Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 89–103
УДК: 
159.942.5+159.922.73

Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста

Пронина А. Н. 1 (Елец, Россия), Сушкова И. В. 1 (Елец, Россия), Яковлева И. В. 1 (Елец, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен обзор основных идей и результаты изучения проблемы взаимосвязи между социальной успешностью и эмоциональными переживаниями детей дошкольного возраста. Целью исследования стало выявление взаимосвязей между показателями социальной успешности и типами эмоциональных переживаний дошкольников.
Методология. Социальная успешность дошкольников диагностировалась с использованием методов направленности мотивации социального поведения (мотивационный показатель), выбора в действии (отношенческий показатель), наблюдение за типом поведения (поведенческий показатель). Для оценки эмоциональных переживаний детей применялись цветодиагностика эмоциональных состояний, тест диагностики тревожности, методика выявления страхов, метод регистрации проявлений агрессии. Оценка взаимосвязей между показателями социальной успешности и эмоциональными переживаниями осуществлялась с использованием критерия Спирмена (p). Выборку составили 188 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты. В результате исследования выявлены подгруппы социально успешных (n = 135) и социально неуспешных (n = 53) детей. Установлено, что для социально успешных детей характерны более высокие средние значения всех исследуемых эмоциональных переживаний. Корреляционный анализ показал, что высокие показатели социальной успешности характеризуются повышенным уровнем проявления эмоциональных переживаний: групповая направленность мотивации социального поведения характеризуется нейтральными эмоциональными состояниями, высоким уровнем страха; благоприятный социометрический статус – высоким уровнем агрессивности, страха; активно-социальный тип поведения – характеризуется высоким уровнем агрессивности, тревожности. Социально неуспешные дети имеют более низкие уровни проявления аналогичных эмоциональных переживаний.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что отдельные показатели социальной успешности детей дошкольного возраста связаны с некоторыми типами эмоциональных переживаний. Выявлено, что высокие уровни показателей социальной успешности дошкольников связаны с высоким уровнем проявления эмоциональных переживаний: повышенной агрессивности, тревожности, страха, что характеризует наличие эмоционального напряжения в процессе достижения и сохранения социальной успешности. Наличие низких уровней эмоциональных переживаний социально неуспешных дошкольников свидетельствует об их пассивной социальной жизненной позиции.

Ключевые слова: 

успех; успешность; социальная успешность; социально успешные дети; социально неуспешные дети; эмоциональные переживания; типы эмоциональных переживаний; показатели социальной успешности; дети дошкольного возраста

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Interdependence between social success and emotional experience of preschool age children

Библиографическая ссылка:
Пронина А. Н., Сушкова И. В., Яковлева И. В. Взаимосвязь социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 89–103. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.06
Список литературы: 
  1. Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – С. 5–18. 
  2. Воробьёва К. И. Психология успеха: монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. – 118 с.
  3. Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Особенности социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом // Вестник Омского университета. Серия: Психология. – 2007. – № 2. – С. 37–45.
  4. Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета. Серия: Психология и педагогика. – 2011. – № 2. – С. 277–284.
  5. Толочек В. А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2015. – Т. 4, № 2. – С. 115–122.
  6. Тульчинский В. П. Успех этики успеха // Ведомости прикладной этики. – 2016. – № 48. – С. 27–35.
  7. Rahamim O., Meiran N., Garbi D., Shahar G. Evaluative processes in self-critical individuals: The role of success and failure inductions // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 100. – P. 105–113. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.083
  8. Kajonius P., Carlander A. Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success // Journal of Economic Psychology. – 2017. – Vol. 59. – P. 164–170.  DOI: https://doi.org/10.1016/j.joep.2017.03.004
  9. Thomas W. H. Ng., Daniel C. F.  Subjective career success: A meta-analytic review Show more // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 85, Issue 2. – P. 169–179. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2014.06.001
  10. Юров И. А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. – 2012. – № 3. – С. 22–26.
  11. Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social Success of Future Primary School Teachers in the Process of Professional Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 6 S4. – P. 476–481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476
  12. João D., Santos A., Antunes M., Fernandes M., Vaughn B. Co-evolution of Friendships and Antipathies: A Longitudinal Study of Preschool Peer Groups // Frontiers in Psychology. – 2016. –  Vol. 7. – P. 43–68. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01509
  13. Torres M., Domitrovich C., Bierman K. Preschool interpersonal relationships predict kindergarten achievement: Mediated by gains in emotion knowledge // Journal of Applied Developmental Psychology. – 2015. – Vol. 39. – P. 44–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008
  14. Sierksma J., Thijs J.,  Verkuyten M. Children’s intergroup helping: The role of empathy and peer group norms // Journal of Experimental Child Psychology. – 2014. – Vol. 126. – P. 369–383. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2014.06.002
  15. Palmquist C., Jaswal V., Rutherford A. Success inhibits preschoolers’ ability to establish selective trust // Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – Vol. 152. – P. 192–204. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jecp.2016.07.015
  16. Пронина А. Н., Яковлева И. В. Теоретические основы проблемы социальной успешности в дошкольном возрасте // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. – № 28 (4). – С. 131–133.
  17. Дмитриева Н. В., Самойлик  Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013 – 231 с.
  18. Ляшенко В. В. Переживание и его качественная определённость // Психология и психотехника. – 2016. – № 1. – С. 64–72.
  19. Пронина А. Н. Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». – 2010. – № 4 (20). – С. 176–182.
  20. Brake H.,  Grow A., Dijkstra J. Status inconsistency in groups: How discrepancies between instrumental and expressive status result in symptoms of stress // Social Science Research. – 2017. – Vol. 64. – P. 15–24  http://dx.doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.12.006
  21. Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодёжи // Социологические исследования. – 2015. – № 8 (376). – С. 157–160.
  22. Sternberg W. The fear of success // Quadrant. Journal of C. G. Jung Foundation for Analytical Psychology. – 1987. – Vol. 20, № 2. – P. 23–40.
  23. Ongley S. F., Malti T. The role of moral emotions in the development of children’s sharing behavior // Developmental Psychology. – 2014. – Vol. 50 (4). – P. 1148–1159. DOI: http://doi.org/10.1037/a0035191
  24. Ongley S. F., Nola M., Malti T. Children’s giving: moral reasoning and moral emotions in the development of donation behaviors // Frontiers in Psychology. – 2014. – Vol. 5. – P. 23–37. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00458
  25. Denham S., Basset H., Mincic M. S., Kalb S., Way E., Segal Y.   Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach // Learning and Individual Differences. – 2012. – Vol. 22, Issue 2. – P. 178–189.   DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2011.05.001
  26. Plötner M., Over H., Carpenter M.,  Tomasello M. The effects of collaboration and minimal-group membership on children’s prosocial behavior, liking, affiliation, and trust // Journal of Experimental Child Psychology. – 2015. – Vol. 139. – P. 161–173. DOI: http://doi.org/10.1016/j.jecp.2015.05.008
  27. Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. Structural models of achievement motivation // Personality and Individual Differences. – 2014. –  Vol. 60. – P. 70–89. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.07.309
  28. Nelson D.,  Burner K., Coyne S., Hart C., Robinson C. Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 94. – P. 332–336. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054
Дата публикации 30.06.2017