Индивидуально-психологические предикторы адаптивного поведения подростков
Проблема и цель. Проблема изучения индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения подростков вызвана его социальной значимостью, с одной стороны, и отсутствием единой теории, объясняющей детерминацию адаптивного поведения подростков, с другой. Цель статьи – представить и проанализировать результаты теоретического и регрессионного исследования показателей самоотношения и копинг-стратегий как индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения подростков.
Методология. Исследование адаптивного поведения проводилось на основе экзистенционального и социально-ориентированного подходов, теории и концепции личности, теории возрастной периодизации. Использованы опросник Н. Н. Мельниковой (форма АСП-1, для подростков) «Адаптивные стратегии поведения»; опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантелеева; опросник преодолевающего поведения Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова; методы математико-статистического анализа (описательная статистика, корреляционный анализ К. Пирсона, множественный регрессионный анализ, программа «SPSS 19.0 for WINDOWS»).
Результаты. Выявлены достоверные связи между показателями самоотношения, копинг-стратегий и адаптивного поведения подростков. Установлено, что наибольший вес в формировании адаптивного поведения имеют такие независимые переменные, как интегральный уровень самоотношения, уверенность в себе, самопонимание, юмор, выражение чувств и др. Обоснована тенденция повышения недифференцированного общего чувства «за» по отношению к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и достойному уважения человеку вместе с ростом показателей названных независимых переменных.
Заключение. Предпринятое теоретическое исследование позволило выявить и обосновать зависимость адаптивного поведения подростков от факторов внешнего и внутреннего порядка. К числу внутренних факторов, выполняющих функцию индивидуально-психологических предикторов адаптивного поведения личности, отнесены копинг-стратегии совладания со стрессом и самоотношение личности.
Проведенное эмпирическое исследование с последующим математико-статистическим анализом данных подтвердило предположение о том, что адаптивное поведение является зависимой переменой по отношению к предпочитаемым копинг-стратегиям и показателям самоотношения.
адаптивное поведение; эмоциональная устойчивость; подростки; индивидуально-психологические предикторы; корреляционный анализ; регрессионный анализ; копинг-стратегии; самоотношение личности
49.553 Regional Press | Gifted Children | Ecological Zones
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Individual-psychological predictors of adolescents’ adaptive behavior
- Авраамова Е. М., Логинов Д. М.Новые тенденции в развитии школьного образования. По данным ежегодного мониторингового исследования центра экономики непрерывного образования РАНХИГС // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 163–185. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-4-163-185
- Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Теория интегральной индивидуальности В. С. Мерлина: история и современность // Образование и наука. – 2017. – № 2. – С. 145–160. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-2-145-160
- Граур М. В. Средства академической адаптации как предикторы самоэффективности обучающихся в среднем звене школы // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2017. – № 3 (30). – С. 42–47.
- Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. – 2016. – № 6. – С. 11–22. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-11-22
- Иванова М. В., Савельев В. В. Факторы социально-психологической адаптации подростков к обучению в суворовском военном училище // Образование и наука. – 2016. – № 7. – С. 105–116. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-7-105-116
- Кривенко М. П. Сравнительный анализ процедур регрессионного анализа // Информатика и ее применения. – 2014. – Т. 8, № 3. – С. 70–78. DOI: https://doi.org/10.14357/19922264140308
- Леонтьев Д. А., Лебедева А. А., Костенко В. Ю. Траектории личностного развития: реконструкция взглядов Л. С. Выготского // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 98–112. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-98-112
- Любимов Л. Л. Книга, в которой нуждается каждая школа. Рецензия на книгу: А. А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии (под ред. Д. А. Леонтьева) // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 234–241. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-234-241
- Муравьева О. И., Литвина С. А., Богомаз С. А. Средовая идентичность: содержание понятия // Сибирский психологический журнал. – 2015. – № 58. – С. 136–148. DOI: http://doi.org/10.17223/17267080/58/10
