Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2017, Т. 7, № 5, С. 128–145
УДК: 
1 + 372.034

Концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества

Маджуга А. Г. 1 (Стерлитамак, Россия), Абдуллина Л. Б. 1 (Стерлитамак, Россия), Самородов Д. П. 1 (Стерлитамак, Россия), Малярчук Н. Н. 2 (Тюмень, Россия)
1 Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
2 Тюменский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемы проектирования системы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества. Цель статьи – на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников и опыта работы авторов в системе образования, представить концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества.
Методология. Применялось обобщение психологической, педагогической, культурологической, исторической и методической литературы, в ходе которого осуществлялся теоретико-методологический анализ представлений о научном концепте «здоровьесозидающее воспитание» и определялись сущностные характеристики организации процесса здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества. Методы исследования определялись его целями, задачами конкретного этапа, концептуальными подходами, реализованными в исследовании, что обеспечивало необходимую глубину проработки основных аспектов проблемы.
Результаты. В работе авторами представлены концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания. Особое внимание авторы уделяют характеристике здоровьесозидающего воспитания как одного из социокультурных контекстов здоровьесозидающей позиции индивидуума. Представлены детерминанты, оказывающие влияние на результативность процесса здоровьесозидающего воспитания, а также принципы и целевые ориентиры здоровьесозидающего воспитания. На основе теоретического анализа литературы, авторы впервые представляют уточнённое содержание понятия «здоровьесозидающее воспитание», показывают его взаимосвязь со смыслом созидания (сотворения) здоровья воспитанников как качественно новой характеристики с акцентом на развитие духовно-нравственных качеств растущего человека. Характеризуя здоровьесозидающую позицию индивидуума, в статье представлены основные структурные компоненты этого личностного образования: валеологическая установка, метакогнитивные способности, аффективная атрибуция, здоровьесозидающая компетентность. В контексте своего исследования авторы представляют социокультурный контекст как своеобразный «хронотоп» здоровьесозидающего потенциала субъекта, более широкого психологического пространства, отражающего репрезентацию социокультурных феноменов в их соотнесении с собственно факторами здоровьесозидания. Обосновывается целесообразность социально-личностного и метаисторического подходов в проектировании системы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества, которые выступают в качестве его концептуально-теоретической основы.
Заключение. В заключении авторами исследования обобщается суть концептуально-теоретических основ здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества.

Ключевые слова: 

система воспитания; здоровьесозидающее воспитание; здоровьесозидающая компетентность; ценностные ориентации; потенциал образования; воспитание учащейся молодёжи; постиндустриальное общество

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Conceptual and theoretical foundations of health promotion education of student youth in conditions of postindustrial society

