Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 55–66
УДК: 
159.97 + 378

Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза

Климов В. М. 1 (Новосибирск, Россия), Айзман Р. И. 2 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный технический университет
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Вопрос изучения и профилактики риска суицидального поведения студенческой молодежи в условиях экономической нестабильности, роста социальных перемен, политического кризиса является злободневным, поскольку на этом возрастном этапе жизни повышается склонность к самоанализу, негативной оценке окружающего мира и своей самооценке. Это происходит часто на фоне дезадаптации студентов к обучению в вузе, в связи с изменением их социального статуса и появлением трудностей сложного образовательного процесса. Цель статьи – выявить склонность к суицидальному поведению студентов технического университета и определить детерминирующие факторы предсуицидального состояния.
Методология. Изучение особенностей проявления суицидального поведения с учетом половых признаков было проведено на основе двух методик: теста на выявление склонности к суицидальному поведению (по методике М. В. Горской) и опросника суицидального риска А. Г. Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой). Было обследовано 175 студентов в возрасте 16–19 лет технического вуза г. Новосибирска.
Результаты. Установлено, что существенную роль в проявлении суицидального поведения оказывают эмоциональные и социальные факторы. Методом корреляционного-регрессионного анализа доказано, что наибольшее влияние на риск суицидального поведения, как у юношей, так и у девушек оказывали два фактора: аффективность и социальный пессимизм. Выявлены гендерные различия, заключающиеся в более выраженной склонности девушек к риску суицидального поведения по сравнению с юношами, что обусловлено их более высоким уровнем психоэмоционального напряжения (тревожности и фрустрации). Обе методики диагностики суицидального поведения, по А. Г. Шмелеву (в модификации Т. Н. Разуваевой) и М. В. Горской, дают возможность оценить суицидальный риск, но если в первой методике выделяется более широкий спектр суицидоопасных признаков (эмоциональных, социальных, когнитивных), то по второй методике анализ суицидального риска построен только на характеристике эмоционального состояния.
Заключение. Анализ полученных данных свидетельствует о невысоком уровне риска совершения суицида студентами, что соответствует статистическим данным. Однако девушки,по сравнению с юношами, имеют более высокий уровень суицидального риска в результате большей аффективности, социального пессимизма, тревожности и фрустрации. Две основные группы факторов определяют угрозу риска суицида: эмоциональные (аффективность) и социальные (несостоятельность и социальный пессимизм). При сравнительном анализе двух разных методик оценки предсуицидального состояния установлено, что опросник А. Г. Шмелева (в модификации Т. Н. Разуваевой) более информативен в определении значения ряда факторов, влияющих на риск его проявления.

Ключевые слова: 

студенты; суицидальное поведение; риск суицида; факторы суицидального поведения; гендерные различия; корреляционный анализ

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

The analysis of suicide risk factors among students of higher education institutions

