Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 1, С. 191–202
УДК: 
61+372.016:796

Динамика морфофункционального состояния школьников 6-7 классов в процессе учебного года в зависимости от организации физического воспитания

Ячменев Н. В. 1 (Новосибирск, Россия), Рубанович В. Б. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Негосударственное образовательное учреждение "Образовательный комплекс школа-сад "Наша Школа""
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Противоречивые данные о влиянии уроков физической культуры на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность детей и подростков обусловлены различными методиками организации учебной деятельности. Цель исследования: выяснить динамику морфофункционального состояния школьников 6–7 классов в течение учебного года при цикловой и традиционной организации уроков физической культуры.
Методология. Обследованы две группы школьников 6–7 классов, занимающихся физической культурой в основной медицинской группе (экспериментальная группа, ЭГ – 17 человек, контрольная группа, КГ – 25 человек). В ЭГ годовую учебную нагрузку по физической культуре распределили на четыре цикла и межцикловые периоды по 4–5 недель каждый. В периоды циклов было пять уроков в неделю, а в межцикловые периоды – два урока в неделю. Учащиеся КГ занимались физической культурой традиционно по одному часу три раза в неделю. У обследуемых определяли основные антропометрические (длину и массу тела, обхват грудной клетки) и функциональные (кистевую мышечную силу, жизненную емкость легких, жизненный индекс, устойчивость к гипоксии – пробы Штанге и Генче, частоту сердечных сокращений и артериальное давление) показатели в покое и при стандартной степ-эргометрической нагрузке, рассчитывали циркуляторно-респираторный коэффициент Скибинского. Физическую работоспособность определяли по тесту PWC170. Исследования учащихся ЭГ проводили перед и после каждого цикла, и в те же сроки обследовали школьников КГ.
Результаты. Установлено, что за учебный год у школьников ЭГ по сравнению с КГ значительно увеличилась мышечная сила, улучшилось состояние функции внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы, повысилась физическая работоспособность. В ЭГ после циклов уроков физической культуры улучшились показатели, по многим из них к концу учебного года различия были достоверными по отношению к исходным данным. В конце межцикловых периодов немного утратился кумулятивный эффект после предшествующих циклов уроков физической культуры. У школьников КГ изменений показателей физического здоровья на всех этапах исследования не выявлено.
Заключение. У подростков экспериментальной группы повысилась мышечная сила, функциональные возможности кардиореспираторной системы и физическая работоспособность. В межцикловые периоды при уменьшении уроков до двух часов в неделю снизились некоторых функциональные показатели. У школьников контрольной группы в процессе учебного года изменений показателей физического здоровья не выявлено.

Ключевые слова: 

физическое воспитание школьников, организация уроков физкультуры, физическое развитие, функциональное состояние, физическая работоспособность

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Dynamics of morphofunctional state of 6 th -7th form schoolchildren in the academic year, depending on the organization of physical education

