О педагогических особенностях китайской гимнастики тайцзицюань
2 Новосибирский государственный университет
Проблема и цель. В преподавании китайской гимнастики тайцзицюань используется традиционная методика Пекинского университета спорта, которая семантически противоречит европейской педагогической традиции, выделяющей три этапа спортивного развития: подготовительный, основной и этап совершенствования. В связи с этим цель статьи – сравнительный анализ методики преподавания тайцзицюань от Пекинского университета спорта и подходов европейской педагогики к физкультурно-спортивной подготовке, а также исследование возможности адаптации китайских методов преподавания тайцзицюань к европейским условиям вообще и российским, в частности.
Методология. Сравнительное исследование методики преподавания тайцзицюань в рамках педагогической модели Пекинского университета спорта и этапов подготовки спортсменов, принятых в российской спортивной педагогике. Пекинская модель преподавания выбрана как основной объект для анализа, т. к. как современный (начиная со второй половины XX в.) официальный этап развития тайцзицюань связан именно со столичным университетом спорта как головным вузом в Китае.
Результаты. Выявлено, что специалисты Пекинского университета спорта выделяют следующие этапы подготовки: преподавание и изучение базовых движений, раздельная тренировка движений комплексов таолу под устный счет, упрочнение и повышение качества и ритмичности движений таолу. Данные этапы по названиям и по описанию содержательной части отличаются от этапов, принятых в российской педагогике спорта: подготовительный, основной и совершенствования. Обосновано, что несмотря на существенную семантическую специфику Пекинской модели, она может верифицироваться в рамках европейского (в том числе российского) педагогического подхода.
Заключение. Результаты исследования позволяют использовать в преподавании тайцзицюань в России всю совокупность отечественных педагогических методов спортивной подготовки, насыщая её лучшими элементами традиционных китайских методик.
тайцзицюань; оздоровительная физическая культура; педагогика; методика преподавания; Пекинский университет спорта; этапы обучения движениям; методика спортивной подготовки
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Li Deyin. Taijiquan. – Beijing: Foreign Languages Press, 2004. – 402 p.
- Мурашова А. В.Оздоровительнаякитайская гимнастика тайцзицюань: обзор исследований и постановка проблемы // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 2. – С. 88–94.
- Майер Б. О., Мурашова А. В.Тайцзицюань как объект научного исследования // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. – 2015. – Т. 14, № 4. – С. 86–91.
- Field T. Tai Chi research review // Complementary Therapies in Clinical Practice. – 2011. – № 17. – Р. 141–146. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ctcp.2010.10.002
- Guo Y., Qiu P., Liu T.Tai Ji Quan: An Overview of Its History, Health Benefits, and Cultural Value // Science Direct Journal of Sport and Health Science. – 2014. – Vol. 3, № 1. – P. 3–8. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jshs.2013.10.004
- Pei Y.-C., Chou S.-W., Lin P.-S., Lin Y.-C., Hsu T. H. C., Wong A. M. K. Eye-hand coordination of elderly people who practice Tai Chi Chuan // Journal of the Formosan Medical Association. – 2008. – Vol. 107, № 2. – P. 103–110. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/S0929-6646(08)60123-0
- Li J. X., Xu D. Q., Hong Y. Tai Chi exercise and proprioception behavior in old people // Medicine and Sport Science. – 2008. – Vol. 52. – P. 77–86. DOI: http://dx.doi.org/10.1159/000134288
- Wang C., Collet J. P., Lau J. The effect of tai chi on health outcomes in patients with chronic conditions: A systematic review // Archives of Internal Medicine. – 2004. – Vol. 164, № 5. – P. 493–501. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/archinte.164.5.493
- Lo H., Yeh C., Chang S., Sung H., Smith G. A Tai Chi exercise program improved exercise behavior and reduced blood pressure in outpatients with hypertension // International Journal of Nursing Practice. – 2012. – Vol. 18, № 6. – P. 545–551. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/ijn.12006
- Wang C., Schmid C. H., Rones R., Kalish R., Yinh J., Goldenberg D. L., Lee Y., McAlindon T. A randomized trial of tai chi for fibromyalgia // New England Journal of Medicine. – 2010. – Vol. 363, № 8. – P. 743–754. DOI: http://dx.doi.org/10.1056/NEJMoa0912611
- Yeh S., Chuang H., Lin L., Hsiao C. Y., Eng H. Regular Tai Chi exercise enhances functional mobility and CD4CD25 regulatory T cells // British Journal of Sports Medicine. – 2006. – Vol. 40, № 3. – P. 239–243. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bjsm.2005.022095
- Alp A., Cansever Є., Gцrgeз N., Yurtkuran M., Topsac T. Effects of Tai Chi exercise on functional and life quality assessments in senile osteoporosis // Turkiye Klinikleri Journal of Medical Sciences. – 2009. – Vol. 29, № 3. – P. 687–695.
- Maciaszek J., Osinski W., Szeklicki R., Stemplewski R. Effect of Tai Chi on body balance: randomized controlled trail in men with osteopenia or osteoporosis // The American Journal of Chinese Medicine. – 2007. – Vol. 35, № 1. – P. 1–9. DOI: http://dx.doi.org/10.1142/S0192415X07004564
- Tsang W. W., Wong V. S., Fu S. N., Hui-Chan Ch. W. Tai Chi improves standing balance control under reduced or conflicting sensory conditions // Archives of physical medicine and rehabilitation. – 2004. – Vol. 85, № 1. – P. 129–137. DOI: http://dx.doi.org/101016/j.apmr.2003.02.002
- Tsang W. W., Hui-Chan Ch. W. Effect of 4- and 8-wk intensive Tai Chi training on balance control in the elderly // Medicine and science in sports and exercise. – 2004. – Vol. 36, № 4. – P. 648–657.
- КосыгинаЛ. В. Теоретические аспекты применения упражнений цигун и тайцзицюань в физическом воспитании студентов специальной медицинской группы // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 15. – С. 133–136.
- Максимук О. В., Врублевский Е. П., Lin Wang. Изучение мотивации студентов к занятиям китайской оздоровительной гимнастикой ушу // Физическое воспитание студентов. – 2014. – № 3. – С. 40–43.
- Mayer B. O. Inspiration and Suggestion // Journal of PLA Institute of Physical education. – 2007. – Vol. 26, № 4. – P. 1–2.
- Kan Gui Xiang, Lam P. Chen Style Taijiquan: The 36 Forms. – Narwee: East Action Publishing Co., 1992. – 189 p.