Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 159–176
УДК: 
101 + 316.3/.4

Образовательные ценности здоровьесбережения для обеспечения социальной и экологической устойчивости (обзор)

Пушкарёв Ю. В. 1 (Новосибирск, Россия), Пушкарёва Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуются вопросы формирования экологической устойчивости современного общества. Цель статьи – определить основания и образовательные ценности здоровьесбережения для обеспечения социальной и экологической устойчивости общества.
Методология. Методология данного исследования основана на анализе и обобщении научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых в области устойчивого развития общества, эволюции здоровья как экологической концепции, философии здоровьесбережения, экологического образования, непрерывного образования.
Результаты. Определяется, что для реального преобразования социоприродных отношений необходимо осуществить экологизацию общественного сознания, т. е. преобразование экологических установок и ориентиров, образующих фундамент экологического мышления, в основание деятельностных установок. Подчеркивается, что переход к развитию экологического сознания важно осуществлять с учетом культурных особенностей; культура общества аккумулирует, воспроизводит и создает особую информацию в виде системы ценностей. Определяется, что экологические ориентиры в поведении человека называют психологическими аспектами устойчивости, включающими экологические убеждения, экологическое поведение и экологическую ответственность. Отмечается, что концепции здоровьесбережения применяются для анализа вопросов устойчивости социальных систем. Особо отмечается, что экологическое образование необходимо рассматривать не только как передачу знаний, умений, навыков, но и как внедрение альтернативного экологичного здоровьесберегающего образа жизни. Для формирования экологической культуры в процессе непрерывного образования важен акцент на внедрение индивидуальных образовательных траекторий в образовательный процесс, а также организация и проведение рефлексии как способа самоконтроля и самооценки.
Заключение. Делаются выводы о специфике оснований и образовательных ценностей здоровьесбережения для обеспечения социальной и экологической устойчивости общества.

Ключевые слова: 

устойчивое развитие общества; эффективность развития; эволюция здоровья; экологическая концепция; философия здоровьесбережения; способность человека адаптироваться; экологическое образование; непрерывное образование

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Healthcare educational value for ensuring social and environmental sustainability (review)