- Сивак Е. В., Глазков К. П. Жизнь вне класса: повседневная мобильность школьников // Вопросы образования. – 2017. – № 2. – С. 113–133. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-2-113-133
- Трубина Г. П., Зеер Э. Ф., Мащенко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 6. – С. 9–32. DOI: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-6-9-32
- Aelenei C., Lewis Jr. N. A., Oyserman D. No pain no gain? Social demographic correlates and identity consequences of interpreting experienced difficulty as importance // Contemporary Educational Psychology. – 2017. – Vol. 48. – P. 43–55. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2016.08.004
- Asmolov A. G. Activity as reality in defining people and activity as a cognitive construct. Activity and the Activity approach to understanding people: The Historical meaning of the Crisis of cultural-activity psychology // Russian education and society. – 2015. – Vol. 57, № 9. – P. 731–756. https://doi.org/10.1080/10609393.2015.1125706
- Berzonsky M. D., Papini D. R. Identity processing styles and value orientations: the mediational role of self-regulation and identity commitment // Identity. An international journal of theory and research. – 2014. – Vol. 14, № 2. – P. 96–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15283488.2013.858228
- Bulfin A. Popular culture and the “new human condition”: Catastrophe narratives and climate change // Global and Planetary Change. – 2017. – Vol. 156. – P. 140–146. DOI: https://doi.org/10.1016/j.gloplacha.2017.03.002
- Dolgova V. I. Aspects of emotional stability in volunteers of gerontology programs // Advances in gerontology. – 2014. – Vol. 4, № 4. – P. 278–282. DOI: https://doi.org/10.1134/S2079057014040080
- Dolgova V. I., Vasilenko E. A., Kapitanets E. G., Kondratieva O. A., Zhakupova Ya. T. Features of social and psychological adaptation of teenagers from foster families in school // Man in India. – 2017. – Vol. 97, № 7. – P. 61–69.
- Dudina M. N., Dolgova V. I. New educational paradigm: existentialism is a humanism // Man in India. – 2016. – Vol. 96, № 10. – P. 4043–4050.
- Dudina M. N., Dolgova V. I. The Crisis of upbringing in the Contemporary chronotope: potential solutions // Man in India. – 2016. – Vol. 96, № 10. – P. 3503–3511.
- Font X., Garay L., Jones S. A Social Cognitive Theory of sustainability empathy // Annals of Tourism Research. – 2016. – Vol. 58. – P. 65–80. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.annals.2016.02.004.
- Kiverstein J. Empathy and the responsiveness to social affordances // Consciousness and Cognition. – 2015. – Vol. 36. – P. 532–542. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.concog.2015.05.002
- Lachowicz-Tabaczek K., Bajcar B. Future self-appraisals and global self-esteem: Who benefits more from thinking about the future, and why? // Self and identity. – 2017. – Vol. 16, № 4. – P. 460–479. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15298868.2016.1270850
- Morrison A. S., Mateen M. A., Brozovich F. A., Zaki J., Goldin P. R., Heimberg R. G., Gross J. J. Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder // Behaviour Research and Therapy. – 2016. – Vol. 87. – P. 232–242. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.brat.2016.10.005
- Oyserman D., Destin M., Novin S. The context-sensitive future self: possible selves motivate in context, not otherwise // Self and identity. – 2015. – Vol. 14, № 2. – P. 173–188. DOI: http://doi.org/10.1080/15298868.2014.965733
- Rudolph A., Figge L.Determinants of ecological footprints: What is the role of globalization? // Ecological Indicators. – 2017. – Vol. 81. – P. 348–361. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecolind.2017.04.060
- Smortchkova J. Encapsulated social perception of emotional expressions // Consciousness and Cognition. – 2017. – Vol. 47. – P. 38–47. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.concog.2016.09.006
- Sokol Y., Serper M. Temporal self appraisal and continuous identity: associations with depression and hopelessness // Journal of affective disorders. – 2017. – Vol. 208. – P. 503–511. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.jad.2016.10.033
- Vianello M., Schnabel K., Sriram N., Nosek B. Gender differences in implicit and explicit personality traits // Personality and Individual Differences. – 2013. – Vol. 55, № 8. – P. 994–999. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2013.08.008
- Zhakupova Ya. T., Dolgova V. I., Kryzhanovskaya N. V., Kondratieva O. A., Kapitanets E. G. Gifted adolescents: Special qualities of the cognitive activities’ motivational component // Espacios. – 2017. – Vol. 38, № 40. – P. 22. URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384022.html