Организация системы личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза: проблема и пути ее решения
Проблема и цель. Поднимается проблема непрерывного развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей современных медицинских и фармацевтических вузов. Статья направлена на выявление возможностей образовательной среды современного медицинского вуза в отношении повышения компетентности преподавателей и условий эффективного личностно-профессионального развития педагогов.
Методология. Проведен анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы в области организации обучения педагогов в системе дополнительного профессионального образования, а также анализ современной практики высшего медицинского образования на базе Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого.
Результаты. Выявлены внешние и внутренние факторы, способствующие и содержащие риски для успешной реализации процесса повышения педагогической компетентности преподавателя, а также комплекса принципов и условий, лежащих в основе организации эффективной системы личностно-профессионального развития преподавателей медицинского вуза.
Заключение. Внимание к вопросу организации эффективной системы личностно-профессионального развития преподавателей медицинского вуза выступает первоочередным условием обеспечения успешности инновационного развития высшего медицинского образования в России. При этом создание постоянно действующих, адаптивных к изменениям образовательного контекста, систем непрерывного личностно-профессионального развития педагогических кадров следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений деятельности медицинских и фармацевтических вузов.
высшее образование; медицинский университет; преподаватель вуза; повышение квалификации; профессиональное развитие; модернизация; профессиональная компетентность педагога
16.814 Teacher Leadership | Team Building | Professional Development
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Bayar A. The Components of Effective Professional Development Activities in terms of Teachers’ Perspective // International Online Journal of Educational Sciences. – 2014. – Vol. 6, № 2. – P. 319–327. DOI: http://dx.doi.org/10.15345/iojes.2014.02.006
- Cameron S., Mulholland J., Branson C. Professional learning in the lives of teachers: Towards a new framework for conceptualizing teacher learning // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 41. – P. 377–397. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1359866X.2013.838620
- Capps D. K., Crawford B. A., Constas M. A. A Review of Empirical Literature on Inquiry Professional Development: Alignment with Best Practices and a Critique of the Findings // Journal of Science Teacher Education. – 2012. – Vol. 23, Issue 3. – P. 291– 318. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10972-012-9275-2
- Carpenter J. P., Krutka D. G. Engagement through microblogging: Educator professional development via Twitter // Professional Development in Education. – 2015. – Vol. 41, № 4. – P. 707–728. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/19415257.2014.939294
- Carpenter J. P., Linton J. N. Edcamp unconferences: Educators' perspectives on an untraditional professional learning experience // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 57. – P. 97–108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.03.004
- Castle K. Autonomy through pedagogical research // Teaching and Teacher Education. – 2006. – Vol. 22, Issue 8. – P. 1094–1103. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2006.07.001
- Collinson V., Kozina E., Kate Lin Y. H., Ling L., Matheson I., Newcombe L., Zogla I. Professional development for teachers: a world of change // European Journal of Teacher Education. – 2009. – Vol. 32, Issue 1. – P. 3–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02619760802553022
- Dierking R. C., Fox R. F. “Changing the way I teach”: Building teacher knowledge, confidence, and autonomy // Journal of Teacher Education. – 2013. – Vol. 64, Issue 2. – P. 129–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487112462893
- Forzani F. Understanding “core practices” and “practice-based” teacher education: Learning from the past // Journal of Teacher Education. – 2014. – Vol. 65, Issue 4. – P. 357–368. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487114533800
- Hill H. C., Beisiegel M., Jacob R. Professional Development Research Consensus, Crossroads, and Challenges // Educational Researcher. – 2013. – Vol. 42, Issue 9. – P. 476–487. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0013189X13512674
- James M., McCormick R. Teachers learning how to learn // Teaching and Teacher Education. – 2009. – Vol. 25, Issue 7. – P. 973–982. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2009.02.023
- Jones K. Collaboration, creativity and capital in professional learning contexts // Professional Development in Education. – 2017. – Vol. 43, № 1. – P. 1–5. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/19415257.2017.1254371
