Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, No.2, С.71-84
УДК: 
371

Реализация технологии внедрения компетентностного подхода в школьном курсе математики

Жафяров А. Ж. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье подробно изложены этапы авторской технологии внедрения компетентностного подхода в учебный процесс. Это продемонстрировано на примере изучения темы об иррациональности в школьном курсе математики.
Методология. В основу исследования положены методология и технология внедрения компетентностного подхода в процессе изучения школьного курса математики; материалы и методы изучения темы об иррациональности.
Результаты. На основе указанной технологии построены две модели: формирование базисной компетентности и повышение компетентности учителя по названной теме в целом. Введено более целесообразное определение равносильности математических объектов (уравнений, неравенств, систем и совокупностей), которое позволяет обоснованно излагать школьный курс математики, в частности тему об иррациональности. Отмечается: 1) ключевые понятия КП весьма сложные; 2) торжествует большая путаница в определениях этих понятий; 3) по краткой схеме трудно усвоить на должном уровне сущность любой технологии. Поэтому автор предлагает статью, в которой реализует эту технологию в процессе изучения темы об иррациональности (также известную под названием «Функция переменных рациональных степеней и ее приложения»). Целесообразность выбора именно этой темы обусловлена следующими обстоятельствами: эта тема вызывает большие трудности у учителей (не только у российских), студентов педагогических вузов и как следствие – у старшеклассников; ежегодно на ЕГЭ предлагаются задачи по этой тематике, на которых старшеклассники теряют баллы; почти нет учебных пособий, с помощью которых можно было бы освоить указанную тематику.
Заключение. Внедрение предлагаемой технологии изучения школьного курса математики будет способствовать повышению качества математического образования и личностного развития учащихся.

Ключевые слова: 

компетенция; компетентность; внедрение компетентностного подхода; учебный процесс; модели формирования компетентности; модели повышения компетентности; равносильность математических объектов

Библиографическая ссылка:
Жафяров А. Ж. Реализация технологии внедрения компетентностного подхода в школьном курсе математики // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 2. – С. 71–84. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1702.05

Список литературы: 
  1. Ashby W. R. Design for a brain. The origin of adaptive behavior. – London: Chapman and Hall, 1960. – 389 p.
  2. Bruner J. S. Toward a Theory of Instruction. – Cambridge: The Belknap Press of Harvard University Press, 1967. – 176 p.
  3. Bruner J. S. The process of education. – Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960. – 229 р.
  4. Cheetham G., Chivers G. The reflective (and competent) practitioner: a model of professional competence which seeks to harmonise the reflective practitioner and competence-based approaches // Journal of European Industrial Training. – 1998. – № 22 (7). – P. 267–276.
  5. Dewey J. Experience and education. – N.Y.: Simon and Schuster, 2007. – 96 р.
  6. Hirsch E. D. Cultural literacy: What every American needs to know. – Boston: Houghton Mifflin, 1987. – 189 р.
  7. Kolb D., Fry R. Towards an applied theory of experimental leaning // Theories of group processes. – London: Wiley, 1975. – P. 33–57.
  8. Markham T., Lenz B. Ready for the world // Educational leadership. – 2012. – Vol. 59, № 7. – Р. 47–52.
  9. Pinar W., Reynolds W., Slattery P., Taubman P. Understanding Curriculum: An Introduction to the Study of Historical and Contemporary Curriculum Discourses. – N.Y.: Peter Lang, 2008. – 1143 р.
  10. Shale D. G. Toward a reconceptualization of distance education // American Journal of Distance Education. – 1988. – Vol. 2, № 3. – P. 25–35.
  11. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 64–68.
  12. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Делимость целых чисел»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – 218 с. 
  13. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Линейная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 279 с. 
  14. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с. 
  15. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Методология и технология формирования компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 145 с. 
  16. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Формирование базисных компетенций и компетентностей по теме «Функция переменных высоких степеней и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. – 140 с. 
  17. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Слепцова А. Е., Федотова М. Е. Формирование базисных компетенций и компетентностей по теме: «Функция переменных рациональных степеней и ее приложения»: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. – 120 с. 
  18. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
  19. Цветков В. Л., Хрусталева Т. А., Рожков А. А., Красноштанова Н. Н., Семчук И. В. Компетентностный подход как стратегическая линия в подготовке профессиональных кадров // Математика в школе. – 2015. – № 1. – С. 130–136.
  20. Шадриков В. Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетенции // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. – 2006. – № 1. – С. 15–21.
  21. Шкерина Л. В.  Методика выявления и оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций студентов – будущих учителей математики. – Красноярск: РИО КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. – 264 с.
Дата публикации 30.04.2017