Библиографическая ссылка:
Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образовательные ценности здоровьесбережения для обеспечения социальной и экологической устойчивости (обзор) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 159–176. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.11
Список литературы: 
  1. Amin V. L., Yok M. Ch. K. Thematic interpretation approach in environmental adult education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 167. – P. 261–266. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.672
  2. Atav E., Altunoğlu B. D., Sönmez S. The determination of the environmental attitudes of secondary education students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 1391–1396. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.765
  3. Bayram S. A. On the role of intrinsic value in terms of environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 47. – P. 1087–1091. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.783
  4. Blanchet-Cohen N., Reilly R. C. Teachers' perspectives on environmental education in multicultural contexts: Towards culturally-responsive environmental education // Teaching and Teacher Education. – 2013. – Vol. 36. – P. 12–22. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2013.07.001
  5. Bonal X., Fontdevila C. Is education for sustainable development the means to bring about inclusive development? Between idealist and alternative positions // Current Opinion in Environmental Sustainability. – 2017. – Vol. 24. – P. 73–77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cosust.2017.02.002
  6. Borden R. J. Psychological dimensions of sustainability: minding the future from a human-ecological perspective // Current Opinion in Environmental Sustainability. – 2017. – Vol. 25. – P. 45–49. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cosust.2017.07.006
  7. Breslin D., Jones C. Developing an evolutionary/ecological approach in enterprise education // The International Journal of Management Education. – 2014. – Vol. 12, Issue 3. – P. 433–444 DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijme.2014.05.010
  8. Bulfin A. Popular culture and the “new human condition”: Catastrophe narratives and climate change // Global and Planetary Change. – 2017. – Vol. 156. – P. 140–146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gloplacha.2017.03.002
  9. Caciuc V.-T. Ecocentric reflections on the realization of environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 137. – P. 93–99. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.05.258
  10. Charfeddine L., Mrabet Z. The impact of economic development and social-political factors on ecological footprint: A panel data analysis for 15 MENA countries // Renewable and Sustainable Energy Reviews. – 2017. – Vol. 76. – P. 138–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.rser.2017.03.031
  11. Costel E. M. Didactic options for the environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 1380–1385. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.281
  12. Cumming G. S., Peterson G. D. Unifying Research on Social-Ecological Resilience and Collapse // Trend in Ecology & Evolution. – 2017. – Vol. 32, Issue 9. – P. 695–713. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tree.2017.06.014
  13. Derevenskaia O. Active learning methods in environmental education of students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 131. – P. 101–104. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.086
  14. Feszterova M., Jomova K. Character of innovations in environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 197. – P. 1697–1702. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.07.222
  15. Frantz C. McPh., Mayer F. S. The importance of connection to nature in assessing environmental education programs // Studies in Educational Evaluation. – 2014. – Vol. 41. – P. 85–89. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2013.10.001
  16. Guerra J. B. S. O. de A., Garcia J., Lima M. de A., Barbosa S. B., Berchin I. I. A proposal of a Balanced Scorecard for an environmental education program at universities // Journal of Cleaner Production. – 2016. – In press. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2016.11.179
  17. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 159. – P. 396–400. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.395
  18. Hwang H. The influence of the ecological contexts of teacher education on South Korean teacher educators' professional development // Teaching and Teacher Education. – 2014. – Vol. 43. – P. 1–14. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.05.003
  19. Kokkos A. The Challenges of Adult Education in the Modern World // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 180. – P. 19–24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02 
  20. Laal M., Laal A., Aliramaei A. Continuing Education; Lifelong Learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 4052–4056. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.889
  21. Lambrechts W., Liedekerke L. Van Using ecological footprint analysis in higher education: Campus operations, policy development and educational purposes // Ecological Indicators. – 2014. – Vol. 45. – P. 402–406. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2014.04.043
  22. Lisetskii F., Terekhin E., Marinina O., Zemlyakova A. Integration strategies of academic research and environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 183–191. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.616
  23. Mallee H. The evolution of health as an ecological concept // Current Opinion in Environmental Sustainability. – 2017. – Vol. 25. – P. 28–32. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cosust.2017.04.009
  24. McCormack L., Thomas V., Lewis M. A., Rudd R. Improving low health literacy and patient engagement: A social ecological approach // Patient Education and Counseling. – 2017. – Vol. 100, Issue 1. – P. 8–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pec.2016.07.007
  25. Nasibulina A. Education for sustainable development and environmental ethics // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 1077–1082. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.708
  26. Otto S., Pensini P. Nature-based environmental education of children: Environmental knowledge and connectedness to nature, together, are related to ecological behavior // Global Environmental Change. – 2017. – Vol. 47. – P. 88–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gloenvcha.2017.09.009
