Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура
Проблема и цель. В статье рассматривается наставничество как особый вид педагогической деятельности. Целью исследования является определение сущностных характеристик наставничества применительно для большинства контекстов его практической реализации через раскрытие структуры наставнической деятельности.
Методология. Методология исследования включает анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической научной литературы по проблематике наставничества, контент-анализ, обобщение и систематизацию полученных данных.
Результаты. Проведённый анализ научной литературы позволил определить наставничество как особый вид педагогической деятельности, характеризующейся интегративностью, основанной на поддержке и сотрудничестве, и направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей её участников. Выявлены сущностные характеристики наставничества вне зависимости от контекстов его практической реализации: целенаправленность, субъектность, ориентация на индивидуальные потребности и самореализацию, взаимонаправленность, добровольность, принятие своей роли наставником и подопечным, развивающий и взаимообогащающий потенциал, аутентичность обучающей и развивающей среды в совместной деятельности, единство трёх укрупнённых функций (психосоциальной, инструментальной и эталонной), долговременность. Эти сущностные характеристики раскрываются в рамках следующих компонентов структуры наставнической деятельности: субъекты наставнической деятельности, их характеристики, роли, мотивы, факторы и принципы успешного взаимодействия; цели и результаты наставнической деятельности; основные контексты реализации; этапы; методы. Автором уточнено определение понятия «наставничество» применительно к большинству контекстов его практической реализации.
Заключение. Обобщаются существенные характеристики феномена наставничества, определение понятия «наставничество», структурные компоненты наставнической деятельности.
наставничество; наставническая деятельность; наставник; сущностные характеристики наставничества; структура наставнической деятельности; цели наставнической деятельности; методы наставничества; роль наставника
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Mentoring as an educational activity: Essential characteristics and structure
- Allen T. D. Mentoring others: A dispositional and motivational approach // Journal of Vocational Behavior. – 2003. – Vol. 62, Issue 1. – P. 134–154. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S0001-8791(02)00046-5
- Anderson E. M., Shannon A. L. Towards a conceptualization of mentoring // Journal of Teacher Education. – 1988. – Vol. 39, № 1. – P. 38–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/002248718803900109
- Carmin C. N. Issues on research on mentoring: definitional and methodological // International Journal of Mentoring. – 1988. – Vol. 2 (2). – P. 9–13. https://eric.ed.gov/?id=EJ384929
- Eby L. T., Allen T. D., Evans S. C., Ng T., DuBois D. L. Does mentoring matter? A multidisciplinary meta-analysis comparing mentored and non-mentored individuals // Journal of Vocational Behavior. – 2008. – Vol. 72, Issue 2. – P. 254–267. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2007.04.005
- Gehrke N. Toward a definition of mentoring // Theory into practice. – 1988. – Vol. 27 (3). – P. 190–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350
- Goldner L., Mayseless O. Juggling the roles of parents, therapists, friends and teachers – a working model for an integrative conception of mentoring // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. – 2008. – Vol. 16 (4). – P. 412–428. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13611260802433783
- Ghosh R. Antecedents of mentoring support: a meta-analysis of individual, relational, and structural or organizational factors // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 84 (3). – P. 367–384. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2014.02.009
- Grassinger P., Porath M., Ziegler A. Mentoring the gifted: a conceptual analysis // High Ability Studies. – 2010. – Vol. 21 (1). – P. 27–46. DOI: https://dx.doi.org/10.1080/13598139.2010.488087
- Haensly P. A., Parsons J. L. Creative, intellectual, and psychosocial development through mentorship: Relationships and stages // Youth and Society. – 1993. – Vol. 25 (2). – P. 202–221. DOI: https://dx.doi.org/10.1177/0044118X93025002002
- Jacobi M. Mentoring and undergraduate academic success: a literature review // Review of Educational Research. – 1991. – Vol. 61 (4). – P. 505–532. DOI: https://dx.doi.org/10.3102/00346543061004505
- James J. M., Rayner A., Bruno J. Are You My Mentor? New Perspectives and Research on Informal Mentorship // The Journal of Academic Librarianship. – 2015. – Vol. 41 (5). – P. 532–539. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.acalib.2015.07.009
- Kram K. E. Phases of the mentor relationship // Academy of Management Journal. – 1983. – Vol. 26, № 4. – P. 608–625. DOI: https://dx.doi.org/10.2307/255910
- Kroll J. Requisite participant characteristics for effective peer group mentoring // Mentoring and Tutoring: Partnership in learning. – 2017. – Vol. 25 (1). – P. 78–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13611267.2017.1308096
- Larsson M., Pettersson C., Eriksson Ch., Skoog Th. Initial motives and organizational context enabling female mentors' engagement in formal mentoring – A qualitative study from the mentors' perspective // Children and Youth Services Review. – 2016. – Vol. 71. – P. 17–26. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2016.10.026
- McBride A. B., Campbell J., Woods N. F., Manson S. M. Building a mentoring network // Nursing Outlook. – 2017. – Vol. 65 (3). – P. 305–314. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.outlook.2016.12.001
- Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P. 47–59. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.024
- Merriam S. Mentors and protégés // Adult Education Quarterly. – 1983. – Vol. 33 (3). – P. 161–173. DOI: https://dx.doi.org/10.1177/074171368303300304
- Rhodes J., Spencer R. Structuring mentoring relationships for competence, character, and purpose // New Directions for Youth Development. – 2010. – Vol. 2010, Issue 126. – P. 149–152. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/yd.356
- Roberts A. Mentoring revisited: a phenomenological reading of the literature // Mentoring and Tutoring. – 2000. – Vol. 8 (2). – P. 145–170. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/713685524
- Sander M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters. – 2015. – Vol. 136. – P. 227–232. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.econlet.2015.09.043
- Schunk D. H., Mullen C. A. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. – 2013. – Vol. 25, Issue 3. – P. 361–389. DOI: https://dx.doi.org/10.1007/s10648-013-9233-3
- Ruggiero D., Boehm J. D. Project-based learning in a virtual internship programme: A study of the interrelated roles between intern, mentor and client // Computers and Education. – 2017. – Vol. 110. – P. 116–126. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.03.011
- Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice. – 1988. – Vol. 27 (3). – P. 183–189. URL: http://www.jstor.org/stable/1477189
- Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 25–27.
- Чарина Е. В. Руководство научной работой студентов как наставническая деятельность // Проблемы высшего образования. – 2004. – Т. 1, № 1. – С. 95–98.