Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2012, Т. 2, № 4, С. 80–87
УДК: 
374+371+316.6

Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности

Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия), Судоргина Л. В. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
2 МБОУ Гимназия № 14 «Университетская» города Новосибирска
Аннотация: 

В статье проводится анализ проблем культуры самоопределения личности, основных вопросов социальной адаптации ребенка. Отмечается, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в определенной культурной среде, но и выработка способности к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Подчеркивается, что причиной дезадаптации чаще всего является переживание ребенком своей неуспешности при несоответствии требований окружающих его возможностям или при завышенных требованиях ближайшего окружения. Выявляются адаптационные механизмы процесса личностного самоопределения ребенка

Ключевые слова: 

ценностная система общества, культура самоопределения, адаптационные механизмы личности, социальная адаптация

Библиографическая ссылка:
Пушкарёва Е. А., Судоргина Л. В. Культура самоопределения: адаптационные механизмы личности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2012. – № 4. – С. 80–87.
Список литературы: 

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 288 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.
3. Анцыферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития. – М.,1978.
4. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Антиномичность адаптивной и гуманистической функций педагогической деятельности // Педагогика. – 2002. – № 9. – С. 66–71.
5. Белошистая А. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. – № 5. – С. 26–32.
6. Вагнер Н.А. Успешность ученика начальной школы в условиях дифференцированного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 3. – С. 18–23.
7. Егоршин А.П., Пряничников С.Б. Методология оценки качества и эффективности образования // Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 68–87
8. Зайцев С.В. На подступах к первому классу: программа подготовки дошкольников к личностно-ориентированной школе // Директор школы. – 2002. – № 8. – С. 52–58.
9. Кричевский Р.Л., Дубровская Е. М. Социальная психология малой группы. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 318 с.
10. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: УРАО, 1997.
11. Пушкарева Е. А. Философия личности: проблема самоопределения // Философия образования. – 2002. – № 4. – С. 15–20.
12. Пушкарёва Е.А. Философское мышление для формирования рефлексивности познания в образовательном процессе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 74–78
13. Судоргина Л. В. Здоровьесберегающие аспекты раздельно-параллельного образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 3. – С. 36–42
14. Судоргина Л. В. Формирование педагогической системы инновационного образовательного учреждения в современной школе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 1. – C. 34–39
15. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М.: СТД, 2003.
16. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб., 1997.
17. Ядов В. А. Социальная идентификация личности. – М., 1994.
18. Tajfel H. Social and cultural factors in perception // Lindzey G., Aronson E. (eds.). The handbook of social psychology. – Reading, 1968.

Дата публикации 27.08.2012