Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 67–80
УДК: 
159.91 + 612.821

Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Куулар Ш. В. 1 (Кызыл, Россия), Будук-оол Л. К. 1 (Кызыл, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тувинский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлены психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Данная тематика является актуальной, т. к. в условиях повышенной нагрузки в вузе студенты должны обладать адаптивными механизмами, способствующими их успешному обучению. Зачастую адаптация к обучению в вузе происходит недостаточно эффективно, что приводит к появлению сильного эмоционального напряжения, которое ухудшает здоровье обучающихся. Все эти факторы могут привести к психоэмоциональному стрессу, что влияет на поведение студента в конфликтных ситуациях, т. к. конфликт является одной из первопричин стресса и возникающего на этой почве застойного эмоционального возбуждения с последующей дезинтеграцией физиологических функций. Цель нашей работы – выявить психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Методология. В исследовании приняли участие 84 студента тувинской национальности Тувинского государственного университета. Для проведения исследования использовался методический комплекс компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений» Р. И. Айзмана с соавт. (2009), по которому диагностировали стратегии поведения личности в конфликтном взаимодействии по методике К. Томаса; особенности личностных характеристик обучающихся по опроснику Г. Айзенка; состояние агрессии по методике А. Басса и А. Дарки.
Результаты. Среди контингента студентов преобладающим типом стратегии является неэффективная стратегия, однако присутствует достаточно большая доля лиц с эффективной стратегией поведения. По всей выборке доминирующим типом темперамента оказался меланхолический, а у лиц с эффективной стратегией поведения превалирующим типом темперамента являлся флегматический. При этом среди лиц с нейтральной стратегией поведения оказалась большая доля меланхоликов. Среди студентов с неэффективной стратегией поведения преобладали интроверты, в остальных группах больше амбивертов. Экстраверты присутствовали только среди студентов с эффективной стратегией поведения.
Заключение. Лица с неэффективной стратегией поведения отличались более высоким уровнем агрессивности в сравнении с остальными.

Ключевые слова: 

конфликт; стратегия поведения; экстраверсия; интроверсия; нейротизм; тип темперамента; агрессивность; враждебность

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Psychophysiological features of students with different types of conflict management strategies

