Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 2, С. 135–152
УДК: 
372.882

Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла

Мосунова Л. А. 1 (Киров, Россия)
1 Вятский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье поднимается малоизученная как в России, так и за рубежом проблема поиска способов чтения, которые ставили бы читателя в позицию активного взаимодействия с текстом и инициировали бы процессы смыслообразования. Цель статьи – выявить условия порождения личностных смыслов в процессе чтения и на этой основе построить модель управления чтением как базовую для достижения глубокого понимания литературы.
Методология. Построена на базисных принципах, методах и понятиях психологической теории деятельности и теории речевой деятельности; включает понятие смыслового чтения, концепцию управления чтением, принцип «творческого» чтения, содержание которого по отношению к «информативному» чтению определено на основе метода моделирования.
Результаты. Основные результаты заключаются в выявлении психологических условий смыслового чтения. В статье исследуются актуальные вопросы развития самосознания студентов как результат изменения способов чтения, описываются методы управления чтением, на базе которых возможно порождение смыслов. Подчёркивается, что эти методы повышают вклад художественных структур в развитие ценностно-смысловой сферы читателя, отвечающей за осуществление важнейших жизненных задач человека: определение своего места в мире, поиск своей сущности и индивидуализацию.
Заключение. Преодоление поверхностного отношения к литературе возможно в результате применения предложенной модели управления чтением, которая исключает позицию читателя как потребителя готового текста. Экспериментально доказана целесообразность её применения в обучении студентов. Приведены примеры экспериментальных практических разработок в области управления чтением как процессом порождения смысла. Автор отмечает, что управление чтением нацелено на осуществление культурных функций художественного текста, связанных с включением субъекта в сферу общечеловеческих смыслов и ценностей, что предполагает актуализацию личностных смыслов читателя, поэтому при изучении литературы в школе и вузе важно учитывать психолого-педагогические аспекты процесса чтения.

Ключевые слова: 

художественный текст; восприятие художественной литературы; культура чтения литературы; порождение смысла; управление чтением; психология смыслового чтения; методы смыслового чтения; развитие самосознания

98.011 Russian Language | Language Picture of the World | Explanatory Dictionary

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Managing reading of literary texts as a process of search for meaning

