Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 112–126
УДК: 
159.9+616-053.5+616.1

Особенности онтогенеза речевой деятельности у мальчиков школьного возраста с эссенциальной артериальной гипертензией

Поляков В. М. 1 (Иркутск, Россия), Прохорова Ж. В. 2 (Иркутск, Россия), Бердина О. Н. 2 (Иркутск, Россия), Домашенкина А. С. 2 (Иркутск, Россия), Ярославцева И. В. 3 (Иркутск, Россия), Лутошлива Е. С. 4 (Иркутск, Россия), Рычкова Л. В. 1 (Иркутск, Россия), Айзман Н. И. 5 (Новосибирск, Россия), Колесников С. И. 6 (Иркутск, Москва, Россия)
1 Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Иркутский государственный университет
2 Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека
3 Иркутский государственный университет, Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека
4 Иркутский государственный университет
5 Новосибирский государственный педагогический университет
6 Научный центр проблем здоровья семьи и репродукции человека, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Аннотация: 

Проблема и цель. Проблема формирования высших психических функций в условиях хронического заболевания особенно актуальна в подростковом периоде индивидуального развития, при этом мужской пол является особенно уязвимым для развития сердечно-сосудистой патологии и когнитивных расстройств. Цель: выявить особенности динамики речевого онтогенеза у мальчиков, учащихся 5–11 классов, страдающих эссенциальной артериальной гипертензией (ЭАГ), для формирования дифференцированных подходов к их обучению.
Методология. Обследованы две группы мальчиков – школьников 5–11 классов (основная группа: ОГ – 59 человек, контрольная группа: КГ – 60 человек). ОГ составили мальчики с ЭАГ, КГ – здоровые мальчики. Все испытуемые ОГ и КГ с учетом этапов онтогенеза были разделены на три возрастные подгруппы: 10–12 лет, 13–15 лет и 16–18 лет. Всем обследуемым проводили нейропсихологическое тестирование. Состояние речевой функции изучали с помощью ассоциативного теста и методики «Составление рассказа на заданную тему».
Результаты. У пациентов с ЭАГ сравнительный анализ динамики развития речевой функции в онтогенетическом аспекте выявил ряд особенностей, отражающих взаимосвязь нарушений формирования высших психических функций с длительностью заболевания. Установлено, что у школьников 10–12 лет ОГ и КГ количество актуализированных слов и образование смысловых групп значимо не отличалось, хотя меньшее количество слов и гнезд отмечалось в ОГ. В возрастной группе 13–15 лет продуктивность ассоциаций в ОГ и КГ стала различаться на уровне статистической достоверности по всем изучаемым показателям. В старшей группе школьников различия между пациентами с ЭАГ и здоровыми учащимися становились еще заметнее. Такое расхождение в показателях выполнения речевого теста было связано со «скачкообразным» улучшением изучаемых параметров в процессе онтогенеза у здоровых школьников и незначительной их динамикой у подростков с ЭАГ, за исключением положительных изменений в результатах ассоциативного теста у школьников младшей и средней возрастных групп.
Заключение. У мальчиков-подростков с ЭАГ в процессе онтогенеза выявляется последовательное замедление темпа развития речи с постоянным увеличением отставания от показателей КГ, что подтверждается более низкими значениями показателей нейропсихологических тестов. Полученные результаты подтверждают необходимость дифференцированного подхода при разработке научно обоснованных подходов к диагностике, профилактике и коррекции ЭАГ, а также разработке образовательных и учебных программ, адаптированных для данной категории школьников.

