Представления о безопасности у курсантов военного вуза и ценностно-смысловые предикторы их сформированности
2 Кемеровский государственный университет
Проблема и цель. Основная проблема, лежащая в основе нашего исследования, состоит в соответствии содержания формируемых представлений о безопасности у курсантов военного вуза современным требованиям к профессиональной компетентности офицера. Цель исследования касается психологической стороны указанной проблемы и состоит в следующем: изучить и описать содержание представлений курсантов военного вуза о безопасности и безопасности личности, определить критерии и оценить уровень их сформированности, а также выявить взаимосвязи ценностных и смысловых характеристик личности курсантов с их представлениями о безопасности.
Методология. Представления о безопасности рассматриваются как сложный смысловой конструкт в сознании курсантов, выступающий одним из основных элементов системы профессиональных представлений военнослужащих. С помощью теоретического анализа и контент-анализа данных интервью выделены основные компоненты понятия «безопасность», на основе которых сформулированы критерии сформированности представлений о безопасности. Методом глубинного интервью с последующим качественным и контент-анализом проведена оценка сформированности представлений о безопасности у 96 курсантов первого и пятого курсов военного вуза.
Результаты. Выявлено, что большинство курсантов недостаточно полно и глубоко понимают значение понятия «безопасность», в том числе его многомерность, несводимость к физической безопасности и защищенности. По результатам статистической обработки данных о представлениях о безопасности и методик диагностики ценностно-смысловой сферы личности обнаружены значимые положительные корреляции между осмысленностью жизни, зрелостью системы ценностных ориентаций личности и сформированностью представлений о безопасности.
Заключение. Недостаточно сформированные представления о безопасности у большинства курсантов связаны с сохраняющейся ориентацией военного образования на традиционное узкое понимание безопасности как физической защищенности. Обнаруженные индивидуальные различия в представлениях о безопасности и их взаимосвязь с особенностями ценностной и смысловой систем позволяют заключить, что ценностно-смысловые характеристики личности выступают предикторами сформированности представлений о безопасности у курсантов.
безопасность; представления; психология безопасности; представления о безопасности; система ценностных ориентаций; военное образование; курсанты
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Acquisti A., Brandimarte L., Loewenstein G. Privacy and Human Behavior in the Age of Information // Science. – 2015. – Vol. 347, Issue 6221. – P. 509–514. DOI: http://dx.doi.org/10.1126/science.aaa1465.
- Brewer N. T., Weinstein N. D., Cuite C. L., Herrington Jr. J. E. Risk perceptions and their relation to risk behavior // Annals of Behavioral Medicine. – 2004. – Vol. 27, Issue 2. – P. 125–130. DOI: http://dx.doi.org/10.1207/s15324796abm2702_7.
- Bruine de Bruin W., Lefevre C. E., Taylor A. L., Dessai S., Fischhoff B., Kovats S. Promoting protection against a threat that evokes positive affect: The case of heat waves in the United Kingdom // Journal of Experimental Psychology: Applied. – 2016. – Vol. 22 (3). – P. 261–271. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/xap0000083.
- Hebert E. A., Dugas M. J., Tulloch T. G., Holowka D. W. Positive beliefs about worry: A psychometric evaluation of the Why Worry‐II // Personality and Individual Differences. – 2014. – Vol. 56. – P. 3–8. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.08.009.
- Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Fractal approach to the interpretation of psychological safety of the person // European Journal of Psychological Studies. –2015. – Vol. 6, Issue 2. – P. 48–57. DOI: https://doi.org/10.13187/ejps.2015.6.48.
- Krizan Z., Sweeny K. Causes and consequences of expectation trajectories: “High” on optimism in a public referendum // Psychological Science. – 2013. – Vol. 24, Issue 5. – P. 706–714. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0956797612460690
- Llera S. J., Newman M. G. Rethinking the role of worry in generalized anxiety disorder: Evidence supporting a model of emotional contrast avoidance // Behavior Therapy. – 2014. – Vol. 45, Issue 3. – P. 283–299. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.beth.2013.12.011.
- Moscovici S. Notes towards a description of Social Representations // European Journal of Social Psychology. – 1988. – Vol. 18, Issue 3. – P. 211–250. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ejsp.2420180303.
- Niessen C., Jimmieson N. L. Threat of resource loss: The role of self-regulation in adaptive task performance // Journal of Applied Psychology. – 2016. – Vol. 101 (3). – P. 450–462. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl0000049.
- Perkins A. M., Corr P. J. Can worriers be winners? The association between worrying and job performance // Personality and Individual Differences. – 2005. – Vol. 38, Issue 1. – P. 25–31. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2004.03.008.
- Sweeny K., Dooley M. D. The surprising upsides of worry // Social and Personality Psychology Compass. –2017. – Vol. 11, Issue 4. – P. e12311. DOI: https://doi.org/10.1111/spc3.12311.
- Vogt J., Koster E. H. W., De Houwer J. Safety First: Instrumentality for Reaching Safety Determines Attention Allocation Under Threat // Emotion. – 2017. – Vol. 17 (3). – P. 528–537 DOI: http://dx.doi.org/10.1037/emo0000251.
- White C. N., Skokin K., Carlos B., Weaver A. Using decision models to decompose anxiety-related bias in threat classification // Emotion. – 2016. – Vol. 16 (2). – P. 196–207. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/emo0000109.
- Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 72–82.
- Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. – СПб.: Союз, 2002. – 270 с.
- Балуев Д. Г. Понятие Human Security в современной политологии // Международные процессы. – 2003. – № 1. – С. 95–105.
- Елфимова О. С. Концептуализация представлений о безопасности в социологической науке // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – № 3-1 (27). – С. 299–307.
- Зинченко Ю. П. Психология безопасности как социально-системное явление // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2011. – № 4. – С. 4–11.
- Иванов М. С. Обеспечение личной безопасности как проблема психологии жизненного пути, самореализации и идентичности личности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3-3 (63). – С. 128–133.
- Кикоть В. Я. Представления о безопасности городских и сельских школьников как показатель развития правового сознания // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2013. – № 161. – С. 191–197.
- Краснянская Т. М. Психология самообеспечения безопасности: монография. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2009. – 279 с.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии: монография. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
- Лызь Н. А. Развитие безопасной личности в образовательном процессе вуза: монография. – Таганрог: Изд-во ТРУ, 2005. – 305 с.
- Мугулов Ф. К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа: монография. – Сочи: РИО СИМБиП, 2003. – 239 с.
- Фоменко Г. Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации // Человек. Сообщество. Управление. – 2010. – № 1. – С. 83–99.