Успешность обучения детей 1-8 классов, рожденных у матерей с анемией беременности
2 Кировский государственный медицинский университет
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема академической успеваемости детей в зависимости от особенностей течения их внутриутробного периода развития. Цель статьи – выявить зависимость успешности обучения в школе детей (с учетом их пола), рожденных у матерей, беременность которых была осложнена анемией легкой степени.
Методология. Проведено ретроспективное исследование влияния течения пренатального периода на развитие и успешность обучения в 1–8 классах общеобразовательной школы 228 детей, в том числе 113 детей (62 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с физиологически протекающей беременностью и родами (группа 1), и 115 детей (64 девочки и 51 мальчик), рожденных у матерей с анемией легкой степени (группа 2).
Результаты. Впервые выявлено, что осложненное течение пренатального периода, обусловленное, главным образом, наличием у матери анемии легкой степени (содержание гемоглобина в крови в пределах 90–105 г/л, количество эритроцитов – 3,2–3,6×1012/л), имеет отдаленные негативные последствия для потомства, что проявляется в снижении потенциальных возможностей интеллекта, особенно, у мальчиков. Об этом свидетельствует более низкая успешность обучения в общеобразовательной школе девочек (с 1 по 3 классы) и мальчиков (с 1 по 8 класс). С учетом данных литературы сделано заключение, что основной причиной негативного влияния осложненного течения пренатального периода является гипоксия мозга, нарушающая нормальное развитие нейронов неокортекса в пренатальном и постнатальном периодах. Способность эстрогенов препятствовать негативному влиянию гипоксии указывает на возможность медикаментозной и немедикаментозной (психолого-педагогической) коррекции нарушений развития функций неокортекса.
Заключение. Наличие у матери анемии легкой степени оказывает негативное влияние на интеллектуальное развитие детей (особенно, мальчиков), что требует разработки методов профилактики нарушений развития неокортекса и коррекции методов обучения детей в семье и школе.
анемия беременных; хроническая гипоксия плода; осложнения беременности; состояние новорожденного; школьники; половые различия; успешность обучения
94.359 Iron-Deficiency Anemias | Iron Saccharate | Prenatal Care
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Таюпова И. М. Влияние железодефицитной анемии на течение беременности, состояние плода и новорожденного // Здоровье и образование в XXI веке. – 2007. – Т. 9, № 3. – С. 280–280.
- Логутова Л. С., Ахвледиани К. Н., Петрухин В. А., Павлова Т. В., Мельников А. П., Башакин Н. Ф., Жиляева О. Д., Коваленко Т. С., Магилевская Е. В. Фетоплацентарная недостаточность и перинатальные осложнения у беременных с железодефицитной анемией // Русский медицинский журнал. – 2010. – Т. 18, № 19. – С. 1215–1219.
- Деревцов В. В. Функциональное состояние вегетативной нервной системы в динамике первого года жизни у детей от матерей с анемиями // Педиатрия. Журнал им. Г. Н. Сперанского. – 2010. – Т. 89, № 3. – С. 159–160.
- Суплотова Л. А., Макарова О. Б., Якубова Е. Г., Ковальжина Л. С. Ранняя диагностика и профилактика дефицита микронутриентов (йода и железа) в период гестации // Лечение и профилактика. – 2013. – № 2 (6). – С. 138–142.
- Галактионова М. Ю., Маисеенко Д. А., Капитонов В. Ф., Шурова О. А., Павлов А. В. Влияние анемии беременных на раннюю адаптацию новорожденных детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2016. – Т. 61, № 6. – С. 49–53. DOI: https://doi.org/10.21508/1027-4065-2016-61-6-49-53
- Коноводова Е. Н., Бурлев В. А. Эффективность применения препарата Ферро–Фольгамма у беременных и родильниц с железодефицитной анемией // Русский медицинский журнал. – 2003. – Т. 11, № 16. – С. 899–901.
- Коноводова Е. Н., Якунина Н. А. Железодефицитные состояния и беременность // Русский медицинский журнал. – 2010. – Т. 18, № 19. – С. 1174–1178.
- Lozoff B. Iron deficiency and child development // Food and Nutrition Bulletin. – 2007. – Vol. 28, Issue 4_suppl4. – Р. S560–S571. DOI: https://doi.org/10.1177/15648265070284S409
- Ясюкова Л. А. Гендерные особенности интеллектуального развития учащихся начальных классов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2011. – Т. 16, № 2. – С. 53–58.
- Wei W., Lu H., Zhao H., Chen C., Dong Q., Zhou X. Gender differences in children's arithmetic performance are accounted for by gender differences in language abilities // Psychological Science. – 2012. – Vol. 23, № 3. – P. 320–330. DOI: https://doi.org/10.1177/0956797611427168
- Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Хлыбова С. В. Влияние хронической артериальной гипертензии матери на развитие детей // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. – 2013. – № 1. – С. 64–76.
- Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Шушканова Е. Г., Хлыбова С. В. Влияние плацентарной недостаточности матери на развитие детей // Медицинский альманах. – 2014. – № 5 (35). – С. 59–63.