Ключевые слова: 

подростковый возраст; мужской пол; эссенциальная артериальная гипертензия; когнитивные нарушения; речевая функция; школьный онтогенез; нейропсихологические тесты

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Features of speech ontogenesis in male schoolchildren with essential hypertension

Библиографическая ссылка:
Поляков В. М., Прохорова Ж. В., Бердина О. Н., Домашенкина А. С., Ярославцева И. В., Лутошлива Е. С., Рычкова Л. В., Айзман Н. И., Колесников С. И. Особенности онтогенеза речевой деятельности у мальчиков школьного возраста с эссенциальной артериальной гипертензией // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 112–126. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.08
Список литературы: 
  1. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5. – С. 72–82.
  2. Баранов А. А., Маслова О. И., Намазова-Баранова Л. С. Онтогенез нейрокогнитивного развития детей и подростков // Вестник РАМН. – 2012. – Т. 67, № 8. – С. 26–33. DOI: http://doi.org/10.15690/vramn.v67i8.346
  3. Давидович И. М., Афонасков О. В., Староверова Ю. К. Состояние памяти, внимания и мышления у мужчин молодого возраста с артериальной гипертонией // Системные гипертензии. – 2009. – № 4. – С. 59–63.
  4. Долгих В. В., Рычкова Л. В., Погодина A. B., Кулеш Д. В., Бугун О. В., Мандзяк Т. В., Храмова Е. Е., Валявская О. В. Программа дифференцированного наблюдения за детьми и подростками с синдромом артериальной гипертензии // Acta Biomedica Scientifica. – 2007. – № 2. – С. 19–23.
  5. Коваленко Е. А., Махнович Е. В., Боголепова А. Н. Роль артериального давления в формировании когнитивных нарушений // Медицинский алфавит. – 2016. – Т. 1, № 31 (294). – С. 11–14.
  6. Колесникова Л. И., Дзятковская Е. Н., Долгих В. В., Поляков В. М., Рычкова Л. В. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников: монография. – М.: Литтера, 2015. – 176 с.
  7. Погодина А. В., Долгих В. В., Рычкова Л. В. Мочевая кислота и факторы кардиометаболического риска при артериальной гипертензии у подростков // Кардиология. – 2014. – Т. 54, № 7. – С. 36–42. DOI: http://dx.doi.org/10.18565/cardio.2014.7.36-42  
  8. Поляков В. М., Колесников С. И., Тетерина Т. А., Прохорова Ж. В., Старовойтова Т. Е., Гомбоева А. С.Состояние речевой функции у детей и подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Acta Biomedica Scientifica. – 2011. – № 5 (81). – С. 99–101.
  9. Поляков В. М. Когнитивные нарушения при эссенциальной артериальной гипертензии (обзор литературы) // Acta Biomedica Scientifica. – 2013. – № 1 (89). – С.  180-184.
  10. Суспицына И. Н., Сукманова И. А. Факторы риска и прогнозирование развития инфаркта миокарда у мужчин различных возрастных групп // Российский кардиологический журнал. – 2016. – № 8. – С. 58–63. DOI: http://doi.org/10.15829/1560-4071-2016-8-58-63
  11. Шевырталова О. Н., Протопопова О. Н., Мадаева И. М., Долгих В. В., Колесникова Л. И., Поляков В. М., Прохорова Ж. В. Нарушения сна в генезе эмоционально-личностных и когнитивных нарушений у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией // Российский педиатрический журнал. – 2011. – № 2. – С. 12–16.
  12. Carnevale D., Perrotta M., Lembo G., Trimarco B. Pathophysiological Links Among Hypertension and Alzheimer's Disease // High Blood Press Cardiovasc Prev. – 2016. – Vol. 23 (1). – P. 3–7. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s40292-015-0108-1
  13. Dadvand P., Nieuwenhuijsen M. J., Esnaola M., Forns J., Basagaña X., Alvarez-Pedrerol M., Rivas I., López-Vicente M., De Castro Pascual M., Su J., Jerrett M., Querol X., Sunyer J. Green spaces and cognitive development in primary schoolchildren // Proceedings of  the National Academy of  Sciences of the United States of America. – 2015. – Vol. 112 (26). – P. 7937–7942. DOI: http://dx.doi.org/10.1073/pnas.1503402112