Библиографическая ссылка:
Мосунова Л. А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 135–152. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.08
Список литературы: 
  1. Макеев С. В. Технократизм как объект философского исследования и теории (концепции) технократизма как предмет историко-философского анализа // Вестник московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. – 2008. – № 1. – С. 114–127.
  2. Афанасенко И. В. Ведущие ценности и их связь с интернальностью в подростковом и взрослом возрасте // Российский психологический журнал. – 2016. – Т. 13, № 2. – С. 124–131.
  3. Чернявская В. С., Погорская В. А. Ценностные ориентации лиц с высоким и низким уровнями субъективного благополучия // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 3. – С. 88–105.
  4. Stošić L., Stošić I. Perception of teachers regarding the implementation of the internet in education // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 53. – P. 631–638 DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.07.027
  5. Stošić L. The importance of educational technology in teaching // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). – 2015. – Vol. 3 (1). – P. 111–114. URL: http://ijcrsee.com/index.php/IJCRSEE/article/view/73/120
  6. Cordón-García J.-A., Alonso-Arévalo J., Gómez-Díaz R., Linder D. Towards a new conception of books and reading // Social Reading. – Oxford: Chandos, 2013. – P. 7–75. DOI: http://doi.org/10.1016/B978-1-84334-726-2.50001-X
  7. Maxim A., Maxim A.-U. The Role of e-books in Reshaping the Publishing Industry // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2012. – Vol. 62. – P. 1046–1050. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.09.178
  8. Борзова Т. В. Психология понимания: программа исследования личности в ее отношении к среде // Психология и психотехника. – 2015. – № 8. – С. 839–847. DOI: http://doi.org/10.7256/2070-8955.2015.8.15844 
  9. Hamdan N. A., Mohamad M., Shaharuddin S. Hypermedia Reading Materials: Undergraduate Perceptions and Features Affecting their Reading Comprehension // Electronic Journal of e-Learning. – 2017. – Vol. 15 (2). – P. 116–125. DOI: http://www.ejel.org/volume15/issue2
  10. Борзова Т. В. Психология обучения студентов пониманию // Известия самарского научного центра российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2017. – Т. 19, № 2-1. – С. 17–27.
  11. Волкова Т. В. Успешность и психологические особенности смыслового чтения у первоклассников // Здравоохранение, образование и безопасность. – 2016. – № 2 (6). – С. 26–31.
  12. Волкова Е. Л., Разина Т. В. Сравнительное исследование волевых качеств личности у лиц юношеского возраста // Психология обучения. – 2017. – № 4. – С. 37–49.
  13. Мелентьева Ю. П. Общая теория чтения: монография. – М.: Научный и издательский центр «Наука» РАН, 2015. – 230 с.
  14. Ефремова О. Н. Приём анализа текста через диалог с автором // Санкт-петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2 (6). – С. 32–35.
  15. Афанасьев А. С., Зиннатуллина З. Р., Попп И. С., Устинова О. А. Комментированное чтение на уроках литературы в средних и старших классах: традиционный прием в современных реалиях // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 4. – С. 51–55.
  16. Петкевич А. Н. Стратегии смыслового чтения как средство достижения планируемых метапредметных результатов (на примере обучения биологии в профильных классах) // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2017. – № 2 (3). – С. 112–114.
  17. Божович Е. Д. Позиция субъекта учения: личностные и когнитивные факторы // Вопросы психологии. – 2017. – № 6. – С. 19–30.
  18. Urquijo I., Extremera N. Academic Satisfaction in the University: Relationships between Emotional Intelligence and Academic Engagement // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2017. – Vol. 15 (3). – P. 553–573. DOI: http://dx.doi.org/10.14204/ejrep.43/16064  URL: http://www.investigacion-psicopedagogica.org/revista/new/english/ContadorArticulo.php?1201
  19. Bernal A., Esparza J., Ruiz M.J., Ferrando M., Sainz M. Specificity of Creativity: Figurative and Scientific // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. – 2017. – Vol. 15 (3). – P. 574–597 DOI: http://dx.doi.org/10.14204/ejrep.43/16094 URL: http://www.investigacion-psicopedagogica.org/revista/new/english/ContadorArticulo.php?1162
  20. Tejada J., Serra D. The Effects of Static and Dynamic Visual Representations as Aids for Primary School Children in Tasks of Auditory Discrimination of Sound Patterns. An Intervention-based Study // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2018. – Vol. 13, № 02. – P. 60–71. URL: https://doi.org/10.3991/ijet.v13i02.7430 
  21. Мосунова Л. А. Смысловое чтение как деятельность: её содержание и структура // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2011. – № 2 (1). – С. 151–157.
  22. Мосунова Л. А. Личностный рост как результат развития способности к адекватному восприятию художественных текстов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2008. – Т. 1, № 1. – С. 106–112.
  23. Мосунова Л. А. К вопросу о понимании текстов классической литературы // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2015. – № 6. – С. 69–76.
  24. Mozelius P., Fagerström A., Söderquist M. Motivating Factors and Tangential Learning for Knowledge Acquisition in Educational Games // The Electronic Journal of e-Learning. – 2017. – Vol. 15 (4). – P. 343–354. URL: http://www.ejel.org/volume15/issue4
  25. Mosunova L. A. Theoretical approaches to defining the concept of the “perception of the meaning of information” // Scientific and Technical Information Processing. – 2017. – Т. 44, № 3. – С. 175–183. URL: https://link.springer.com/article/10.3103%2FS0147688217030078
Дата публикации 30.04.2018