Соотношение знания и информации в развитии современных социальных практик
2 Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России
Проблема и цель. В статье представлен обзор аналитического материала по актуальной проблеме соотношения знания и информации и влияния этого соотношения на инновационные изменения в социальных практиках. Цель статьи – исследовать принципиальные изменения в культурологической сфере взаимодействия научного знания и информации, а также влияние этого взаимодействия на инновационное развитие социальных практик в области высшего образования и повышения качества жизни человека.
Методология. Методология исследования основывается на теории постнеклассического типа общества и его центральном понятии «общество знания». В статье применены также междисциплинарный, системно-структурный подходы в раскрытии сущности современной науки и ее значении в решении актуальных социокультурных и образовательных задач инновационного развития.
Результаты. Проанализировано влияние интеграционных процессов в современной науке на развитие социальных практик и характера отношений между знанием и информацией. Научное знание стало выступать в качестве основы производства и потребления информации. Проведен анализ влияния науки как особой отрасли общественного производства на механизм взаимодействия знания и информации. Показана связь региональной инновационной политики с деятельностью опорного университета, активно подключенного к проблеме повышения качества жизни человека. Авторы статьи отмечают отношение ученых к понятиям «знание» и «информация» как к ключевым категориям науки, посредством которых происходит понимание сложных процессов трансформации современного общества. В решении актуальной проблемы совершенствования системы образования авторы выделяют применение специализированных программ обучения, которые дают возможность пользователям создавать редактируемые содержания в виде различных результатов поиска необходимых знаний из крупных баз данных. Подчеркивается, что в условиях перехода к «обществу знания» развитие его важнейших сторон определяют совершенно новые возможности социального прогнозирования. С исторической точки зрения, утверждают авторы данной статьи, одной из главных предпосылок развития актуальных междисциплинарных процессов современности является превращение науки середины XX в. в особую отрасль общественного производства. В связи с этим раскрываются три ее основные характеристики: закрепление за наукой функции непосредственной производительной силы, налаживание полноценных механизмов взаимодействия с основными отраслями общественного производства, существование науки как одной из социальных сфер, вовлеченной в активную взаимосвязь с другими сторонами жизни общества, в особенности образованием и повышением качества жизни человека.
Заключение. В соответствии с поставленной целью авторы статьи раскрыли современную структуру научных связей, определяющую в условиях роста информационных потоков развитие междисциплинарных и трансдисциплинарных взаимодействий. Эти взаимодействия отнесены, в частности, к процессам инновационного сближения общества, власти и предпринимательства, в которых ключевую роль играет опорный университет. В рамках науки как целостной социальной системы авторы определили три ее характеристики, которые играют важную роль в развитии социальных практик, направленных на совершенствование обучающих программ высшего образования и повышение качества жизни человека.
наука; образование; знание и информация; структура научных связей; социальные практики; система образования; инновационное развитие общества
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
The relationship between knowledge and information in the development of modern social practices
- Колпаков В. А. Общество знания. Опыт философско-методологического анализа // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 26–38.