Библиографическая ссылка:
Куулар Ш. В., Будук-оол Л. К. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 67–80. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.05
Список литературы: 
  1. Агаджанян Н. А., Батоцыренова Т. Е., Семенов Ю. Н. Эколого-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания: монография. – Владимир: Владимирский гос. ун-т, 2009. – 168 с. 
  2. Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов. – 2004. – Т. 307, № 5. – С. 131–135. 
  3. Варенцова И. А., Чеснокова В. Н., Соколова Л. В. Сезонное изменение психофункционального состояния студентов с разным типом вегетативной регуляции сердечного ритма // Экология человека. – 2011. – № 2. – С. 47–52. 
  4. Дьячкова Е. С., Хватова М. В. Типологические детерминанты развития субъектов образовательного процесса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – № 1 (45). – С. 262–270. 
  5. Неврюев А. Н., Мохова С. Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 87–97.
  6. Николаева Е. Н., Колосова О. Н., Яковлева А. П., Мельгуй Н. В. Некоторые психофизиологические особенности здоровья студентов на Севере и возможность их коррекции // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. – 2012. – Т. 9, № 4. – С. 140–145.
  7. Ревина Н. Е. Конфликт, стресс, невроз // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2006. – № 35. – С. 74–76.
  8. Резников Е. Н., Товуу Н. О. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика: монография. – М.: Пер Сэ, 2002. – 223 с.
  9. Солдатова О. Г., Савченков Ю. И., Шилов С. Н. Темперамент человека как фактор, влияющий на уровень здоровья // Физиология человека. – 2007. – Т. 33, № 2. – С. 76–80.
  10. Солынин Н. Э. Психологическая структура этнической толерантности учащихся основной школы и студентов средних и высших профессиональных образовательных учреждений // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. – № 4. – С. 61.
  11. Хаснулин В. И., Красильникова В. А., Дороганов А. О., Будук-оол Л. К. Эндокринные и психофизиологические характеристики формирования дизадаптации у студентов Республики Тыва и Ханты-Мансийского Автономного округа // Экология человека. – 2009. – № 7. – С. 3–6.
  12. Шведов Д. Н. Факторы, обеспечивающие адаптацию студентов в вузе // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2015. – № 1 (42). – С. 387–388.
  13. Bolboceanu А., Pavlenko L. Choice of the behavior strategy in conflict situations at different stages of development // GISAP: Psychological Sciences. – 2014. – Vol. 1, № 3. – P. 3–6. URL: http://www.psychology.gisap.eu/content/choice-behaviour-strategy-conflict-situations-different-stages-development?utm_source=researchbib
  14. Buss A. H., Plomin R. A., Willerman L. Inheritance of personality dispositions in twins // J. Personality. – 1973. – Vol. 41. – P. 513–521. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Inheritance%20of%20personality%20dispositions%20in%20twins&author=A.%20H..%20Buss&author=R..%20Plomin&author=L..%20Willerman&journal=J.%20Personal.&volume=41&pages=513-524&publication_year=1973
  15. Buss A. H. The Psychology of Aggression. – London: Wiley, 1961. – 307 p. DOI: https://dx.doi.org/10.1037/11160-000
  16. Пчелинцева Д. Н. Психологические факторы, влияющие на динамику урегулирования конфликтов // European Journal of Psychological Studies. – 2014. – Vol. 1, № 1. – P. 18–22. DOI: http://dx.doi.org/10.13187/ejps.2014.1.18
  17. Eysenck H. J., Levey A. B. Conditioning, Introversion-Extraversion and the strength of the nervous system // Biological bases of individual behavior / Eds Nebylitsyn V. D., Gray J. A. – New York: Academic Press, 1972. – P. 206–220 URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Conditioning%2C%20Introversion-Extraversionand%20the%20strength%20of%20the%20nervous%20system&author=HJ.%20Eysenck&author=AB.%20Levey&pages=206-220&publication_year=1972
  18. Fuatai L., Soon-Schuster F. Anxiety, stress and coping strategic among University of South Pacific students // Pac. Health Dialog. – 2001. – Vol. 8 (1). – P. 83–93. URL:http://pacifichealthdialog.org.fj/index_option_com_content_view_article_id_68.html 
  19. Wilmot W. W., Hocker J. L. Interpersonal conflict. – New York: McGraw-Hill, 2000. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Interpersonal%20conflict&author=W.%20W.Wilmot&author=J.%20L..%20Hocker&publication_year=2000
  20.  Ishkov A., Miloradova N. The interaction strategies and behavior models in conflicts of Russian construction industry // MATEC Web of Conferences.  – 2017. – Vol. 106. – Article Number 08068. DOI: http://dx.doi.org/10.1051/matecconf/201710608068
  21.  Mortensen С. D. Human conflict: disagreement, misunderstanding, and problematic talk. – Lanham. Md.: Rowman &Littlefield Publishers, 2006. – 408 p. URL: https://www.kobo.com/us/en/ebook/human-conflict 
  22. Fisher R. J. A North American Pioneer in Interactive Conflict Resolution. – Springer, 2016. – 159 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-39038-3
  23. Thomas K. W., Kilmann R. H. Thomas-Kilmann conflict mode instrument. – Tuxedo, NY: Xicom, 1974. http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Thomas-Kilmann%20conflict%20mode%20instrument&author=K.%20W..%20Thomas&author=R.%20H..%20Kilmann&publication_year=1974
  24. Thomas K. W., Kilmann R. H. Comparison of four instruments measuring conflict behavior // Psychological Reports. – 1978. – Vol. 42. – P. 1139–1145. http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Comparison%20of%20four%20instruments%20measuring%20conflict%20behavior&author=K.%20W..%20Thomas&author=R.%20H..%20Kilmann&journal=Psychological%20Reports&volume=42&pages=1139-1145&publication_year=1978
Дата публикации 31.10.2017