Сравнительная оценка физического здоровья казахских и русских студентов первого курса вузов
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. Изучение этнонациональных особенностей морфофункционального развития организма в процессе адаптации к социальным и экологическим условиям является одним из новых быстро развивающихся направлений экологической физиологии. В этом аспекте была поставлена цель – оценить физическое здоровье и морфофункциональные показатели студентов казахской национальности первого курса Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева (СКГУ) и сравнить с аналогичными данными русских сверстников – студентов Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ), проживающих в аналогичной климато-географической зоне.
Методология. В исследовании приняли участие 200 студентов 17–18-летнего возраста обоего пола первого курса разных факультетов СКГУ (100 девушек и 100 юношей) и 1 000 студентов НГПУ (833 девушки и 167 юношей). Использованы стандартные общепринятые методы определения морфологических и функциональных показателей. Полученный материал обработан методами вариационной и разностной статистики.
Результаты. Показано, что параметры физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, индексы Кетле, Пинье и уровня стении) студентов первого курса были в пределах возрастно-половой и региональной нормы, однако сравнительная оценка физического здоровья первокурсников обоих вузов казахской и русской национальностей показала достоверные отличия по антропометрическим и физиологическим показателям. Так, показатели роста казахских студентов обоего пола были ниже, чем у русских сверстников, а показатели массы тела – выше у юношей. У казахских студентов выявлены более высокие функциональные показатели кистевого индекса, двойного произведения, показателя эффективности кровообращения, но низкие показатели жизненного индекса, что свидетельствует о хорошем развитии мускулатуры, больших функциональных возможностях сердца, но меньших резервах респираторной системы в сравнении с русскими сверстниками.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют, что больший процент казахских первокурсников имеет средний и выше среднего уровни физического здоровья, а среди русских – средний и ниже среднего. Полученные данные диктуют необходимость дальнейшего изучения влияния этнонациональных и экологических факторов на состояние здоровья учащейся молодежи, а также медико-педагогической коррекции учебного процесса.
морфологические особенности; функциональные показатели; физическое развитие; кардиореспираторная система; адаптация; здоровье студентов; этнонациональные особенности; гендерные отличия
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Comparative physical health evaluation of Kazakh and Russian first year undergraduate students
- Федорова Е. А., Дубинина В. В., Гуринова Л. И., Салко Т. И., Лукина Ю. С. Зависимость ОРВИ и хронических заболеваний от исходного вегетативного тонуса // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 5-2. – С. 31–32.
- Айзман Р. И. Здоровье и безопасность – ключевые задачи образования в современных условиях // Здоровьесберегающее образование. – 2011. – № 6 (18). – С. 48–52.
- Климов В. М., Айзман Р. И. Оценка физического здоровья выпускников школ, поступающих в вузы // Бюллетень сибирской медицины. – 2016. – Т. 15, № 3. – C. 41–47. DOI: https://doi.org/10.20538/1682-0363-2016-3-41-47
- Самарин А. В. Влияние факторов риска на формирование здоровья студенческой молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. – С. 1444
- Адилбекова А. А., Смагулов Н. К., Сабиден Г. С. Сравнительная оценка особенностей вариабельности сердечного ритма у казахстанских и иностранных студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. – С. 83.
- Будукоол Л. К. Особенности морфофункционального статуса студентов тувинской национальности, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях Республики // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 7. – С. 17–20.
- Айзман Р. И., Айзман Н. И., Лебедев А. В., Рубанович В. Б. Компьютерная программа скрининг контроля состояния здоровья участников образовательного процесса // Сибирский учитель. – 2011. – № 2 (75). – С. 36–39.
- Айзман Р. И., Лебедев А. В., Айзман Н. И., Рубанович В. Б. Методология и практика мониторинга здоровья учащейся молодежи // Здоровье и образование в ХХI веке. – 2017. – Т. 19, № 5. – С. 73–78.