Библиографическая ссылка:
Маджуга А. Г., Абдуллина Л. Б., Самородов Д. П., Малярчук Н. Н. Концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания учащейся молодёжи в условиях постиндустриального общества // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – № 5. – С. 128–145. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1705.09
Список литературы: 
  1. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап развития: монография. – Стерлитамак: Фобос, 2014. – 242 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24079359 
  2. Айзман Р. И. Здоровье участников образовательного процесса как критерий эффективности здоровьесберегающей деятельности в системе образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2015. – № 5 (26). – С. 72–82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24346188  
  3. Айзман Р. И., Казин Э. М., Федоров А. И., Шинкаренко А. С. Проблемы и задачи здоровьесберегающей деятельности в системе образования на современном этапе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 1. – С. 9–17. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=21226028 
  4. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения? Стратегия инновационного развития российского образования: монография. – М.: Логос, 2014. – 140 с. URL:  https://elibrary.ru/item.asp?id=23806835  
  5. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, практика, перспективы развития: монография. – М.: Логос, 2014. – 508 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25322804
  6. Маджуга А. Г., Мусакаев М. Б., Сладков С. Н., Сладкова В. В. Акмеология здоровья: монография / науч. ред. А. А. Вербицкий. – Стерлитамак: Фобос, 2012. – 288 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28412823 
  7. Малярчук Н. Н. Индивидуальное здоровье как отражение телесной, душевной и духовной природы человека // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 6-1. – С. 141–144. https://elibrary.ru/item.asp?id=17705502
  8. Малярчук Н. Н.  Здоровьесозидающая деятельность педагогов // Педагогика. – 2009. – № 1. – С. 55–59.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12609754 
  9. Малярчук Н. Н.  Проблемы сохранения здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2013. – № 9. – С. 71–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20744139.
  10. Малярчук Н. Н., Федоряк Л. М.  Просветительская функция преподавателя высшей школы в формировании качества жизни субъектов образования // Человек и образование. – 2012. – № 2. – С. 69–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17823864
  11. Малярчук Н. Н. Здоровьесберегающее и здоровьесозидающее воспитание // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 183–189. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23567667
  12. Самородов Д. П., Асадуллин Э. Ф., Нуруллин Р. А.  Методология и методы новейших исторических подходов: монография. – Германия: LAP LAMBERT, 2012. – 244 с. URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=26743433
  13. Третьякова Н. В., Фёдоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения: монография. – Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 208 с.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23016605 
  14. Ajzen I., Fishbein M. Understanding attitudes and predicting social behavior. Englewood Cliffs, 1980 // NJ: Prentice Hall. Albert JM. Mediation analysis via potential outcomes models. Statistics in Medicine. – 2008. – Vol. 27. – P. 1282–1304. Google Scholar: https://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Understanding%20attitudes%20and%20predicting%20social%20behavior.&author=I..%20Ajzen&author=M..%20Fishbein&publication_year=1980 
  15. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. – 1991. – Vol. 50, Issue 2. – P. 179–211. DOI: https://doi.org/10.1016/0749-5978(91)90020-T 
  16. D'Zurilla T. J. Problem-solving therapy: A social competence approach to clinical intervention. – New York: Springer, 1986. URL: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Problem-solving%20therapy%3A%20A%20social%20competence%20approach%20to%20clinical%20intervention&author=T.%20J..%20D%27Zurilla&publication_year=1986
  17. D'zurilla T. J., Goldfried M. R. Problem solving and behavior modification // Journal of abnormal psychology. – 1971. – Vol. 78, № 1. – С. 107–126. Google Scholar: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Problem%20solving%20and%20behavior%20modification&author=T.%20J..%20D%27Zurilla&author=M.%20R..%20Goldfried&journal=Journal%20of%20Abnormal%20Psychology&volume=78&pages=107-126&publication_year=1971
  18. Dye St. Can mental health clusters be replaced by patient typing? // British Journal of Healthcare Management. – 2017. – Vol. 23, № 5. – P. 229–237. DOI: https://doi.org/10.12968/bjhc.2017.23.5.229   
  19. Zafiropoulos G. Educational programmes: Saving money in healthcare // British Journal of Healthcare Management. – 2015. – Vol. 21, № 12. – P. 571–576. DOI: https://doi.org/10.12968/ bjhc.2015.21.12.571   
  20. Syahrul F., Chatarina U. W., Hargono A. The Establishment of Child Health Cadre as Prevention for Foodborne Disease at Primary Schools // International Journal of Public Health Science (IJPHS). – 2017. – Vol. 6, № 2. – P. 151–156. URL: http://iaescore.com/journals/index.php/IJPHS/article/ view/6646/6643   
