Особенности современного развития науки в вузе: теоретико-методологический анализ
В статье анализируются проблемы научного развития современной системы высшего образования. Подчеркивается, что функционирование высшего образования вне контекста науки в современных условиях невозможно. Тем не менее, проблемы и противоречия современного развития социальных систем образования и науки в высшей школе социально обусловлены объективными процессами, происходящими в новых условиях развития глобальных проблем и становления информационного общества.
Отмечается несоответствие теоретико-методологического содержания высшего образования уровню развития современного научного знания. Дисциплинарная организация образовательного знания является приблизительной копией и аналогом сложившейся дисциплинарной структуры науки. Подчеркивается отсутствие теоретической фундаментальной концепции развития современной отечественной системы высшего образования. Особо необходима научная теоретическая разработка проблем инновационного развития высшей школы на основе более тесного сотрудничества социальных систем образования и науки, взаимодействие которых должно быть нацелено на конкретный результат.
научное развитие, система высшего образования, социальная система науки, современное научное знание, инновационное развитие высшей школы.
1. Коротков Э. М. Инновационное образование для инновационной экономики // Вестник высшей школы. – 2010. – № 7. – С. 6–13.
2. Кохановский В. П. Философия и методология науки. – Ростов на Дону, 1999.
3. Латуха О. А., Пушкарёва Е. А. Интеграция науки и образования как приоритетное направление развития вуза // Медицина и образование в Сибири. – 2009. – № 1. – С. 10.
4. Латуха О. А., Пушкарёва Е. А. Организационные формы интегративного развития высшего образования и науки // Медицина и образование в Сибири. – 2007. – № 4. – С. 15.
5. Похолков Ю. Инновационное инженерное образование // Экономика и образование сегодня. – 2004. – URL: http://eed.ru/cover_story/c_41.html (дата обращения 27.08.12)
6. Пушкарёв Ю. В. Образование в современном вузе: новые идеи и направления развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2011. – № 1. – C. 40–43.
7. Пушкарёва Е. А. Единое образование в условиях глобальных преобразований // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 2 (6). – C. 59–66.
8. Разумовский О. С. Проблема соотношения дисциплинарных структур науки и образования // Интеграция науки, образования и культуры: матер. межд. конф. – Новосибирск : НГУ, 1997. – С. 50–57.
9. Чупахин Н. П. Математика и философия смысла культурного мира. – Томск: ТПГУ, 2004.
10. Чупахин Н. П. Семантический треугольник Готлоба Фреге и семантический тетраэдр в философии смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета – 2012. – № 1 (5). – C. 59–67.