  27. Pérez-Rodríguez U., Varela-Losada M., Álvarez-Lires F.-J., Vega-Marcote P. Attitudes of preservice teachers: Design and validation of an attitude scale toward environmental education // Journal of Cleaner Production. – 2017. – Vol. 164. – P. 634–641. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.06.245
  28. Pérez-Rodríguez U., Varela-Losada M., Lorenzo-Rial M.-A., Vega-Marcote P. Attitudinal trends of teachers-in-training on transformative environmental education // Revista de Psicodidáctica (English ed.). – 2017. – Vol. 22, Issue 1. – P. 60–68. DOI: https://doi.org/10.1387/RevPsicodidact.15608
  29. Rayner G. Conventional and ecological public health // Public Health. – 2009. – Vol. 123, Issue 9. – P. 587–591. DOI: https://doi.org/10.1016/j.puhe.2009.07.012
  30. Reis S., Voigt K., Oxley T. Thematic issue on modelling human and ecological health risks // Environmental Modelling & Software. – 2017. – Vol. 93. – P. 106–108. DOI: https://doi.org/10.1016/j.envsoft.2017.02.029
  31. Rodrigues S. J. Environmental education: A propose of high school // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 231–234. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.199
  32. Rudolph A., Figge L. Determinants of ecological footprints: What is the role of globalization? // Ecological Indicators. – 2017. – Vol. 81. – P. 348–361. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2017.04.060
  33. Saribas D., Teksoz G., Ertepinar H. The relationship between environmental literacy and self-efficacy beliefs toward environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 3664–3668. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.820
  34. Simsekli Y. An implementation to raise environmental awareness of elementary education students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 191. – P. 222–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.449
  35. Slavoljub J., Zivkovic L., Sladjana A., Dragica G., Zorica P. S. To the environmental responsibility among students through developing their environmental values // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 171. – P. 317–322. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.128
  36. Uzun F. V., Keles O. The effects of nature education project on the environmental awareness and behavior // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 46. – P. 2912–2916. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.05.588
  37. Valderrama-Hernández R., Alcántara L., Limón D. The complexity of environmental education: teaching ideas and strategies from teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 968–974. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.137
  38. Valeria L., Maria L. L. Reinforcement strategic program in environmental education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 93. – P. 437–443. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.218
  39. Varela-Candamio L., Novo-Corti I., García-Álvarez M. T. The importance of environmental education in the determinants of green behavior: A meta-analysis approach // Journal of Cleaner Production. – 2018. – Vol. 170. – P. 1565–1578. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.09.214
  40. Zimmerman H. T., McClain L. R. Exploring the outdoors together: Assessing family learning in environmental education // Studies in Educational Evaluation. – 2014. – Vol. 41. – P. 38–47. DOI: https://doi.org/10.1016/j.stueduc.2013.09.007
  41. Гончарова Л. Н., Юренев А. П., Альнасер М. Влияние интегральных подходов к обучению школьников старших классов на формирование здорового образа жизни // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 529–541.
  42. Ряписова А. Г. Рефлексия результатов образовательной деятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 4. – С. 54–65.
  43. Сергиенко Л. С., Житов А. В. Об интеллектуальном потенциале, необходимом для адаптации человека в современном мире // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8–1. – С. 98–101.
  44. Филанковский В. В., Лесняк Т. В. Практико-методическая подготовка будущих учителей безопасности жизнедеятельности // Вестник педагогических инноваций. – 2014. – № 4 (36). – С. 20–22.
  45. Каверин А.В., Массеров Д. А. Роль экологического образования в устойчивом развитии общества // Интеграция образования. – 2014. – Т. 18, № 3 (76). – С. 46–52.
  46. Левашев В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 26–36.
  47. Ломакина Т. Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. монография. – М.: Наука, 2006. – 221 с.
  48. Плотникова О. В. Влияние глобализации и регионализации на международное сотрудничество регионов государств // Сибирский международный. – 2014. – № 16. – С. 5–7.
  49. Плотникова О. В. Регионы и их международные связи: некоторые теоретические подходы // Сибирский международный. – 2012. – № 14. – С. 14–21.
  50. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Интеллектуальный потенциал как важнейшая основа формирования качественно нового человека, общества и государства // Вестник Сибирского юридического института МВД России. – 2015. – № 2 (19). – С. 100–105.
  51. Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Образование общества знания: специфика современного развития: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 196 с.
  52. Пушкарева Е. А. Непрерывное образование в развитии изменяющихся общества и личности: интеграция исследовательских позиций в России и за рубежом // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 438–445.
  53. Пушкарева Е. А. Образовательная и научная системы: теоретические концепты и практическая реализация процесса интеграции // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 8–15.
  54. Пушкарёва Е. А. Философский анализ интеграции образования и науки. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 195 с.
  55. Пушкарёва Е. А. Ценностные основания современного взаимодействия образования и науки. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 172 с.
  56. Пушкарёва Е. А., Пушкарёв Ю. В. Специфика ценностных оснований современного гуманитарного образования в условиях мировых социальных перемен // Сибирский международный. – 2015. – № 17. – С. 188–191.
  57. Чашина Ж. В. Синтез интеллекта и нравственности в современном образовании // Интеграция образования. – 2014. – Т. 18, № 1 (74). – С. 64–70.
  58. Якунчев М. А., Семенова Н. Г., Чернова Н. Н., Ермаков Н. Н. Модель методики формирования биологической картины мира у учащихся общеобразовательной школы // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 522–528.





Дата публикации 31.10.2017