- Yang X. G., Li Y. P., Ma G. S., Hu X. Q., Wang J. Z., Cui Z. H., Wang Z. H., Yu W. T., Yang Z. X., Zhai F. Y. Study on weight and height of the Chinese people and the differences between 1992 and 2002 // Zhonghua Liu Xing Bing Xue Za Zhi. – 2005. – Vol. 26 (7). – P. 489–493. PMID: 16334998. (In Chinese)
- Liu Q., Yu C., Gao W., Cao W.,Lyu J.,Wang S.,Pang Z. ,Cong L.,Dong Z.,Wu F., Wang H.,Wu X., Jiang G.,Wang B.,Li L. Genetic and Environmental Effects on Weight, Height, and BMI Under 18 Years in a Chinese Population-Based Twin Sample // Twin Research and Human Genetics. – 2015. – Vol. 18, Issue 5. – P. 571–580. DOI: https://doi.org/10.1017/thg.2015.63
- Min J., Chiu D. T., Wang Y. Variation in the heritability of body mass index based on diverse twin studies: a systematic review // Obes. Rev. – 2013. – Vol. 14, Issue 11. – P. 871–882. DOI: https://doi.org/10.1111/obr.12065
- Egger G., Swinbum B., Islam F. M. Economic growth and obesity: an interesting relationship with world-wide implications // Economics & Human Biology. – 2012. – Vol. 10, Issue 2. – P. 147–153. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ehb.2012.01.002
- Silventomen K., Jelenkovic A., Sund R. at al. Genetic and environmental effects on body mass index from infancy to the onset of adulthood: an individual-based pooled analysis of 45 twin cohorts participating in the COllaborative project of Development of Anthropometrical measures in Twins (CODATwins) study //Am J Clin Nutr. – 2016. – Vol. 104, № 2. – P. 371–379. DOI: https://doi.org/10.3945/ajcn.116.130252
- Орлов С. А., Койносов А. П. Биологическая изменчивость у современной популяции коренных народов Тюменского Севера // Медицинская наука и образование Урала. – 2011. – Т. 12, № 1. – С. 76–79.
- Гребнева Н. Н. Особенности формирования и функциональные резервы детского организма в условиях Западной Сибири. – Тюмень: Изд-во ТГУ, 2001. – 108 c.
- Cingi C. C., Muluk N. B., Hanci D. et al. Is there a correlation between body proportion and choice of profession? // Int J Adolesc Med Health. – 2016. – № 28 (2). – P. 175–182. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/ijamh-2015-0008
- Денисова Д. В., Завьялова Л. Г. Многолетние тренды показателей физического развития подростков Новосибирска (популяционные исследования 1989–2009 гг.) // Бюллетень СО РАМН. – 2011. – Т. 31, № 5. – С. 84–89.
- Ndayisaba J. P., Fanciulli A., Granata R., Duerr S., Hintringer F., Goebel G., Krismer F., Wenning G. K. Erratum to: Sex and age effects on cardiovascular autonomic function in healthy adults // Clinical Autonomic Research. – 2016. – Vol. 26, Issue 2. – P. 169–170. DOI: https://doi.org/10.1007/s10286-015-0335-5
- Ибрагимова Э. Э., Майборода Д. Н., Сычева Е. В. Оценка физиологической работоспособности студентов с различными соматотипами // Человек-природа-общество: теория и практика безопасности жизнедеятельности, экологиии и валеологии. – 2015. – № 1. – С. 58–62.
- Tsitsiashvili Kh. Sh., Kavtaradze G. V., Gvaliia M. V., Zhorzholiani I. R., Makharadze T. G. Parameters of circadian heart rate variations, night sleep profile and structure during the Holter monitoring procedure in the groups of students with different adaptation potential // Georgian Med News. – 2005. – Vol. 119. – P. 52–54. PMID: 15834182
- Hulka O. V. Dynamics of spectral indexes of Heart variability rate of the students with different character of the educational loading // Fiziolohichnyi Zhurnal. – 2015. – № 61 (4). – P. 98–104. PMID: 26552312 (In Ukrainian)
- Schrimpf A., Kube J., Neumann J., Horstmann A., Villringer A., Gaebler M. Parasympathetic cardio-regulation during social interactions in individuals with obesity – The influence of negative body image // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. – 2017. – Vol. 17, Issue 2. – P. 330–347. DOI: https://doi.org/10.3758/s13415-016-0482-8