- Karpov A. O. The Problem of Separating the Notions of “Knowledge” and “Information” in the Knowledge Society and its Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 804–810. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.152
- Pattnayak J., Pattnaik S. Integration of Web Services with E-Learning for Knowledge Society // Procedia Computer Science. – 2016. – Vol. 92. – P. 155–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2016.07.340
- Kornienko A. University Education in the Development of Knowledge-based Society: Network Technologies of Scientific Research and Cyberscience as Factors of Education Professionalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 359–364. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.065
- Kornienko A. A. The Concept of Knowledge Society in the Ontology of Modern Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 378–386. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.540
- Nikitina Yu. Specificity of Social Systems Development Prognosis in Conditions of Transition to Knowledge Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 434–440. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.549
- Kornienko A. A., Kornienko A. V., Fofanov O. B., Chubik M. P. The Nature of Knowledge Power in Communicative Information Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 595–600. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.579
- Amador S. R., Pérez M. D., Huertas L., Pérez M. J., Peñas D. A. A case study of knowledge organization patterns within Curricular Information Systems // Investigación Bibliotecológica: Archivonomía, Bibliotecología e Información. – 2016. – Vol. 30, Issue 68. – P. 91–107. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ibbai.2016.06.005
- Jin X., Zong Sh., Li Yo., Wu Sh., Yin W., Ge W. A Domain Knowledge Based Method on Active and Focused Information Service for Decision Support within Big Data Environment // Procedia Computer Science. – 2015. – Vol. 60. – P. 93–102. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2015.08.108
- Mourtzis D., Doukas M., Giannoulis C. An Inference-based Knowledge Reuse Framework for Historical Product and Production Information Retrieval // Procedia CIRP. – 2016. – Vol. 41. – P. 472–477. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procir.2015.12.026
- Pogukaeva N. Cognitive Management in the Information Society Context // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 456–459. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.553
- Leenhardt P., Teneva L., Kininmonth S., Darling E., Cooley S., Claudet J. Challenges, insights and perspectives associated with using social-ecological science for marine conservation // Ocean & Coastal Management. – 2015. – Vol. 115. – P. 49–60. DOI: http://doi.org/10.1016/j.ocecoaman.2015.04.018
- Ballard H. L., Dixon C. G.H., Harris E. M. Youth-focused citizen science: Examining the role of environmental science learning and agency for conservation // Biological Conservation. – 2017. – Vol. 208. – P. 65–75. DOI: http://doi.org/10.1016/j.biocon.2016.05.024
- Jones A. S., Horsburgh J. S., Jackson-Smith D., Ramírez M., Flint C. G., Caraballo J. A web-based, interactive visualization tool for social environmental survey data // Environmental Modelling & Software. – 2016. – Vol. 84. – P. 412–426. DOI: http://doi.org/10.1016/j.envsoft.2016.07.013
- Barczyński B. J., Kalina R. M. Science of Martial Arts – Example of the Dilemma in Classifying New Interdisciplinary Sciences in the Global Systems of the Science Evaluation and the Social Consequences of Courageous Decisions // Procedia Manufacturing. – 2015. – Vol. 3. – P. 1203–1210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.199
- Yoshimura M. Importance of Soft Processing (Low-energy Production) of Advanced Materials for Sustainable Society // Procedia Engineering. – 2017. – Vol. 171. – P. 40–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.proeng.2017.01.308
- Harder I., Walter C., Brinksmeier E. Engaging the Public in Engineering Science – Successful Measures for a Public Dialog // Procedia Manufacturing. – 2017. – Vol. 8. – P. 96–103. DOI: http://doi.org/10.1016/j.promfg.2017.02.012
- Mallaband B., Wood G., Buchanan K., Staddon S., Mogles N. M., Gabe-Thomas E. The reality of cross-disciplinary energy research in the United Kingdom: A social science perspective // Energy Research & Social Science. – 2017. – Vol. 25. – P. 9–18. DOI: http://doi.org/10.1016/j.erss.2016.11.001
- Пушкарёва Е.А., Латуха О.А. Интеграция науки и образования: проблемы реализации в образовательном учреждении: моногр. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 140 с.
- Князев Н. А., Корольчук О. И. Актуальные аспекты взаимодействия образования и науки как социальных целостностей // Философия образования. – 2009. – № 2. – С. 5–12.
- van der Hel S. New science for global sustainability? The institutionalisation of knowledge co-production in Future Earth // Environmental Science & Policy. – 2016. – Vol. 61. – P. 165–175. DOI: http://doi.org/10.1016/j.envsci.2016.03.012
- Chambers S. N., Baldwin R. F., Baldwin E. D., Bridges W. C., Fouch N. Social and spatial relationships driving landowner attitudes towards aquatic conservation in a Piedmont-Blue Ridge landscape // Heliyon. – 2017. – Vol. 3, Issue 4. DOI: http://doi.org/10.1016/j.heliyon.2017.e00288
- Ersay E. Investigating Pre-Service Early Childhood Teachers’ Views on Science Technology and Society Issues in Turkey // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 1397–1402. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.318
- Ballard H. L., Robinson L. D., Young A. N., Pauly G. B., Higgins L. M., Johnson R. F., Tweddle J. C. Contributions to conservation outcomes by natural history museum-led citizen science: Examining evidence and next steps // Biological Conservation. – 2017. – Vol. 208. – P. 87–97. DOI: http://doi.org/10.1016/j.biocon.2016.08.040