  14. Ihle A., Gouveia É. R., Gouveia B., Freitas D., Jurema J., Machado F. T., Kliegel M. The Relation of Hypertension to Performance in Immediate and Delayed Cued Recall and Working Memory in Old Age: The Role of Cognitive Reserve // Journal of Aging and Health. – 2017. – OnlineFirst. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0898264317708883
  15. Fanning J. P., Wong A. A., Fraser J. F. The epidemiology of silent brain infarction: a systematic review of population-based cohorts // BMC Medicine. – 2014. – Vol. 12. – P. 119. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12916-014-0119-0
  16. Lande M. B., Batisky D. L., Kupferman J. C., Samuels J., Hooper S. R., Falkner B., Waldstein S. R., Szilagyi P. G., Wang H., Staskiewicz J., Adams H. R. Neurocognitive Function in Children with Primary Hypertension // The Journal of Pediatrics. – 2017. – Vol. 180. – P. 148–155.e1. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jpeds.2016.08.076
  17. Li H., Yan X., Deng X., Yang L., Zhao S., Zou J., Luo Y., Cao S. Magnitude of and gender differences in cardiovascular risk profiles among community residents in Shenzhen, China // Public Health. – 2017. – Vol. 147. – P.  59–65. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.puhe.2017.02.008
  18. Perez-Garcia M., Luna J. D., Torres-Espinola F. J. Cultural effects on neurodevelopmental testing in children from six European countries: an analysis of  NUTRIMENTHE Global Database // British Journal of Nutrition. – 2017. – P. 1–9. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0007114517000824
  19. Tadic M., Cuspidi C., Hering D. Hypertension and cognitive dysfunction in elderly: blood pressure management for this global burden // BMC Cardiovascular Disorders. – 2016. – Vol. 16. – P. 208. DOI: http://dx.doi.org/10.1186/s12872-016-0386-0
  20. Tarraf W., Rodríguez C. J., Daviglus M. L., Lamar M., Schneiderman N., Gallo L., Talavera G. A., Kaplan R. C., Fornage M., Conceicao A., González H. M. Blood Pressure and Hispanic/Latino Cognitive Function: Hispanic Community Health Study/Study of Latinos Results // Journal of Alzheimer's Disease. – 2017. – Vol. 59 (1). – P. 31–42. DOI: http://dx.doi.org/10.3233/JAD-170017
  21. Toth P., Tarantini S., Csiszar A., Ungvari Z. Functional vascular contributions to cognitive impairment and dementia: mechanisms and  consequences of cerebral autoregulatory dysfunction, endothelial impairment, and neurovascular uncoupling in aging // American Journal of Physiology – Heart and Circulatory Physiology. – 2017. – Vol. 312 (1). – P. H1–H20. DOI: http://dx.doi.org/10.1152/ajpheart.00581.2016
  22. Tucsek Z., Noa Valcarcel-Ares M., Tarantini S., Yabluchanskiy A., Fülöp G., Gautam T., Orock A., Csiszar A., Deak F., Ungvari Z. Hypertension-induced synapse loss and impairment in synaptic plasticity in the mouse hippocampus mimics the aging phenotype: implications for the pathogenesis of vascular cognitive impairment // GeroScience. – 2017. – Vol. 39 (4). – P. 385–406. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11357-017-9981-y
  23. Walker K. A., Power M. C., Gottesman R. F. Defining the Relationship Between Hypertension, Cognitive Decline, and Dementia: a Review // Current Hypertension Reports. – 2017. – Vol. 19. – P. 24. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11906-017-0724-3
  24. Wyszyńska J., Podgórska-Bednarz J., Leszczak J., Mazur A. Prevalence of hypertension and prehypertension in children and adolescents with intellectual disability in southeastern Poland // Journal of Intellectual Disability Research. – 2017. – Vol. 61 (11). – P. 995–1002. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jir.12398
Дата публикации 31.10.2017