Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 94–111
УДК: 
159.91+159.922.72+159.942+37.015.3

Особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма младших школьников

Добрин А. В. 1 (Елец, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены результаты исследования особенностей взаимосвязи показателей вариабельности кардиоритма (ВСР) и эмоционального интеллекта (ЭИ) детей 7–8 лет. Значимость выявления взаимосвязи показателей ВСР с уровнем ЭИ детей 7–8 лет обусловлена как индивидуализацией процесса обучения, с одной стороны, так и необходимостью сохранения здоровья детей, с другой. Особенности регуляции сердечного ритма отражают специфику адаптации к изменяющимся условиям. В связи с этим анализ взаимосвязи ВСР и ЭИ детей даёт возможность обнаружить специфику регуляции кардиоритма, связанную с эмоциональной активностью, и на основе этого спрогнозировать особенности адаптации к обучению в начальной школе. Целью статьи является изучение особенностей регуляции сердечного ритма младших школьников с различным уровнем эмоционального интеллекта.
Методология. Было обследовано 150 школьников младших классов. Детям были предложены методики диагностики эмоционального интеллекта («Эмоциональная пиктограмма», «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», «Три желания»). Исследование ВСР проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «ОМЕГА-М».
Результаты. Эмоциональный интеллект оказывает влияние на особенности регуляции сердечного ритма младших школьников. Установлено, что в исследуемой выборке преобладает средний и высокий уровень эмоционального интеллекта. Показано, что чем выше эмоциональный интеллект, тем выше показатели активности парасимпатического отдела автономной нервной системы.
Заключение. Делаются выводы о том, что эмоциональный интеллект отражает регуляцию внутреннего эмоционального состояния и чем выше уровень ЭИ, тем эффективнее вегетативная регуляция кардиоритма в процессе эмоциональной нагрузки. На основании полученных результатов отмечается важность параметра ЭИ как в регуляции физиологических, так и психологических особенностей, т. к. он отражает способность ребенка оценить значимость эмоциональной ситуации, что способствует эффективному планированию собственного поведения и эффективной адаптации в эмоциональных условиях.

Ключевые слова: 

эмоциональный интеллект; кардиоритм; вариабельность сердечного ритма; автономная нервная система; эмоциональное напряжение; младшие школьники

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Peculiarities of influence of emotional intelligence on the heart rate indicators of primary schoolchildren