- Трухина С. И., Циркин В. И., Трухин А. Н., Четверикова Е. В. Успешность учебной деятельности детей и подростков, рожденных с большой или низкой массой тела // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 2 (3). – С. 33–41.
- Curtis D., Sood A., Phillips T., Leinster V., Nishiguchi A., Coyle C., Lacharme-Lora L., Beaumont O., Kemp H., Goodall R., Cornes L., Giugliano M., Barone R., Matsusaki M., Akashi M., Tanaka H., Kano M., McGarvey J., Halemani N., Simon K., Keehan R., Ind W., Masters T., Grant S., Athwal S., Collett G., Tannetta D., Sargent I., Scull-Brown E., Liu X., Aquilina K., Cohen N., Lane J., Thoresen M., Hanley J., Randall A., Case C. Secretions from placenta, after hypoxia/reoxygenation, can damage developing neurones of brain under experimental conditions // Experimental Neurology. – 2014. – Vol. 261. – Р. 386–395. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2014.05.003
- Phillips T., Scott H., Menassa D., Bignell A., Sood A., Morton J., Akagi T., Azuma K., Rogers M., Gilmore C., Inman G., Grant S., Chung Y., Aljunaidy M., Cooke C., Steinkraus B., Pocklington A. Logan A., Collett G., Kemp H., Holmans P., Murphy M., Fulga T., Coney A., Akashi M., Davidge S., Case C. Treating the placenta to prevent adverse effects of gestational hypoxia on fetal brain development // Scientific reports. – 2017. – Vol. 7. – Article number: 9079. DOI: https://doi.org/10.1038/s41598-017-06300-1
- Bora S., Liu Z., Kecojevic A., Merchenthaler I., Koliatsos V. Direct, complex effects of estrogens on basal forebrain cholinergic neurons // Experimental Neurology. – 2005. – Vol. 194, № 2. – Р. 506–522. DOI: https://doi.org/10.1016/j.expneurol.2005.03.015
- Krause D., Duckles S., Pelligrino D. Influence of sex steroid hormones on cerebrovascular function // Journal of Applied Physiology. – 2006. – Vol. 101, № 4. – P. 1252–1261. DOI: https://doi.org/10.1152/japplphysiol.01095.2005
- 24. Carroll J., Rosario E. The potential use of hormone-based therapeutics for the treatment of Alzheimer's disease // Current Alzheimer Research. – 2012. – Vol. 9, № 1. – Р. 18–34. DOI: https://doi.org/10.2174/156720512799015109
- Bondesson M., Hao R., Lin C., Williams C., Gustafsson J. Estrogen receptor signaling during vertebrate development // Biochimica et Biophysica Acta (BBA) – Gene Regulatory Mechanisms. – 2015. – Vol. 1849, № 2. – Р. 142–151. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bbagrm.2014.06.005
- Faa G., Marcialis M., Ravarino A., Piras M., Pintus M., Fanos V. Fetal programming of the human brain: is there a link with insurgence of neurodegenerative disorders in adulthood? // Current Medicinal Chemistry. – 2014. – Vol. 21, № 33. – Р. 3854–3876. DOI: https://doi.org/10.2174/0929867321666140601163658
- Barroso F., Allard S., Kahan B. C., Connolly C., Smethurst H., Choo L., Khan K., Stanworth S. Prevalence of maternal anaemia and its predictors: a multi-centre study // European Journal of Obstetrics & Gynecology and Reproductive Biology. – 2011. – Vol. 159, № 1. – P. 99–105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ejogrb.2011.07.041
- Menon K., Ferguson E., Thomson C., Gray A., Zodpey S., Saraf A., Das P. K., Skeaff S. Effects of anemia at different stages of gestation on infant outcomes // Nutrition Journal. – 2016. – Vol. 32, № 1. – Р. 61–65. DOI: https://doi.org/10.1016/j.nut.2015.07.009
- Rahman M. M., Abe S., Rahman M. S., Kanda M., Narita S., Bilano V., Ota E., Gilmour S., Shibuya K. Maternal anemia and risk of adverse birth and health outcomes in low- and middle-income countries: systematic review and meta-analysis // The American Journal of Clinical Nutrition. – 2016. – Vol. 103, № 2. – Р. 495–504. DOI: https://doi.org/10.3945/ajcn.115.107896
- Breymann C., Honegger C., Holzgreve W., Surbek D. Diagnosis and treatment of iron-deficiency anaemia during pregnancy and postpartum // Archives of Gynecology and Obstetrics. – 2010. – Vol. 282, № 5. – P. 577–580. DOI: https://doi.org/10.1007/s00404-010-1532-z
- de Sá S. A., Willner E., Pereira T. A. D., de Souza V. R., Boaventura G. T., de Azeredo V. B. Anemia in pregnancy: impact on weight and in the development of anemia in newborn // Nutricion Hospitalaria. – 2015. – Vol. 32, № 5. – Р. 2071–2079. DOI: https://doi.org/10.3305/nh.2015.32.5.9186
- Miller S., Huppi P., Mallard C. The consequences of fetal growth restriction on brain structure and neurodevelopmental outcome // The Journal of Physiology. – 2016. – Vol. 594, № 4. – Р. 807–823. DOI: https://doi.org/10.1113/JP271402