Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 2, С. 62–76
УДК: 
159.922.6

Склонность к аддиктивному поведению студентов вуза и ее профилактика

Лазаренко Д. В. 1 (Петропавловск, Казахстан), Антилогова Л. Н. 2 (Омск, Россия)
1 Филиал Академии Государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Северо-Казахстанской области
2 Омский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема психолого-педагогической профилактики склонности к аддиктивному поведению студентов вуза. Целью является выделение доминирующих черт личности студентов, склонных к аддиктивному поведению, определение факторов, влияющих на возникновение этой склонности, и апробация программы профилактики, направленной на активизацию личностных ресурсов по преодолению развития аддиктивного поведения.
Методология. Разработка и реализация психолого-педагогической программы профилактики склонности к аддиктивному поведению студентов вуза осуществлялась на основе анализа и обобщения научно-теоретических источников, а также проведенного экспериментального исследования. Склонность к аддиктивному поведению студентов вуза измерялась с помощью опросника диагностики аддикций ОДА-2010 (А. В. Смирнов), опросника 16 PF для изучения черт личности (Р. Кеттел), опросника Г. Шмишека для выявления типов акцентуации характера, опросника EPI Г. Айзенка, корреляционного анализа, метода определения значимости различий, факторного анализа.
Результаты. В статье раскрываются психологические черты личности студентов, склонных к аддиктивному поведению, анализируются психологические факторы, обусловливающие формирование этой склонности, а также обсуждаются психолого-педагогические возможности ее профилактики. Установлено наличие значимых корреляционных связей между типами личности (экстраверсией, нейротизмом), чертами личности, акцентуациями характера и сексуальной, компьютерной, интернет-зависимостью. Факторный анализ позволил выделить три психологических фактора (эмоционально-волевой, межличностно-коммуникативный и конативный), влияющих на возникновение склонности к аддиктивному поведению студентов вуза. По результатам формирующего эксперимента было отмечено изменение содержания, направленности общения и взаимодействия в сфере общественных и межличностных отношений студентов вуза.
Заключение. Полученные результаты позволили выявить доминирующие черты личности студентов, склонных к аддиктивному поведению. По результатам проведенного эксперимента
в ходе реализации программы профилактики, направленной на активизацию личностных ресурсов, произошло изменение выделенных черт личности и структуры психологических факторов, что повлияло на снижение риска возникновения и развития склонности к аддиктивному поведению студентов вуза.

Ключевые слова: 

аддиктивное поведение; аддикции; аддиктивный агент; аддиктивная реализация; склонность к аддиктивному поведению; факторный анализ

99.883 Internet Use | Addiction | Gaming

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Propensity for addictive behaviors among university students and its prevention