  21. Hosseini Z., Aghamolaei T., Ghanbarnejad A. Prediction of Health Promoting Behaviors Through the Health Locus of Control in a Sample of Adolescents in Iran // Health Scope. – 2017. – № 6 (2). – P. e39432. URL: http://jhealthscope.com/en/articles/13126.html  
  22. Cheon J., Lee S., Crooks S. M., Song J. An investigation of mobile learning readiness in higher education based on the theory of planned behavior // Computers & Education. – 2012. – Vol. 59 (3). – P. 1054–1064. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2012.04.015  
  23. Cook B., Wayne G. F., Kafali E. N., Liu Z., Shu C., Flores M.  Trends in smoking among adults with mental illness and association between mental health treatment and smoking cessation // Journal of the American Medical Association. – 2014. – Vol. 311 (2). – P. 172–182. DOI: http://dx.doi.org/10.1001/jama.2013.284985   
  24. Kislyakov P. A., Shmeleva E. A., Belyakova N. V., Romanova A. V. Threats to the Social Safety of Educational Environment in the Russian Schools // Ponte Academic Journal. – 2016. – Vol. 72, № 12. – P. 355–363. DOI: http://dx.doi.org/10.21506/j.ponte.2016.12.28   
  25. Leventhal H., Brissette I., Leventhal E. A. The common-sense model of self-regulation of health and illness // Self-regulation of health and illness behaviour. – 2003. – Vol. 1. – P. 42–65. Google Scholar: http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=The%20common-sense%20model%20of%20self-regulation%20of%20health%20and%20illness&author=H.%20Leventhal&author=I.%20Brisette&author=EA.%20Leventhal&pages=42-65&publication_year=2003  
  26. Le-van T. N., Shiyan I. B., Shiyan O. A. Teaching Staff Background of Reforms in Russian Preschool Education and the Professional Development of Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 233. – P. 201–205. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.10.200  
  27. Greenfield D., Iqbal U., Li Yu-Ch. Healthcare improvements from the unit to system levels: contributions to improving the safety and quality evidence base // International Journal for Quality in Health Care. – 2017. – Vol. 29, Issue 3. – P. 313. DOI: https://doi.org/10.1093/intqhc/mzx054   
  28. Madzhuga A. G., Kislyakov P. A., Korjuev A. V., Shurupova R. V., Sokolova A. S., Sadykova A. R. Psycho-Pedagogical Foundations of Creating Health The Rising Generation in Modern Sociocultural Space // Ponte Academic Journal. – 2017. – Vol. 73, № 8. – P. 234–242. DOI: http://dx.doi.org/10.21506/j.ponte.2017.8.17   
  29. Madzhuga A. G., Abdullina L. B., Golovneva E. V., Karpov D. N., Askarova G. B., Filipenko E. V. Person's Health Creation Potential as a Resource Of Integrated Health // Journal of Global Pharma Technology. – 2016. – Vol. 8, № 8. – P. 24–27.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29860408  
  30. Madzhuga A. G., Sabekiya R. B., Abdullina L. B., Karpov D. N., Salyakhova Z. I. Health as a Core Characteristic of Human Existence // Journal of Global Pharma Technology. – 2016. – Vol. 8, № 8. – P. 7–11.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29486042  
  31. Miller S. M., Shoda Y., Hurley K. Applying cognitive-social theory to health-protective behavior: Breast self-examination in cancer screening // Psychol. Bull. – 1996. – Vol. 119 (1). – P. 70–94. URL: https://doi.org/10.1037/0033-2909.119.1.70
  32. Shaidullina R. M., Amirov A. F., Muhametshin V. S., Tyncherov K. T. Designing Economic Socialization System in the Educational Process of Technological University // European Journal of Contemporary Education. – 2017. – № 6 (1). – P. 149–158. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29743781  
  33. Radevskaya N. S., Veselova E. K., Dvoretskaya M. Y., Korjova E. Y., Monakhova L. Y. Educational Environment of University - A Model of International Students’ Socio-Psychological Adaptation to the Ethno-Cultural Characteristics of Society // Journal of Environmental Management and Tourism. – 2016. – Vol. 7, № 2 (14). – P. 291–298. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27059142  
  34. Rogers C. R. What understanding and acceptance means to me // Journal of Humanistic Psychology. – 1995. – Vol. 35. – P. 7–22. URL: https://doi.org/10.1177/00221678950354002
  35. Rosenstock I. M. Why people use health services // Milbank Memorial Fund Quarterly. – 1966. – Vol. 44 (3). – P. 54–127. https://doi.org/10.2307/3348967
  36. Tudor T. Strategic management of waste and resources in health and social care // British Journal of Healthcare Management. – 2017. – Vol. 23, № 1. – P. 8–11. DOI:  https://doi.org/10.12968/bjhc.2017.23.1.8    
  37. Wenzel L., Glanz K., Lerman C. Stress, coping and health behavior // Health Behavior and Health Education / Eds. K. Glanz, B. Rimer, F. Lewis. –  3rd ed. – San Francisco: Jossey-Bass, 2002. – P. 210–239. http://scholar.google.com/scholar_lookup?title=Stress%2C%20coping%20and%20health%20behavior&author=L.%20Wenzel&author=K.%20Glanz&author=C.%20Lerman&pages=210-239&publication_year=2002
  38. Wilson A. Hayden White’s “Theory of the Historical Work”: A Re-examination* // Journal of the Philosophy of History. – 2013. – Vol. 7, Issue 1. – P. 32–56.  DOI: https://doi.org/10.1163/18722636-12341243
Дата публикации 31.10.2017