Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 25–36
УДК: 
371.311.1

Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура

Дудина Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается наставничество как особый вид педагогической деятельности. Целью исследования является определение сущностных характеристик наставничества применительно для большинства контекстов его практической реализации через раскрытие структуры наставнической деятельности.
Методология. Методология исследования включает анализ зарубежной и отечественной психолого-педагогической научной литературы по проблематике наставничества, контент-анализ, обобщение и систематизацию полученных данных.
Результаты. Проведённый анализ научной литературы позволил определить наставничество как особый вид педагогической деятельности, характеризующейся интегративностью, основанной на поддержке и сотрудничестве, и направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей её участников. Выявлены сущностные характеристики наставничества вне зависимости от контекстов его практической реализации: целенаправленность, субъектность, ориентация на индивидуальные потребности и самореализацию, взаимонаправленность, добровольность, принятие своей роли наставником и подопечным, развивающий и взаимообогащающий потенциал, аутентичность обучающей и развивающей среды в совместной деятельности, единство трёх укрупнённых функций (психосоциальной, инструментальной и эталонной), долговременность. Эти сущностные характеристики раскрываются в рамках следующих компонентов структуры наставнической деятельности: субъекты наставнической деятельности, их характеристики, роли, мотивы, факторы и принципы успешного взаимодействия; цели и результаты наставнической деятельности; основные контексты реализации; этапы; методы. Автором уточнено определение понятия «наставничество» применительно к большинству контекстов его практической реализации.
Заключение. Обобщаются существенные характеристики феномена наставничества, определение понятия «наставничество», структурные компоненты наставнической деятельности.

Ключевые слова: 

наставничество; наставническая деятельность; наставник; сущностные характеристики наставничества; структура наставнической деятельности; цели наставнической деятельности; методы наставничества; роль наставника

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Mentoring as an educational activity: Essential characteristics and structure

Библиографическая ссылка:
Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 25–36. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.02
Список литературы: 
  1. Allen T. D. Mentoring others: A dispositional and motivational approach // Journal of Vocational Behavior. – 2003. – Vol. 62, Issue 1. – P. 134–154. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/S0001-8791(02)00046-5
  2. Anderson E. M., Shannon A. L.  Towards a conceptualization of mentoring // Journal of Teacher Education. – 1988. – Vol. 39, № 1. – P. 38–42. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/002248718803900109
  3. Carmin C. N. Issues on research on mentoring: definitional and methodological // International Journal of Mentoring. – 1988. – Vol. 2 (2). – P. 9–13. https://eric.ed.gov/?id=EJ384929
  4. Eby L. T., Allen T. D., Evans S. C., Ng T., DuBois D. L. Does mentoring matter? A multidisciplinary meta-analysis comparing mentored and non-mentored individuals // Journal of Vocational Behavior. – 2008. – Vol. 72, Issue 2. – P. 254–267. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2007.04.005
  5. Gehrke N. Toward a definition of mentoring // Theory into practice. – 1988. – Vol. 27 (3). – P. 190–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00405848809543350
  6. Goldner L., Mayseless O. Juggling the roles of parents, therapists, friends and teachers – a working model for an integrative conception of mentoring // Mentoring and Tutoring: Partnership in Learning. – 2008. – Vol. 16 (4). – P. 412–428.  DOI:  https://dx.doi.org/10.1080/13611260802433783
  7. Ghosh R. Antecedents of mentoring support: a meta-analysis of individual, relational, and structural or organizational factors // Journal of Vocational Behavior. – 2014. – Vol. 84 (3). – P. 367–384. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2014.02.009
  8. Grassinger P., Porath M., Ziegler A. Mentoring the gifted: a conceptual analysis // High Ability Studies. – 2010. – Vol. 21 (1). – P. 27–46. DOI:  https://dx.doi.org/10.1080/13598139.2010.488087
  9. Haensly P. A., Parsons J. L. Creative, intellectual, and psychosocial development through mentorship: Relationships and stages // Youth and Society. – 1993. – Vol.  25 (2). – P.  202–221. DOI:  https://dx.doi.org/10.1177/0044118X93025002002
  10. Jacobi M. Mentoring and undergraduate academic success: a literature review // Review of Educational Research. – 1991. – Vol. 61 (4). – P. 505–532. DOI:  https://dx.doi.org/10.3102/00346543061004505
  11. James J. M., Rayner A., Bruno J. Are You My Mentor? New Perspectives and Research on Informal Mentorship // The Journal of Academic Librarianship. – 2015. – Vol. 41 (5). – P. 532–539. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.acalib.2015.07.009
  12. Kram K. E. Phases of the mentor relationship // Academy of Management Journal. – 1983. – Vol. 26, № 4. – P.  608–625. DOI:  https://dx.doi.org/10.2307/255910
  13. Kroll J.  Requisite participant characteristics for effective peer group mentoring // Mentoring and Tutoring: Partnership in learning. – 2017. – Vol. 25 (1). – P. 78–96. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13611267.2017.1308096
  14. Larsson M., Pettersson C., Eriksson Ch., Skoog Th. Initial motives and organizational context enabling female mentors' engagement in formal mentoring – A qualitative study from the mentors' perspective // Children and Youth Services Review. – 2016. – Vol. 71. – P. 17–26. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.childyouth.2016.10.026
  15. McBride A. B., Campbell J., Woods N. F., Manson S. M. Building a mentoring network // Nursing Outlook. – 2017. – Vol. 65 (3). – P. 305–314. DOI: https://dx.doi.org/10.1016/j.outlook.2016.12.001
  16. Mena J., Hennissen P., Loughran J. Developing pre-service teachers' professional knowledge of teaching: The influence of mentoring // Teaching and Teacher Education. – 2017. – Vol. 66. – P. 47–59. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2017.03.024
  17. Merriam S. Mentors and protégés // Adult Education Quarterly. – 1983. – Vol. 33 (3). – P. 161–173. DOI:  https://dx.doi.org/10.1177/074171368303300304
  18. Rhodes J., Spencer R. Structuring mentoring relationships for competence, character, and purpose // New Directions for Youth Development. – 2010. – Vol. 2010, Issue 126. – P.  149–152. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/yd.356
  19. Roberts A. Mentoring revisited: a phenomenological reading of the literature // Mentoring and Tutoring. – 2000. – Vol. 8 (2). – P. 145–170. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/713685524
  20. Sander M. The effects of high-quality student mentoring // Economics Letters. – 2015. – Vol. 136. – P. 227–232. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.econlet.2015.09.043
  21. Schunk D. H., Mullen C. A. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning // Educational Psychology Review. – 2013. – Vol. 25, Issue 3. – P. 361–389.  DOI:  https://dx.doi.org/10.1007/s10648-013-9233-3
  22. Ruggiero D., Boehm J. D. Project-based learning in a virtual internship programme: A study of the interrelated roles between intern, mentor and client // Computers and Education. – 2017. – Vol. 110. – P. 116–126. DOI:  https://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2017.03.011
  23. Yamamoto K. To See Life Grow: The Meaning of Mentorship // Theory Into Practice. – 1988. – Vol. 27 (3). – P. 183–189. URL: http://www.jstor.org/stable/1477189
  24. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. – 2007. – № 1. – С. 25–27.
  25. Чарина Е. В. Руководство научной работой студентов как наставническая деятельность // Проблемы высшего образования. – 2004. – Т. 1, № 1. – С. 95–98. 
Дата публикации 31.10.2017