Библиографическая ссылка:
Климов В. М., Айзман Р. И. Анализ факторов суицидального риска у студентов вуза // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 55–66. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.04
Список литературы: 
  1. Beck A. T., Steer R. A., Kovacs M., Garrison B. Hopelessness and eventual suicide: A 10-year prospective study of patients hospitalized with suicidal ideation // American Journal Psychiatry. – 1985. – Vol. 142 (5). – P. 559–563. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/ajp.142.5.559 
  2. Bridge J. A., Golstein T. R., Brent D. A. Adolescent suicide and suicidal behavior // Journal of Child Psychology and Psychiatry. – 2006. – Vol. 47 (3-4). – P. 372–394. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1469-7610.2006.01615.x
  3. Cheng Q., Li T. M., Kwok C. L., Zhu T. Assessing Suicide Risk and Emotional Distress in Chinese Social Media: A Text Mining and Machine Learning Study // J Med Internet Res. – 2017. – Vol. 19 (7). – P. e243. DOI: http://dx.doi.org/10.2196/jmir.7276
  4. Ganz D., Braquehais M. D., Sher L. Secondary Prevention of Suicide // PLoS Med. – 2010. – Vol. 7 (6). – P. e1000271 URL: https://dx.doi.org/10.1371/journal.pmed.1000271
  5. Hendin H. Psychodynamics of suicide, with particular reference to the young // American Journal of Psychiatry. – 1991. – Vol. 148 (9). – P. 1150–1158. DOI: http://dx.doi.org/10.1176/ajp.148.9.1150  
  6. Im Y., Won-Oak Oh, Suk M. Risk Factors for Suicide Ideation Among Adolescents: Five-Year National Data Analysis // Archives of Psychiatric Nursing. – 2017. – Vol. 31 (3). – P. 282–286. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.apnu.2017.01.001 
  7. Lv M., Li A., Liu T., Zhu T. Creating a Chinese suicide dictionary for identifying suicide risk on social media // Peer J. – 2015. – Vol. 3. – P. e1455. DOI: http://dx.doi.org/10.7717/peerj.1455 
  8. McGee R., Williams S., Nada-Raja S. Low self-esteem and hopelessness in childhood and suicidal ideation in early adulthood // Journal of Abnormal Child Psychology. – 2001. – Vol. 29, № 4. – P. 281–291. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=802879
  9. Page R. M., Yanagishita J., Suwanteerangkul J., Zarco E. P., Ching Mei-Lee, Nae-Fang Miao. Hopelessness and loneliness among suicide attempters in school-based samples of Taiwanese, Philippine and Thai adolescents // School Psychology International. – 2006. – Vol. 27 (5). – P. 583–598. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0143034306073415 
  10. Randell B. P., Eggert L. L., Pike K. C. Immediate post intervention effects of two brief suicide prevention interventions // Suicide and Life-Threatening Behavior. – 2001. – Vol. 31 (1). – P. 41–61. URL: http://www.ebppc.hawaii.edu/Resources/C-CARE_2001.pdf
  11. Steele I. H., Thrower N., Noroian P., Saleh F. M. Understanding Suicide Across the Lifespan: A United States Perspective of Suicide Risk Factors, Assessment & Management // J Forensic Sci. – 2017. Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1556-4029.13519 
  12. Tan L., Xia T., Reece C. Social and individual risk factors for suicide ideation among Chinese children and adolescents: A multilevel analysis // Int J Psychol. – 2016.  Early View. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/ijop.12273
  13. Vianello M., Schnabl K., Sriram N., Nosek B. Gender differences in implicit and explicit personality traits // Personality and Individual Differences. – 2013. – Vol. 55. – P. 994–999. URL: http://projectimplicit.net/nosek/papers/VSSN2013.pdf
  14. Абдулова И. Г., Доленко Г. Н. Педагогические методики для устранения последствий депривации детей и подростков // Вестник педагогических инноваций. – 2015. – № 2 (38). – С. 102–109.
  15. Банников Г. С., Павлова Т. С., Вихристюк О. В. Скрининговая диагностика антивитальных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у подростков (предварительные результаты) // Психолого-педагогические исследования. – 2014. – № 1. – С. 126–145.
  16. Васильева Л. Н., Щепеткова С. С. О суицидальном риске у студентов-медиков // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т. 7, № 3. – С. 179–183. DOI: http://dx.doi.org/10.17748/2075-9908.2015.7.3.179-183
  17. Габдреева Г. Гендерные различия адаптивности личности // Филология и культура. – 2016. – № 1 (43). – С. 338–347. 
  18. Игнатенко О. Е. Психологический тренинг как средство формирования способности к прощению у подростков с нарушением интеллекта // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 2 (42). – С. 114-119.
  19. Кириков А. А. Девиантное поведение как результат сочетания биологических, психологических и социальных факторов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. № 4. – С. 354-357.
  20. Разумникова О. М. Связь интеллекта и личностных черт с креативностью студентов математиков и гуманитариев // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37, № 1. – С. 69–78.
  21. Сыроквашина К. В., Дозорцева Е. Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24, № 3. – С. 8–24.
  22. Вагин Ю. Р. Корни суицидальной активности // Суицидология. – 2011. – Т. 2. № 4. – С. 3–10.


Дата публикации 31.10.2017