Феноменология электронных образовательных технологий
Проблема и цель. В философии образования остается малоизученной тема онтологических и гносеологических оснований взаимодействия электронных технологий и субъектов образовательного процесса. Целью статьи является экспликация понятия сознания, соответствующего специфике электронных образовательных технологий, а также анализ требований, которые предъявляют электронные технологии к опыту сознания субъектов образовательного процесса.
Методология. В качестве методологии исследования выбрана феноменологическая философия. Необходимость обращения к методам феноменологической рефлексии и дескрипции продиктована тем, что именно с их помощью выявляются такие релевантные поставленной цели темы, как «сознание и время», «сознание и понимание», «сознание и тело».
Результаты. Автор обосновывает, что технология электронной презентации является экспликацией феноменологического понимания сознания и времени как формы организации сознания. Автор демонстрирует, что электронная презентация представляет собой символ ментальной жизни ее создателя (педагога), однако в восприятии учащихся этот символ, как правило, отрывается от требования воссоздавать эту жизнь сознания в своем личном рефлексивном опыте. Автор отмечает, что характерное для электронных образовательных технологий клиповое сознание купирует потенциал герменевтического восприятия, а сопутствующее этим технологиям обеднение телесного опыта ограничивает участников образовательного процесса в их способности видеть личностное измерение друг друга, а также затрудняет возможности развития педагогического такта.
Заключение. В соответствии с поставленной целью автор приходит к выводу, что специфике электронных образовательных технологий отвечает феноменологическая трактовка сознания, а главным требованием, предъявляемым данными технологиями к обучающимся, является освоение ими опыта интенционально-рефлексивной, синтетической жизни сознания. Резюмируется, что в той мере, в какой пользователи электронных технологий (ученик и учитель) отказываются от необходимости культивировать сознательный опыт, они сами становятся частью технологических систем – устройствами, воспроизводящими и считывающими информацию. Автор подчеркивает, что опыт диссеминированного, расщепленного субъекта оказывается наиболее частым антропологическим коррелятом электронных образовательных технологий.
феноменологическая концепция сознания; интенциональность; временность сознания; телесность; расщепленный субъект; жесты; образование; электронная презентация
74.917 Martin Heidegger | Vilnius | Russian Philosopher
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Abdelrahman L. A. M., Attaran M., Hai-Leng C. What does PowerPoint mean to you? A Phenomenological Study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 103. – P. 1319–1326. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.462
- Aagaard J. Media multitasking, attention, and distraction: A critical discussion // Phenomenology and the Cognitive Sciences. – 2015. – Vol. 14 (4). – P. 885–896. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11097-014-9375-x
- Adams C. PowerPoint, habits of mind, and classroom culture // Journal of Curriculum Studies. – 2006. – Vol. 38 (4). – P. 389–411. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00220270600579141
- Adams C. PowerPoint’s Pedagogy // Phenomenology and Practice. – 2008. – Vol. 2 (1). – P. 63–79. DOI: http://dx.doi.org/10.7939/R37W67K18
- Adams C., Yin Y., Madriz L. F. V., Mullen C. S. A phenomenology of learning large: the tutorial sphere of xMOOC video lectures // Distance Education. – 2014. – Vol. 35 (2). – P. 202–216. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/01587919.2014.917701
- Atit K., Gagnier K., Shipley T. F. Student Gestures Aid Penetrative Thinking // Journal of Geoscience Education. – 2015. – Vol. 63 (1). – P. 66–72. DOI: http://dx.doi.org/10.5408/14-008.1
- (Re)Inventing the Internet: Critical Case Studies / Eds Feenberg A., Friesen N. – Rotterdam, Netherlands: Sense Publishers, 2012. – 135 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-94-6091-734-9