- Kennedy M. M. How Does Professional Development Improve Teaching? // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 4. – P. 945–980. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0034654315626800
- Kyndt E., Gijbels D., Grosemans I., Donche V. Teachers’ Everyday Professional Development // Review of Educational Research.– 2016. – Vol. 86, Issue 4. – P. 1111–1150. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0034654315627864
- Macià M., García I. Informal online communities and networks as a source of teacher professional development: A review // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 55. – P. 291–307. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2016.01.021
- McConnell K., Newlon C. L., Delate T. The impact of continuing professional development versus traditional continuing pharmacy education on pharmacy practice // The Annals of Pharmacotherapy. – 2010. – Vol. 44, Issue 10. – P. 1585–1595. DOI: http://dx.doi.org/10.1345/aph.1P161
- McDonald M., Kazemi E., Kavanagh S. Core practices of teacher education: A call for a common language and collective activity // Journal of Teacher Education. –2013. – Vol. 64, Issue 5. – P. 378–386. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487113493807
- Opfer D., Pedder D. Conceptualizing teacher professional learning // Review of Educational Research. – 2011. – Vol. 81, Issue 3. – P. 376–407. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0034654311413609
- Rienties B., Kinchin I. Understanding (in) formal learning in an academic development programme: A social network perspective // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 39. – P. 123–135. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2014.01.004
- Saunders R. Effectiveness of Research-Based Teacher Professional Development // Australian Journal of Teacher Education. – 2014. – Vol. 39, Issue 4. – P. 165–184. DOI: http://dx.doi.org/10.14221/ajte.2014v39n4.10
- Saunders R. The role of teacher emotions in change: Experiences, patterns and implications for professional development // Journal of Educational Change. – 2013. – Vol. 14, № 3. – P. 303–333. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10833-012-9195-0
- Trust T., Krutka D. G., Carpenter J. P. “Together we are better”: Professional learning networks for teachers // Computers & Education. – 2016. – Vol. 102. – P. 15–34. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2016.06.007
- Shanks R., Robson D., Gray D. New teachers’ individual learning dispositions: A Scottish case study // International Journal of Training and Development. – 2012. – Vol. 16, Issue 3. – P. 183–199. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2419.2012.00403.x
- Van den Bergh L., Ros A., Beijaard D. Improving teacher feedback during active learning: Effects of a professional development program // American Educational Research Journal. – 2014. – Vol. 51, Issue 4. – P. 772–809. DOI: http://dx.doi.org/10.3102/0002831214531322
- Van Daal T., Donche V., De Maeyer S. The impact of personality, goal orientation, and self-efficacy on participation of high school teachers in learning activities in the workplace // Vocations and Learning. – 2014. – Vol. 7, Issue 1. – P. 21–40. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12186-013-9105-5
- Van Driel J. H., Meirink J. A., Van Veen K., Zwart R. C. Current trends and missing links in studies on teacher professional development in science education: a review of design features and quality of research. Studies in Science Education. – 2012. – Vol. 48, Issue 2. – P. 129–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03057267.2012.738020
- Windschitl M., Thompson J., Braaten M., Stroupe D. Proposing a core set of instructional practices and tools for teachers of science // Science Education. – 2012. – Vol. 96, Issue 5. – P. 878–903. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/sce.21027
- Артюхина А. И. Образовательная среда медицинского вуза как фактор личностно-профессионального развития специалиста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2007. – № 1. – С. 73–78.
- Васильева Е. Ю., Тагаева Т. В. Обучение преподавателей медицинского вуза коммуникативным навыкам // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2015. – № 11. – С. 70–75.
- Gavrilyuk O. A. Autonomy as a Core Value of Lifelong Learning // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2015. – Vol. 8, № 11. – C. 2283–2290. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2015-8-11-2283-2290
- Гаврилюк О. А., Карелина Н. А., Новикова С. И. Организационно-педагогические условия развития автономной мотивации профессиональной деятельности у преподавателей вуза // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 52-5. – С. 126–132.
- Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 339. – С. 151–154.
- Толстов С. Н., Шмелева Е. А. Инновационный потенциал и образовательная среда как акмеологические ресурсы развития // Научный журнал КубГАУ. – 2012. – № 79. – С. 781–794.