Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 3, С. 223–240
УДК: 
612.8 + 378

Характеристики функционального состояния нервной системы студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности

Байгужин П. А. 1 (Челябинск, Россия), Кирсанов В. М. 1 (Челябинск, Россия), Шибкова Д. З. 1 (Челябинск, Россия)
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Вопрос о взаимосвязи функционального состояния нервной системы, уровня умственной работоспособности и направленности учебно-профессиональной деятельности студентов до настоящего времени не имеет однозначного ответа, хотя представляет большой интерес, поскольку является важным показателем адаптации индивида к условиям обучения. В статье представлены результаты исследования функционального состояния ЦНС и уровня работоспособности студентов. Цель статьи – обосновать деление контингента студентов на группы с различной учебно-профессиональной направленностью (регламентированную и нерегламентированную) в соответствии с психофизиологическими особенностями испытуемых.
Методология. Исследование базируется на системном подходе к анализу психофизиологических особенностей личности. Использовался метод оценки значений латентного периода простой зрительно-моторной реакции у студентов при реализации рефлексометрической пробы.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении ряда особенностей испытуемых – студентов различных профилей обучения. Подчеркивается, что по показателям работоспособности и степени утомления в обеих сравниваемых группах испытуемых отмечаются сходные распределения. У большей части испытуемых в обеих группах отмечена незначительно сниженная работоспособность. Второй по численности в обеих группах является доля лиц с нормальной работоспособностью, соответствующей наиболее оптимальному функциональному состоянию ЦНС.
Заключение. В статье делаются выводы о том, что условия обучения в группах с регламентированной и нерегламентированной (творческой) направленностью не вызывают значительного снижения функциональных возможностей ЦНС. Авторами отмечается, что доля лиц, у которых была отмечена сниженная работоспособность (наличие утомления) в группе студентов, обучающихся по творческим специальностям, меньше, чем в группе студентов нетворческих профилей обучения, что является следствием специфики творческой учебно-профессиональной деятельности. Эта деятельность не вызывает значительного снижения функциональных возможностей ЦНС и позволяет индивиду более продолжительное время не испытывать состояние утомления.

Ключевые слова: 

психофизиологические особенности; умственная работоспособность; зрительно-моторная реакция; регламентация деятельности; функциональные возможности; устойчивость; центральная нервная система

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Characteristics of the functional state of the nervous system of students depending on the level of educational and professional activities regulations