Библиографическая ссылка:
Лазаренко Д. В., Антилогова Л. Н. Склонность к аддиктивному поведению студентов вуза и ее профилактика // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 62–76. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.04
Список литературы: 
  1. Лазаренко Д. В., Антилогова Л. Н. Психологические факторы склонности студентов к аддиктивному поведению: монография. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. – 154 с.
  2. Cabriales J. A., Cooper T. V., Hernandez N., Law J. Psychographic characteristics, tobacco, and alcohol use in a sample of young adults on the U.S./México border // Addictive Behaviors. – 2016. – Vol. 63. – P. 12–18. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.06.028
  3. Casale S., Fioravanti G. Why narcissists are at risk for developing Facebook addiction: The need to be admired and the need to belong // Addictive Behaviors. – 2018. – Vol. 76. – P. 312–318. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2017.08.038
  4. Zhang Ch., Brook J. S., Leukefeld C. G., Brook D. W. Longitudinal psychosocial factors related to symptoms of Internet addiction among adults in early midlife // Addictive Behaviors. – 2016. – Vol. 62. – P. 65–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.06.019
  5. Forster M., Grigsby T. J., Rogers C. J., Benjamin S. M. The relationship between family-based adverse childhood experiences and substance use behaviors among a diverse sample of college students // Addictive Behaviors. – 2018. – Vol. 76. – P. 298–304. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2017.08.037
  6. Gullo M. J., Loxton N. J., Dawe S. Impulsivity: four ways five factors are not basic to addiction // Addictive Behaviors. – 2014. – Vol. 39, Issue 11. – P. 1547–1556. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2014.01.002Get rights and content
  7. Russell M. A., Almeida D. M., Maggs J. L. Stressor-related drinking and future alcohol problems among university students // Psychology of Addictive Behaviors. – 2017. – Vol. 31, Issue 6. – P. 676–687. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/adb0000303
  8. Ангел М. С. Проблема клинико-психологической трансформации мотивационно-потребностной сферы подростков с аддиктивным поведением в условиях социокультурных изменений в современной России (1985–2015 годы) // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 4-2 (58). – С. 148–153. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.001  
  9. Киселева Л. Т. Клинико-психологические аспекты героиновой интоксикации // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2017. – № S18. – С. 14–22.
  10. Лебедев А. В., Айзман Н. И., Суботялов М. А., Герасев А. Д., Айзман Р. И. Оценка склонностей к психосоциальным зависимостям среди студентов 17–18 лет г. Новосибирска // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 4 (89). – С. 695–708. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.089.021.201704.695-708  
  11. Менделевич В. Д. Аргументированность выбора терапии синдрома зависимости: доказательная наркология против рутинной клинической практики // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2015. – Т. 115, № 4-2. – С. 59–63.
  12. Круковская О. А. Социально-педагогический подход в профилактике аддиктивного поведения студентов колледжа // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – № 1-2. – С. 63–68.
  13. Zhang Ch., Brook J. S., Leukefeld C. G., Brook D. W. Longitudinal psychosocial factors related to symptoms of Internet addiction among adults in early midlife // Addictive Behaviors. – 2016. – Vol. 62. – P. 65–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.06.019
  14. Griffiths M. D. Behavioural addiction and substance addiction should be defined by their similarities not their dissimilarities // Addiction. – 2017. – Vol. 112, Issue 10. – P. 1718–1720. DOI: https://doi.org/10.1111/add.13828
  15. Groth G. G., Longo L. M., Martin J. L. Social media and college student risk behaviors: A mini-review // Addictive Behaviors. – 2017. – Vol. 65. – P. 87–91. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.10.003
  16. Kilwein T. M., Looby A. Predicting risky sexual behaviors among college student drinkers as a function of event-level drinking motives and alcohol use // Addictive Behaviors. – 2018. – Vol. 76. – P. 100–105. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2017.07.032
  17. Pearson M. R., Liese B. S., Dvorak R. D. College student marijuana involvement: Perceptions, use, and consequences across 11 college campuses // Addictive Behaviors. – 2017. – Vol. 66. – P. 83–89. DOI: https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2016.10.019
  18. Каминская О. В. Характеристика зависимости от компьютерных он-лайн игр // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. – № 1-2. – С. 169–171.
  19. Кошенова М. И. Работоголизм: путь к совершенству или дезадаптации? // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2017. – Том 2, № 2. – С. 152–164.
  20. Ломакина А. Н. Социально-педагогические особенности аддиктивности молодежи как разновидности деструктивного поведения // Научное мнение. – 2014. – № 10-2. – С. 46–50.
  21. Пантелеева Т. В. Особенности социально-психологической адаптации Интернет-аддиктов в ранней юности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5, № 1 (14). – С. 185–188.
  22. Смирнов А. В. Половые особенности проявлений «аддиктивного», «пограничного» и «не-аддиктивного» типов индивидуальности на глубинно-психологическом уровне интегральной индивидуальности // European Social Science Journal. – 2014. – № 6-3 (45). – С. 329–337.
  23. Ширко С. М., Меркулова А. С. Личностные характеристики студентов, склонных к любовной аддикции // Личность в пространстве и времени. – 2017. – № 6. – С. 157–163.
  24. Бубнова И. С., Терещенко А. Г. Профилактика аддиктивных форм поведения среди студентов колледжа // Вестник Омского университета. Серия: психология. – 2016. – № 2. – С. 4–11.
  25. Буханько Е. А., Жданова М. А. Профилактика аддиктивного поведения в студенческой среде средствами социальной рекламы // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. – 2016. – № 2. – С. 274–277.
  26. Назаров В. И., Завозяев И. И., Данилов А. А. Современный вуз и профилактика зависимости в студенческой среде: монография. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2015. – 208 с.
Дата публикации 30.04.2018