Библиографическая ссылка:
Ячменев Н. В., Рубанович В. Б. Динамика морфофункционального состояния школьников 6-7 классов в процессе учебного года в зависимости от организации физического воспитания // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 1. – С. 191–202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1701.13
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 72–82.
  2. Андреева О. В., Гуревич К. Г., Фесюн А. Д. Особенности функциональных резервов здоровья учащихся общеобразовательных школ в мегаполисе // Кубанский научный медицинский вестник. – 2014. – № 3. – С. 10–15.
  3. Бальсевич В. К. Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 2–6.
  4.  Белоедов А. В., Худяков Г. Г., Рыжков Р. Е. Комплексный подход к обеспечению занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9. – С. 2186–2190.
  5. Блинков С. Н., Левушкин С. П. Исследования физического развития городских и сельских школьников 7–17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета П. Ф. Лесгафта. – 2015. – № 4. – С. 22–29.
  6. Клещина Ю. В. Состояние здоровья современных школьников и перспективы его укрепления // Российский педиатрический журнал. –2009. – № 3. – С. 48–51.
  7. Копылов Ю. А. Один, два… три // Физическая культура в школе. – 2005. – № 4. – С. 7.
  8. Меерсон Ф. З., Пшенникова М. Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. – М.: Медицина, 1988. – 256 с.
  9. Плотникова И. И., Галимов Г. Я., Кудрявцев М. Д. Развивающее обучение школьников игре в футбол на уроках физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – № 13. – С. 109–113. 
  10. Ревякина В. И. Оздоровительный подход к организации физической культуры в школе // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 127–130.
  11. Скляров Д. А., Скляров А. В., Мунчаев К. М. Дифференцированное развитие физических качеств у младших школьников // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. – 2015. – № 4. – С. 81–85.
  12. Спирин В. К., Болдышев Д. Н. Спортизация уроков физической культуры в качестве ведущего условия реализации здоровьеформирующей функции отечественной системы физкультурного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 2. – С. 49–52.
  13. Фирсин С. А. Инновационные формы и методы современного физического воспитания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – № 11. – С. 132–136.
  14. Флянку И. П., Приешкина А. Н., Салова Ю. П., Павлов Г. К.  Морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития школьников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 1. – С. 154–158
  15. Folleto J. C., Pereira K. R., Valentini N. C. The effects of yoga practice in school physical education on children's motor abilities and social behavior // International Journal of Yoga. – 2016. – Vol. 9, Issue 2. – P. 156–162. DOI: http://dx.doi.org/10.4103/0973-6131.183717
  16. Fröberg A., Raustorp A., Pagels P., Larsson C., Boldemann C. Levels of physical activity during physical education lessons in Sweden // Acta Paediatrica. – 2017. – Vol. 106, Issue 1. – P. 135–141. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/apa.13551
  17. Guerra S., Santos P., Ribeiro J. C., Duarte J. A., Mota J., Sallis J. F. Assessment of children’s and adolescents’ physical activity levels // European Physical Education Review. – 2003. – Vol. 9, № 1. – Р. 75–86. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1356336X03009001181   
  18. Molina-Garscía J., Queralt A., Estevan I., Sallis J. F. Ecological correlates of Spanish adolescents’ physical activity during physical education classes // European Physical Education Review. – 2016. – Vol. 22, № 4. – P. 479–489. DOI:  http://dx.doi.org/10.1177/1356336X15623494
  19. Kenney E. L., Gortmaker S. L. United States Adolescents' Television, Computer, Videogame, Smartphone, and Tablet Use: Associations with Sugary Drinks, Sleep, Physical Activity, and Obesity // The Journal of Pediatrics. – 2016. – in Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.11.015
  20. Regis M. F., Oliveira L. M. F. T. de, Santos A. R. M. dos, Leonidio A. da C. R., Diniz P. R. B., Freitas  C. M. S. M. de Urban versus rural lifestyle in adolescents: associations between environment, physical activity levels and sedentary behavior // Einstein (San Paulo). – 2016. – Vol. 14, № 4. – P. 461–467. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/s1679-45082016ao3788
  21. Martin R., Murtagh E.  Active Classrooms: A Cluster Randomised Controlled Trial Evaluating the effects of a Movement Integration Intervention on the Physical Activity Levels of Primary School Children // Journal of Physical Activity and Health. – 2016. – Vol. 0, Issue 0. – P. 1–38. DOI: http://dx.doi.org/10.1123/jpah.2016-0358
  22. Kudláček M., Frömel K., Jakubec L., Groffik D. Compensation for Adolescents’ School Mental Load by Physical Activity on Weekend Days // International Journal of  Environmental Researchand Public Health. – 2016. – Vol. 13, Issue 3, P. 308. DOI: http://dx.doi.org/10.3390/ijerph13030308
  23. Moore J. B., Schneider L., Lazorick S., Shores K. A., Beighle A., Jilcott S. B., Newkirk J. Rationale and development of the move more North Carolina: recommended standards for after-school physical activity // Journal of Public Health Management and Practice. – 2010. – Vol. 16, № 4. ­– P. 359–366.
  24. Passmore E., Donato-Hunt C., Maher L., Havrlant R., Hennessey K., Milat A., Farrell L. Evaluation of a pilot school-based physical activity challenge for primary students // Health Promotion Journal of Australia. – 2016. – in Press. DOI: http://dx.doi.org/10.1071/HE16021
  25. Polo-Oteyza E.,  Ancira-Moreno M., Rosel-Pech C., Sánchez-Martínez V., Vadillo-Orteqa F. An intervention to promote physical activity in Mexican elementary school students: building public policy to prevent noncommunicable diseases // Nutrition Reviews. – 2017. – Volю 75, Issue 1. P. 70–78. DOI: http://dx.doi.org./10.1093/nutrit/nuw047
  26. Ruiz-Trasserra A., Pérez A., Continente X., O'Brien K., Bartroli M., Teixidó-Compaño E., Espelt A. Patterns of physical activity and associated factors among teenagers from Barcelona (Spain) in 2012 // Gaceta Sanitaria. – 2017. – in Press.  DOI: http://dx.doi.org./10.1016/j.gaceta.2016.10.004
  27. Wilkinson S., Penney D., Allin L. Setting and within-class ability grouping: A survey of practices in physical education // European Physical Education Review. – 2016. – Vol. 22, № 3. – P. 336–354. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1356336X15610784
  28. Fairclough S. J., McGrane B., Sanders G., Taylor S., Owen M., Curry W. A non-equivalent group pilot trial of a school-based physical activity and fitness intervention for 10-11 year old english children: born to move // BMC Public Health. – 2016. – Vol. 16, Issue 1. – P: 861. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12889-016-3550-7
Дата публикации 25.02.2017