Библиографическая ссылка:
Байгужин П. А., Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Характеристики функционального состояния нервной системы студентов в зависимости от уровня регламентированности учебно-профессиональной деятельности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 3. – С. 223–240. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1703.14
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82.
  2. Антипова Е. И., Шибкова Д. З. Оценка динамики психофизиологических характеристик и работоспособности специалистов по социальной работе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 457–466.
  3. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ: моногр. – Новосибирск: Изд-во СО РАМН, 2000. – 126 с.
  4. Байгужин П. А. Факторы результативности психофизиологического исследования функционального состояния центральной нервной системы у студентов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2011. – № 26. – С. 131–136.
  5. Казин Э. М.Образование и здоровье: медико-биологические и психолого-педагогические аспекты: моногр. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 214 с.
  6. Billman G. E.The LF/HF ratio does not accurately measure cardiac sympatho-vagal balance // Front. Physiol. – 2013. – Vol. 4. – Article 26. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fphys.2013.00026
  7. Bond V. Jr., Curry B. H., Kumar K., Pemminati S., Gorantla V. R., Kadur K., Millis R. M. Nonlinear Conte-Zbilut-Federici (CZF) Method of Computing LF/HF Ratio: A More Reliable Index of Changes in Heart Rate Variability // J. Pharmacopuncture. – 2016. – Vol. 19, № 3. – P. 207–212. DOI: http://dx.doi.org/10.3831/KPI.2016.19.021
  8. Dimitriev D. A., Saperova E. V., Dimitriev A. D.State Anxiety and Nonlinear Dynamics of Heart Rate Variability in Students // PLoS One.  – 2016. – Vol. 11, № 1. – e0146131. DOI: http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0146131
  9. Емелин А. Ю. Когнитивные нарушения при цереброваскулярной болезни // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. – 2014. – № 4. – С. 11–18.
  10. Кирсанов В. М., Шибкова Д. З. Психофизиологическая характеристика личности студентов в период адаптации к обучению в вузе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 127–132.
  11. Корсакова Н. К. Нейропсихология внимания и «Задача Струпа» // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2014. – № 3. – С. 26–33.
  12. Lehnert T., Streltchenia P., Konnopka A., Riedel-Heller S. G., König H. H. Health burden and costs of obesity and overweight in Germany: an update // Eur. J. Health Econ. – 2015. – Vol. 16, № 9. – P. 957–967. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10198-014-0645-x
  13. Литвинова H. A., Казин Э. М., Лурье С. Б., Булатова О. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 1 (45). – С. 141–147.
  14. Литовченко О. Г., Арент Е. А., Макляк А. Н. Функциональное состояние центральной нервной системы допризывников Среднего Приобья по данным вариационной хронорефлексометрии // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 7. – С. 91–93.
  15. Лоскутова Т. Д. Оценка функционального состояния центральной нервной системы человека по параметрам простой двигательной реакции // Физиологический журнал. – 1975. – Т. 61, № 1. – С. 3–12.
  16. Malpas S. C. Sympathetic nervous system overactivity and its role in the development of cardiovascular disease // Physiol. Rev. – 2010. – Vol. 90, № 2. – P. 513–557. DOI: http://dx.doi.org/10.1152/physrev.00007.2009
  17. Мальцев В. П., Шибкова Д. З., Байгужин П. А. Психофизиологический статус студенток как фактор обеспечения учебно-профессиональной деятельности // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2 (13). – С. 163–170.
  18. Miret M., Caballero F. F., Chatterji S., Olaya B., Tobiasz-Adamczyk B., Koskinen S., Leonardi M., Haroc J. M., Ayuso-Mateosg J. L. Health and happiness: cross-sectional household surveys in Finland, Poland and Spain // Bull. World Health Organ. – 2014. – Vol. 92, № 10. – P. 716–725. DOI: http://dx.doi.org/10.2471/BLT.13.129254
  19. Moczko T. R., Bugaj T. J., Herzog W. Perceived stress at transition to workplace: a qualitative interview study exploring final-year medical students' needs // Adv. Med. Educ. Pract. – 2016. – № 7. – P. 15–27. DOI: https://doi.org/10.2147/AMEP.S94105
  20. Montano N., Porta A., Cogliati C., Costantino G., Tobaldini E., Casali K. R., Iellamo F. Heart rate variability explored in the frequency domain: a tool to investigate the link between heart and behavior // Neurosci Biobehav Rev. – 2009. – Vol. 33, Issue 2. – P. 71–80. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.neubiorev.2008.07.006
  21. Сафонова В. Р. Анализ показателей работоспособности студенток медицинского вуза с разным уровнем здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 364–371.
  22. Sassi R., Cerutti S., Lombardi F., Malik M., Huikuri H. V., Peng C. K., Schmidt G., Yamamoto Y. Advances in heart rate variability signal analysis: joint position statement by the e-Cardiology ESC Working Group and the European Heart Rhythm Association co-endorsed by the Asia Pacific Heart Rhythm Society // Europace. – 2015. – Vol. 17, № 9. – P. 1341–1353. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/europace/euv015
  23. Skibniewski F. W., Dziuda Ł., Baran P. M., Krej M. K., GuzowskiS., Piotrowski M. A., Truszczyński O. E.Preliminary Results of the LF/HF Ratio as an Indicator for Estimating Difficulty Level of Flight Tasks // Aerosp. Med. Hum. Perform. – 2015. – Vol. 86, № 6. – P. 518–523. DOI: http://dx.doi.org/10.3357/AMHP.4087.2015
  24. Челышкова Т. В., Хасанова Н. Н., Гречишкина С. С. и др. Особенности функционального состояния центральной нервной системы студентов в процессе учебной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2008. – № 9. – С. 71–77.
  25. Wojtyła-Buciora P., Stawińska-Witoszyńska B., Wojtyła K. Assessing physical activity and sedentary lifestyle behaviours for children and adolescents living in a district of Poland. What are the key determinants for improving health? // Ann. Agric. Environ. Med. – 2014. – Vol. 21, № 3. – P. 606–612. DOI: http://dx.doi.org/10.5604/12321966.1120611
  26. Zhang G., Chan A., Zhong J., Yu X. Creativity and social alienation: the costs of being creative // International Journal of Human Resource Management. – 2016. – Vol. 27, Issue 12. – P. 1252–1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09585192.2015.1072107.
Дата публикации 30.06.2017