Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза
Проблема и цель. Статья посвящена проблеме взаимосвязи между профессиональным самоопределением и мотивацией трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Целью статьи является представление результатов исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов вуза.
Методология. Основой изучения профессионального самоопределения студентов стала опора на следующие методологические подходы: системный, деятельностный, компетентностный, информационный, процессный и аксиологический. Эти подходы позволяют рассматривать исследуемую проблему взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников в рамках профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, следовательно, значимым является уровень формирования профессиональных компетенций. Авторы отмечают, что при рассмотрении темы профессионального самоопределения выпускников педагогического вуза были применены в качестве методов анализ, синтез, сравнение и обобщение, а также следующие методики: методика изучения статусов профессиональной идентичности; опросник профессиональных склонностей; опросник профессиональной готовности; методика мотивации профессиональной деятельности. Степень взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза определялась при помощи критерия корреляции Пирсона. К исследованию было привлечено 735 выпускников Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты. В статье представлены основные результаты исследования взаимосвязи между показателями профессионального самоопределения и типами мотивации трудовой деятельности студентов выпускных курсов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. По итогам исследования было выявлено, что студенты данного педагогического вуза осознанно определили путь профессионального развития, больше трети студентов из числа опрошенных склонны к работе с людьми, что связано с процессом управления, воспитания и обучения, а также характеризуются склонностью к планово-экономическим видам деятельности, требующей собранности и аккуратности. Уровень профессиональной готовности у большинства участников опроса определяется высокими значениями, которые соответствуют типу профессии «человек – человек», тем самым подтверждая готовность к выполнению трудовой педагогической деятельности. Следовательно, показатели результатов исследования характеризуют высокий уровень профессиональной идентичности выпускников педагогического вуза.
Корреляционный анализ демонстрирует высокие показатели профессионального самоопределения, которые характеризуются внешней положительной мотивацией. Это свидетельствует о том, что студенты ориентированы на потребность в достижении социального престижа, получении социальных гарантий и денежного заработка. Сформированная внешняя отрицательная мотивация у выпускников вуза связана с представлениями о жесткой организации труда и регламенте работы. Фактором успешного и осознанного самоопределения выпускников педагогического вуза является воспитательное пространство вуза, которое представляет собой систему научно-практического комплекса.
Заключение. Авторами была подтверждена гипотеза исследования о том, что показатели профессионального самоопределения связаны с типами мотивации трудовой деятельности выпускников педагогического вуза. Установлено, что высокие показатели профессионального самоопределения сопряжены с внешней положительной мотивацией студентов выпускных курсов очного отделения Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Низкие значения показателей профессионального самоопределения связаны с представлениями выпускника о собственном уровне готовности к профессии: неуверенность, неудачный опыт прохождения практики, отрицательное влияние окружающих на мнение выпускника.
профессиональное самоопределение; профессиональная идентичность; профессиональная готовность; профессиональные склонности; мотивация трудовой деятельности; выпускник педагогического вуза; профессиональные компетенции
99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Professional identification of pedagogical university graduates
- Cano-García F. J., Padilla-Muñoz E. M., Carrasco-Ortiz M. А. Personality and contextual variables in teacher burnout // Personality and Individual Differences. – 2005. – Vol. 38, Issue 4. – P. 929–940. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2004.06.018
- Jansen in de Wal J., den Brok P. J., Hooijer J. G., Martens R. L., van den Beemt A. Teachers' engagement in professional learning: Exploring motivational profiles // Learning and Individual Differences. – 2014. – Vol. 36. – P. 27–36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lindif.2014.08.001
- Deci E. L. Intrinsic Motivation and Self-Determination // Encyclopedia of Applied Psychology. – Amsterdam: Elsevier, 2004. – P. 437–448. DOI: https://doi.org/10.1016/B0-12-657410-3/00689-9
- DurksenT. L., Klassen R. M., Daniels L. M. Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers’ professional learning // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 67. – P. 53–66. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.011
- Gottschling J., Hahn E., Maas H., Spinath F. M. Explaining the relationship between personality and coping with professional demands: Where and why do optimism, self-regulation, and self-efficacy matter? // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 100. – P. 49–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.085
- Hrbackova К., Suchankova E. Self-Determination Approach to Understanding of Motivation in Students of Helping Professions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 217. – P. 688–696. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.120
- Ibănescu A. How Do Novice Specialists in Human Resources Develop their Professional Identity? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 187. – P. 596–600. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.03.111
- Kalymbetova E. K., Duisenbekov D. D., Arynbaeva G. M., Zholdassova M. K., Baimoldina L. O., Sadykova N. M. Psychological Features of Personality Training for Professional Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 171. – P. 263–267. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.120
- Latygovskaya T., Bukharina Zh., Chubik A. Professionalism as a Generalized Typical Model of a Professional in the Higher Education System // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 374–377. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.068
- Story P. A., Hart J. W., Stasson M. F., Mahoney J. M. Using a two-factor theory of achievement motivation to examine performance-based outcomes and self-regulatory processes // Personality and Individual Differences. – 2009. – Vol. 46, Issue 4. – P. 391–395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2008.10.023
- Valitova E., Starodubtsev V., Goryanova L. Formative Personalisation of Students’ Self-Determination and Employability // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 739–747. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.706
- Бурцева Л. П. Педагогическое управление развитием самопроцессов у студентов в образовательном процессе вуза // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 82–83.
- Глазырина Л. А., Павлова Л. Н. По проблеме трудоустройства // Ректор вуза. – 2014. – № 3. – С. 14–19.
- Кобышева Л. И., Кротова А. П. Самоопределение как условие становления профессионализма будущих педагогов // Общество: социология, психология, педагогика. – 2012. – № 2. – С. 95–103.
- Кобышева Л. И. Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения студентов вуза // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – № 4. – С. 40–46.
- Кондаков И. М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. – 1989. – № 5. – C. 158–164.
- Павлова Л. Н. Проблема реализации управленческой компетентности педагога на примере программного обеспечения воспитательной деятельности // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 5-1 (112). – С. 39–43.
- Пахтусова Н. А., Герцог Г. А. Исследование профессиональных намерений выпускников профессионально-педагогического вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 437.
- Пахтусова Н. А. Исследование перспектив трудоустройства выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки. – 2017. – № 3 (39). – С. 128–134.
- Прошин И. А., Прошин Д. И., Прошина Р. Д. Представление модели обучающегося как интеллектуальной системы управления // Академия профессионального образования. – 2008. – № 4. – С. 20–26.
- Прошин Д. И., Прошина Р. Д. Принципы системной организации профессиональной подготовки в вузе // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 10. – С. 76–78.
- Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И., Потапова М. В., Уварина Н. В., Соколова Н. А., Колбин Р. В., Глазырина Л. А. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: монография. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 293 с.
- Угарова М. Г. Профессиональное самоопределение студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. А. Н. Некрасова. – 2005. – Т. 11, № 10. – С. 77–81.
- Харламова Т. М. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического университета // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 2. – С. 64–66.
- Харламова Т. М. Значимые качества профессионализма с точки зрения работодателя и выпускника педагогического вуза // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1. – С. 20.