- Flavin M. Disruptive Technology Enhanced Learning: The Use and Misuse of Digital Technologies in Higher Education. – London: Palgrave Macmillan, 2017. – 150 p. DOI: http://dx.doi.org/10.1057/978-1-137-57284-4
- Friesen N. Dissection and Simulation: Brilliance and Transparency, or Encumbrance and Disruption? // Techne: Research in Philosophy and Technology. – 2011. – Vol. 15 (3). – P. 185–200. DOI: http://dx.doi.org/10.5840/techne201115320
- Hall M., Harrow M., Estelle L. Digital Futures: Expert Briefings on Digital Technologies for Education and Research. – Elsevier, 2015. – 68 p. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100384-8.00014-5
- Holmes J. D. Great Myths of Education and Learning. – UK: Wiley Blackwell, 2016. – 224 p. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118760499
- Kernbach S., Bresciani S., Eppler M. Slip-sliding away: a review of the literature on the constraining qualities of PowerPoint // Business and Professional Communication Quarterly. – 2015. – Vol. 78 (3). – P. 292–313. DOI: https://doi.org/10.1177/2329490615595499
- Kim M., Roth W.-M., Thom J. Children's gestures and the embodied knowledge of geometry // International Journal of Science and Mathematics education. – 2011. – Vol. 9 (1). – P. 207–238. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10763-010-9240-5
- Murray J.-A. Participants’ perceptions of a MOOC // Insights. – 2014. – Vol. 27 (2). – P. 154–159. DOI: http://dx.doi.org/10.1629/2048-7754.154
- O'Donnell A. Contemplative Pedagogy and Mindfulness: Developing Creative Attention in an Age of Distraction // Journal of Philosophy of Education. – 2015. – Vol. 49 (2). – P. 187–202. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12136
- Prestridge S. The beliefs behind the teacher that influences their ICT practices // Computers & Education. – 2012. – Vol. 58, Issue 1. – P. 449–458 DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2011.08.028
- Peters M. A. The university in the epoch of digital reason: Fast knowledge in the circuits of cybernetic capitalism // Analysis and Metaphysics. – 2015. – Vol. 14. – P. 38–58. URL: https://researchcommons.waikato.ac.nz/bitstream/handle/10289/10959/2-Peters%281%29.pdf?sequence=2&isAllowed=y
- Peters M. A., Jandric P. Dewey’s Democracy and Education in the age of digital reason: the global, ecological and digital turns // Open Review of Educational Research. – 2017. – Vol. 4 (1). – P. 205–218. DOI: https://doi.org/10.1080/23265507.2017.1395290
- Peters M. A., Jandric P. Philosophy of education in the age of digital reason // Review of Contemporary Philosophy. – 2015. – Vol. 14. – P. 162–181. URL: https://researchcommons.waikato.ac.nz/bitstream/handle/10289/9561/14-Peters%26Jandric-1.pdf.pdf?sequence=6&isAllowed=y
- Pozzer-Ardenghi L., Roth W.-M. On performing concepts during science lectures // Science Education. – 2007. – Vol. 91 (1). – P. 96–114. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/sce.20172
- RosenbergerR. Technologies of Education: Classrooms and Chat Rooms, Scalpels, and Screens // Human Studies. – 2013. – Vol. 36 (2). – P. 307–313. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10746-013-9266-0
- Roth W.-M. On the pregnance of bodily movement and geometrical objects: A post-constructivist account of the origin of mathematical knowledge // Journal of Pedagogy. – 2014. – Vol. 5 (1). – P. 65–89.DOI: http://dx.doi.org/10.2478/jped-2014-0004
- Shaw R. Heidegger and E-Learning: Overthrowing the Traditions of Pedagogy // E-Learning and Digital Media. – 2014. – Vol. 11 (2). – P. 123–134. DOI: http://dx.doi.org/10.2304/elea.2014.11.2.123
- Walsh C. S. Digital culture & education (DCE) embraces ‘slow citizenship’ into the future // Digital Culture & Education. – 2014. – Vol. 6 (4). – P. 388–392. URL: http://www.digitalcultureandeducation.com/cms/wp-content/uploads/2014/12/walsh_editorial_6_4_2014.pdf
- Yin Y., Adams C., Goble E., Madriz L. F. V. A classroom at home: children and the lived world of MOOCs // Educational Media International. – 2015. – Vol. 52 (2). – P. 88–99. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2015.1053287