Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 146–158
УДК: 
1:303.425.2 + 316.346.32-053.6

Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта

Матвеева Н. А. 1 (Барнаул, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Алтайский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме разработки методологии исследования социального здоровья молодежи. Цель статьи – решение методологической задачи раскрыть логику постановки проблемы социального здоровья молодежи, определить содержание исследовательской проблемы и стратегию ее социального исследования.
Методология. Исследование проводится на основе комплекса системного и структурно-функционального подходов, неклассической социологической концепции жизненных сил человека и общества, социологических теорий социального субъекта, функционирования исторической памяти, жизненного самоопределения молодежи. Логика постановки исследовательской проблемы социального здоровья молодежи раскрывается на основе метода алгоритмизации социальной проблемы.
Результаты. Последовательно реализован алгоритм определения исследовательской проблемы социального исследования применительно к проблеме социального здоровья молодежи. В статье социальное здоровье молодежи анализируется через призму определения предмета и главных вопросов социологии; характеристики противоречий взаимодействия человека и общества; выявление уровней социального субъекта и социологического знания; характеристики типов и видов социальных отношений; определение границ развития социальных отношений. В результате анализа формулируется исследовательская проблема и стратегия социологического исследования социального здоровья молодежи.
Заключение. Исследовательской проблемой социального исследования является ключевое противоречие между необходимостью учитывать состояние социального здоровья современной молодежи при планировании и реализации трансформационных процессов во всех сферах общественной жизни регионов России и недостаточностью новейших систематизированных научных знаний о социальном здоровье молодого поколения. Подчеркивается, что исследование социального здоровья молодежи носит комплексный характер и предполагает социальное измерение физических, психологических, социальных и духовных ресурсов современного молодого поколения. Автором отмечается, что состояние социального здоровья молодежи на эмпирическом уровне выявляется по описанию содержания исторической памяти молодого поколения, характеристике его ценностных ориентаций и анализу повседневных практик жизнедеятельности молодых людей.

Ключевые слова: 

здоровье; социальное здоровье; молодежь; социальная проблема; исследовательская проблема; стратегия социологического исследования; алгоритм определения проблемы

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Social health of youth: Statement of the problem and strategy of the research project

Библиографическая ссылка:
Матвеева Н. А. Социальное здоровье молодежи: постановка проблемы и стратегия исследовательского проекта // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 146–158. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.10
Список литературы: 
  1. Бойков В. Н. Состояние и проблемы формирования исторической памяти // Социологические исследования. – 2002. – № 8. – С. 85–89.
  2. Болдычева В. А. Культура как социальная память человечества: монография. – Н. Новгород: Изд. Гладкова, 2009. – 139 с.
  3. Григорьев С. И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI века: монография. – Барнаул: Алтайский региональный научный центр, 2000. – 158 с.
  4. Grigoriev S. I., Matveeva N. A. Sociology of education as a middle-level theory in modern sociolodical vitalism: monograph. – M.: Souz, 2007.
  5. Константиновский Д. Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности: монография. – М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – 224 с.
  6. Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Социальное измерение здоровья молодежи: проектирование показателей комплексного социологического исследования // Современные исследования социальных проблем. – 2017. – Т. 8, № 6. – С. 89–102. DOI: https://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-89-102
  7. Кулиш В. В., Матвеева Н. А. Функционирование исторической памяти учащейся молодёжи: монография. – Барнаул: АлтГПА, 2014. – 134 с.
  8. Ласовская Н. Ф. Социальное здоровье населения и национальная безопасность общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2011. – № 1. – С. 66–70.
  9. Лига М. Б., Цикалюк Е. В. Социальное здоровье студенческой молодежи: механизм формирования // Гуманизация образования. – 2014. – № 5. – С. 46–51.
  10. Матвеева Н. А. Инерционность системы образования в России (теория, методология и опыт социологического исследования): монография. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2004. – 263 с.
  11. Омельченко Е. Л. Молодежь: открытый вопрос: монография. – Ульяновск: Симбирская книга, 2004. – 184 с.
  12. Соколова Т. Б. Социальное здоровье в социологическом измерении: монография. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 125 с.
  13. Тощенко Ж. Т. Социология жизни: монография. – М.: Юнити-дана, 2016. – 399 с.
  14. Cohen M. A systemic approach to understanding mental health and services // Social Science & Medicine. – 2017. – Vol. 191. – P. 1–8. DOI: https:// dx.doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.08.037
  15. Fox N. J., Alldred P. Sociology, environment and health: a materialist approach // Public Health. – 2016. – Vol. 141. – P. 287–293. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.puhe.2016.09.015
  16. Gruebner O., Sykora M., Lowe S. R., Shankardass K., Galea S., Subramanian S. V. Big data opportunities for social behavioral and mental health research // Social Science & Medicine. – 2017. – Vol. 189. – P. 167–169. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.socscimed.2017.07.018
  17. Kelly M. P., Barker M. Why is changing health-related behaviour so difficult? // Public Health. – 2016. – Vol. 136. – P. 109–116. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.puhe.2016.03.030
  18. Moon J., Williford A., Mendenhall A. Educators' perceptions of youth mental health: Implications for training and the promotion of mental health services in schools // Children and Youth Services Review. – 2017. – Vol. 73. – P. 384–391. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.01.006
  19. Nami Y., Nami M. S., Eishani K. A. The Students’ Mental Health Status // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 114. – P. 840–844. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.12.794
  20. Oldenburg B., Cocker F., Schüz B. Public Health as Social Science // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). – 2015. – P. 545–551. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/B978-0-08-097086-8.14035-8
  21. Pachuckia M. C., Ozerb E. J., Barrat A., Cattutod C. Mental health and social networks in early adolescence: A dynamic study of objectively-measured social interaction behaviors // Social Science & Medicine. – 2015. – Vol. 125. – P. 40–50. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.socscimed.2014.04.015
  22. Placaa V. La., Knight A. Well-being: its influence and local impact on public health // Public Health. – 2014. – Vol. 128, Issue 1. – P. 38–42. DOI: https://doi.org/10.1016/j.puhe.2013.09.017
  23. Quinn A., Briggs H. E., Miller K. M., Orellana E. R. Social and familial determinants of health: Mediating effects of caregiver mental and physical health on children's mental health // Children and Youth Services Review.  2014. – Vol. 36. – P. 163–169. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2013.11.016
Дата публикации 31.10.2017