Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 4, С. 26–39
УДК: 
378.091.12

Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы

Спирина Е. А. 1 (Караганда, Казахстан), Казимова Д. А. 1 (Караганда, Казахстан), Муликова С. А. 2 (Караганда, Казахстан)
1 Карагандинский государственный университет имени академика Е. А. Букетова
2 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Аннотация: 

Проблема и цель. В настоящее время эффективное функционирование информационной образовательной среды образовательной организации становится одним из важнейших условий успешной конкуренции, повышения качества образования и эффективной деятельности на рынке образовательных услуг. С этой целью изучено влияние информационной образовательной среды Карагандинского государственного университета (КарГУ) имени академика Е. А. Букетова на уровень и качество учебно-методической работы.
Методология. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме информатизации образования и формирования информационной образовательной среды вуза; обобщение нормативной и внутренней документации по организации учебного процесса в КарГУ имени академика Е. А. Букетова.
Результаты. В статье проведен анализ различных аспектов понятия «информационная образовательная среда», выяснено, что в состав информационной образовательной среды университета входят подсистемы: материально-технического и программного обеспечения, информационно-технологического, информационно-ресурсного, методического, организационного и кадрового обеспечения. Рассмотрено влияние каждой подсистемы на качество учебно-методической работы преподавателя и университета в целом. Выявлена тесная связь и взаимозависимость всех подсистем информационной образовательной среды: развитие подсистемы материально-технического и программного обеспечения университета влияет на уровень информационно-технологического обеспечения и качество организационного обеспечения университета. Уровень кадрового обеспечения университета оказывает влияние на содержание методического обеспечения и учебной работы. С ростом компетентности кадров повышается эффективность выполнения и качество учебно-методической работы.
Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о том, что формирование и развитие информационной образовательной среды университета повышает эффективность учебно-методической работы преподавателей и сотрудников университета.

Ключевые слова: 

информатизация образования; информационная образовательная среда; образовательная деятельность; качество образования; учебно-методическая работа; информационно-коммуникационные технологии

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Development of university information educational environment as a condition of improving educational-methodical work

Библиографическая ссылка:
Спирина Е. А., Казимова Д. А., Муликова С. А. Развитие информационной образовательной среды университета как условие совершенствования учебно-методической работы // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 4. – С. 26–39. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1704.02
Список литературы: 
  1. Казакова К. С. Образовательная среда: основные исследовательские подходы // Труды Кольского научного центра РАН. – 2011. – № 6. – С. 65–71.
  2. Остроумова Е. Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 4. – С. 37–40.
  3. Хуторской А. В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос: интернет-журнал. – 2005. – № 9.
  4. Лактионова Е. Б. Образовательная среда как условие развитие личности ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического ун-та им. А. И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 40–54.
  5. Наливалкин А. Ю. Анализ понятия информационно-образовательной среды // Вестник РМАТ. – 2012. – № 1 (4). – С. 101–103.
  6. Осмоловская И. М., Шабалин Ю. Е. Состав и структура модели образовательного процесса в информационно-образовательной среде // Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – 2014. – № 19 (38). – С. 18–32.
  7. Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Психологическая наука и образование. – 2012. – № 1. – C. 110–120.
  8. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. Анализ отечественных и зарубежных подходов к построению передовых образовательных практик в электронной сетевой среде // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20. № 4 (85). – С. 456–467.
  9. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции: монография / под общ. ред. В. И. Блинова. – М.: Аванглион-Принт, 2012. – 152 с.
  10. Young Hoan Cho, Hyoseon Choi, Jiwon Shin, Him Chan Yu, Yoon Kang Kim, Jung Yeon Kim. Review of Research on Online Learning Environments in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 2012–2017. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.634
  11. Songkram N. E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 776–782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.614
  12. Semradova I., Hubackova S. Virtual Learning Environment and the Development of Communicative Competences // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 89. – P. 450–453. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.08.876
  13. Sari А. Influence of ICT Applications on Learning Process in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 4939–4945. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.1053
  14. Везиров Т. Г. Электронные издания учебного назначения в методике обучения иностранным языкам // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков.– 2016. –№ 10. –С. 138–142.
  15. Golitsyna I. Educational Process in Electronic Information-educational Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 939–944. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.132
  16. Stukalina Yu. Management of the Educational Environment: The Context in which Strategic Decisions are Made // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 99. – P. 1054–1062. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.579
  17. Гагарина Д. А., Хеннер Е. К. Структуры высокоразвитой информационно-образовательной среды информационного университета // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 3. – С. 69–73.
  18. Duţă N., Martínez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 1466–1473. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.294
  19. Slechtova P. Attitudes of Undergraduate Students to the Use of ICT in Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 171. – P. 1128–1134. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.218
  20. Gastelú C., Kiss G., Domínguez A. Level of ICT Competencies at the University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 137–142. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.638
  21. Kiasari S. M., Ahmadigatab T. To Analyze the Effective Factors of Using Information and Communication Technology (ICT) in Payam Noor University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 47. – P. 24–28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.607
  22. Hubackova S., Klimova Bl. F. Integration of ICT in Lifelong Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 3593–3597. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.808
  23. Kubrický J., Částková P. Teacher's Competences for the Use of Web Pages in Teaching as a Part of Technical Education Teacher's ICT Competences // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 3236–3242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.988
  24. Козловских Л. А. Информационно-образовательная среда вуза и электронные образовательные ресурсы // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2008. – № 3. – С. 23–26.
  25. Maleki H., Majidi A., Haddadian F., Rezai A. M., Alipour V. Effect of Applying Informant on and Communication Technology (ICT) on Learning Level and Information Literacy of Students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 5862–5867. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.530
Дата публикации 31.08.2017