у детей 6-8 лет дошкольных и общеобразовательных организаций г.Кемерово. У части детей были выявлены признаки дефицита внимания, что послужило основанием для разделения обследуемых на две группы: с признаками дефицита внимания и без таковых. Выявлены различия нейродинамических, психодинамических и вегетативных показателей среди воспитанников подготовительных групп и учащихся 1-2 классов двух групп. Установлено, что независимо от возраста дети с признаками дефицита внимания характеризуются достоверно более низким уровнем развития психических функций, низкой скорость зрительно-моторного реагирования, меньшей уравновешенностью нервных процессов, с преобладанием процессов торможения в центральной нервной системе. Для них свойственна более высокая степень напряжения механизмов вегетативной регуляции. У детей, не имеющих признаков дефицита внимания, отмечается более высокий уровень психофизиологических показателей и преимущественно сбалансированное или парасимпатическое влияние на сердечный ритм и удовлетворительное функциональное состояние.
старший дошкольный и младший школьный возраст, признаки дефицита внимания, нейродинамические и психодинамические показатели, вегетативное обеспечение, функциональное состояние, процесс адаптации
https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85017592491&origin=...
- Безруких М. М. Функциональное развитие мозга. Познавательная деятельность и обучение в предшкольном и младшем школьном возрасте // Новые исследования. – 2009. – № 2. – С. 8.
- Белишева Н. К., Мартынова А. А., Пряничников В. С. и др. Возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у детей дошкольного возраста, проживающих в условиях евроарктического региона // Физиология человека. – 2016. – Т. 42, № 2. – С. 49–62.
- Галеев А. Р., Игишева Л. Н., Казин Э. М. Вариабельность сердечного ритма у здоровых детей в возрасте 6–16 лет // Физиология человека. – 2002. – Т. 28, № 4. – С. 54–58.
- Грибанов А. В., Панков М. Н., Подоплекин А. Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. – 2009. – Т. 35, № 6. – С. 43–48.
- Добрин А. В. Специфика вариабельности кардиоритма детей 7–8 лет в процессе эмоциональной нагрузки // Вестник психофизиологии. – 2013. – № 4. – С. 29–37.
- Догадкина С. Б. Возрастные и индивидуальные особенности адаптационных возможностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. – 2013. – № 2 (35). – С. 57–65.
- Звягина Н. В., Морозова Л. В. Некоторые особенности психофизиологического потенциала детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Новые исследования. – 2004. – № 1-2. – С. 176–177.
- Коркушко О. В., Шатило В. Б., Шатило Т. В., Короткая Е. В. Анализ вегетативной регуляции сердечного ритма на различных этапах индивидуального развития человека // Физиология человека. – 1991. – Т. 17, № 2. – С. 31–39.
- Кошко Н. Н., Блинова Н. Г., Варич Л. А., Свиридова И. А., Казин Э. М. Реализация программы комплексной психофизиологической диагностики воспитанников детских домов // Валеология. – 2016. – № 1. – С. 30–35. DOI: http://dx.doi.org/10.18522/2218–2268–2016–1–30–35
- Кривошеина Н. П. Особенности психофизиологического развития и адаптации детей с признаками дефицитов развития в процессе дошкольного и начального образования // Валеология. – 2015. – № 4. – С. 82–91. DOI: http://dx.doi.org/10.18522/2218–2268–2015–4–82–91
- Терегулова Г. А., Шарипова Г. К. К вопросу о недельной динамике развития умственного утомления учащихся разного возраста // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 29–30.
- Barkley R. A., Newcorn J. Assessing adults with ADHD and comorbidities. Primary Care Companion // Journal of Clinical Psychiatry. – 2009. – № 11. – P. 25.
- Crone E. A., Somsen R. J., Zanolie K., Van der Molen M. W. A heart rate analysis of developmental change in feedback processing and rule shifting from childhood to early adulthood // J. Exp. Child Psychol. – 2006. – Vol. 95, № 2. – P. 99. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2006.03.007
- Max J. E., Manes F. F., Robertson B. A., Mathews K., Fox P. T., Lancaster J. Prefrontal and executive attention network lesions and the development of attentiondeficit/hyperactivity symptomatology // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 2005. – Vol. 44. – P. 443–450. DOI: http://dx.doi.org/10.1097/01.chi.0000156661.38576.0f
- McGough J. J., McCracken J. T. Adult Attention Deficit Hyperactivity Disorder: Moving Beyond DSMIV // Am. J. Psychiatry. – 2006. – Vol. 163 (10). – P. 1673–1675. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/ajp.2006.163.10.1673
- Tannock R., Brown T. E. Attention deficit disorders with learning disorders in children and adolescents // Attention deficit disorders and comorbidities in children, adolescents and adults / Ed. T. E. Brown. – Washington, DC: American Psychiatric Press, 2000. – P. 231−295.
- Shaw P., Eckstrand K., Sharp W. et al. Attention deficit hyperactivity disorder is characterized by a delay in cortical maturation // Proc Natl Acad Sci USA. – 2007. – Vol. 104. – P. 19649–19654. DOI: http://dx.doi.org/10.1073/pnas.0707741104