Библиографическая ссылка:
Добрин А. В. Особенности влияния эмоционального интеллекта на показатели кардиоритма младших школьников // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 94–111. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.07
Список литературы: 
  1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. – Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. – 388 с.
  2. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. – 2008. – № 1. – С. 65–87.
  3. Баевский Р. М., Иванов Г. Г. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения // Ультразвуковая и функциональная диагностика. – 2001. – № 3. – С. 108– 127.
  4. Баевский Р. М. Анализ вариабельности сердечного ритма: история и философия, теория и практика // Вестник Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Серия Медицина. –  2003. – № 5 (581). – С. 14–15.
  5. Николаева Е. И., Борисенкова Е. Ю. Сравнение разных способов оценки профиля функциональной сенсомоторной асимметрии у дошкольников // Асимметрия. – 2008. – Т. 2, № 1. – С. 32–39.
  6. Шимшиева О. Н., Логинов С. И. Влияние физической нагрузки на параметры вариабельности сердечного ритма юношей при широтном перемещении // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 6. – С. 87–90.
  7. Шлык Н. И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов: монография. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2009. – 254 с.
  8. Abe J. A. A. Positive emotions, emotional intelligence, and successful experiential learning // Personality and Individual Differences. 2011. Vol. 51 (7). – P. 817–822. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2011.07.004
  9. Bakhchina A. V., Polevaya S. A., Parin S. B. Vegetative correlates of cognitive processes in stress situation // European Scientific Journal. – 2013. – Vol. 3. – P. 277–280. URL: http://eujournal.org/index.php/esj/article/view/2436/2309
  10. Boyatzis R. E., Smith M. L., Van Oosten E., Woolford L. Developing resonant leaders through emotional intelligence, vision and coaching // Organizational Dynamics. 2013. – Vol.  42 (1). – P. 17–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.orgdyn.2012.12.003
  11. Bohanek J. G., Fivush R., Walker E. Memories of positive and negative emotional events // Appl. Cognit. Psychol. – 2005. – Vol. 19 (1). – P. 51–66. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/acp.1064
  12. Cavazotte F., Moreno V., Hickmann M. Effects of leader intelligence, personality and emotional intelligence on transformational leadership and managerial performance // The Leadership Quarterly. – 2012. – Vol. 23 (3). – P. 443–455. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.leaqua.2011.10.003
  13. Ciarochi J. V., Dean F. P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences. – 2002. – Vol. 32 (2). – P. 197–209. DOI: https://doi.org/10.1016/S0191-8869(01)00012-5
  14. Clarke N. Developing emotional intelligence abilities through team-based learning // Human Resource Development Quarterly. – 2010. – Vol. 21 (2). –P. 119–138. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/hrdq.20036
  15. Clarke N. Emotional intelligence and learning in teams // Journal of Workplace Learning. – 2010. Vol. 22 (3). – P. 125–145. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/13665621011028594
  16. Christopher M. S., Goerling R. J., Rogers B. S., Hunsinger M., Baron G., Bergman A. L., Zava D. T.  A pilot study evaluating the effectiveness of a mindfulness-based intervention on cortisol awakening response and health outcomes among law enforcement officers // Journal of Police and Criminal Psychology. – 2016. – Vol. 31 (1). – P. 15–28. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11896-015-9161-x
  17. Chun J. U., Litzky B. E., Sosik J. J., Bechtold D. C., Godshalk V. M. Emotional intelligence and trust in formal mentoring programs // Group & Organization Management. – 2010. Vol. 35 (4). – P. 421–455. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1059601110378293
  18. Chrusciel D. What motivates the significant/strategic change champion(s)? // Journal of Organizational Change Management. – 2008. – Vol. 21 (2). – P. 148–160. DOI: http://dx.doi.org/10.1108/09534810810856408
  19. Flowers L. K., Thomas-Squance R., Brainin-Rodriguez J. E., Yancey A. K. Interprofessional social and emotional intelligence skills training: Study findings and key lessons // Journal of Interprofessional Care. – 2014. Vol. 28 (2). – P. 157–159. DOI: http://dx.doi.org/10.3109/13561820.2013.847407
  20. George J. M. Emotions and leadership: The role of emotional intelligence // Human Relations. – 2000. – Vol. 53 (8). – P. 1027–1055. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0018726700538001
  21. Gill L. J., Ramsey P. L., Leberman S. I. A systems approach to developing emotional intelligence using the self-awareness engine of growth model // Systemic Practice and Action Research. – 2015. – Vol. 28 (6). – P. 575–594. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11213-015-9345-4
  22. Grant L., Kinman G., Alexander K. What's all this talk about emotion? Developing emotional intelligence in social work students // Social Work Education. – 2014. –Vol. 33 (7). – P. 874–889. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/02615479.2014.891012
  23. Mahon E. G., Taylor S. N., Boyatzis R. E. Antecedents of organizational engagement: exploring vision, mood and perceived organizational support with emotional intelligence as a moderator // Front. Psychol. – 2014. – Vol. 5. – Article 1322. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fpsyg.2014.01322
  24. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. R. Emotional intelligence: New ability or eclectic traits? // American Psychologist. 2008. – Vol. 63 (6). P. 503–517. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.63.6.503
  25. Mayer J. D., Roberts R. D., Barsade S. G. Human abilities: Emotional intelligence // Annual Review of Psychology. – 2008. – Vol. 59. – P. 507–536. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.59.103006.093646
  26. Miao C., Humphrey R. H., Qian S. Leader emotional intelligence and subordinate job satisfaction: A meta-analysis of main, mediator, and moderator effects //Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 102. – P. 13–24. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.056
  27. Momm T., Blickle G., Liu Y., Wihler A., Kholin M., Menges J. I. It pays to have an eye for emotions: Emotion recognition ability indirectly predicts annual income // Journal of Organizational Behavior. – 2015. –Vol. 36 (1). – P. 147–163. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/job.1975.
  28. Myrtek M., Aschenbrenner E., Brügner G. Psychophysiological Research Group at the University of Freiburg (FRG). Emotions in everyday life: an ambulatory monitoring study with female students // Biological Psychology. – 2005. – Vol. 68 (3). – P. 237–255. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.biopsycho.2004.06.001
  29. Nelis D., Kotsou I., Quoidbach J., Hansenne M., Weytens F., Dupuis P., Mikolajczak M. Increasing emotional competence improves psychological and physical well-being, social relationships, and employability // Emotion. – 2011. –Vol. 11 (2). – P. 354–366. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0021554
  30. Parke M. R., Seo M. G., Sherf E. N. Regulating and facilitating: The role of emotional intelligence in maintaining and using positive affect for creativity // Journal of Applied Psychology. – 2015. – Vol. 100 (3).  – P. 917–934. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0038452
  31. Tsaousis I., Nikolaou I. Exploring the relationship of emotional intelligence with physical and psychological health functioning // Stress and Health: Journal of the International Society for the Investigation of Stress. – 2005. – Vol. 21 (2). – P. 77–86. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/smi.1042
  32. Van Rooy D. L., Visveswaran C. Emotional intelligence: A meta-analytic investigation of predictive validity and nomological net // Journal of Vocational Behavior. – 2004. – Vol. 65 (1). – Р. 71–95. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S0001-8791(03)00076-9
  33. Wong C., Law K. S. The effects of leader and follower emotional intelligence on performance and attitude: An exploratory study // The Leadership Quarterly. – 2002. – Vol. 13 (3). – P. 243–274. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S1048-9843(02)00099-1
Дата публикации 31.10.2017