Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 2, С. 203–221
УДК: 
373.68 (571.56-81)

Особенности экономической социализации учащихся старших классов средних школ, расположенных на северных территориях Красноярского края и Республики Саха (Якутия) [In English]

Кирко В. И. 1 (Красноярск, Россия), Малахова Е. В. 2 (Красноярск, Россия), Копцева Н. П. 3 (Красноярск, Россия), Разумовская В. А. 3 (Красноярск, Россия), Янова М. Г. 2 (Красноярск, Россия)
1 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Сибирский федеральный университет
2 Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева
3 Сибирский федеральный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема экономической социализации и формирования экономической культуры у современных учащихся средних школ, находящихся на северных территориях Красноярского края и Республики Саха (Якутия). Цель статьи – обобщить результаты полевых исследований и выявить особенности экономической социализации учащихся
старших классов, родители которых ведут традиционный образ жизни, характерный для коренных малочисленных народов Севера и Сибири.
Методология. В ходе полевых исследований в северных (арктических поселках) Красноярского края и Республики Саха (Якутия) была применена авторская методика оценки уровня экономической культуры учащихся старших классов. Использовались методы сравнительного анализа в зависимости от территории проживания учащихся (город Красноярск, Тюхтетский и Туруханский районы Красноярского края, город Нерюнгри, Нерюнгринский район Республики Саха (Якутия)), их этнокультурной самоидентификации (в том числе принадлежности к коренным малочисленны народам Севера и Сибири), возраста.
Результаты. Представлены результаты обработки 341 анкеты учащихся старших классов средних школ, в том числе 186 детей, чьи родители принадлежат к коренным народам Севера и ведут традиционный образ жизни (занимаются охотой, рыбной ловлей, северным домашним оленеводством). Результаты обработки анкет визуализированы с помощью диаграмм и гистограмм, обобщены в форме таблицы.
Заключение. Полевые исследования позволили выявить коммуникативные, инструментальные, социальные и психологические особенности экономической социализации учащихся старших классов, родители которых ведут традиционный образ жизни. Выявлена проблема недостатка экономического образования школьников. Сделаны рекомендации о необходимости принять меры к созданию программы экономического образования школьников на данных территориях, построенной на сочетании экономического семейного воспитания, связанного с традиционным образом жизни родителей, и школьного экономического образования, связанного с экономическим анализом школьных проектов.

Ключевые слова: 

учащиеся старших классов; северные территории; коренные малочисленные народы; экономическая культура; экономическая социализация; полевые исследования; анкетирование

96.986 Financial Literacy | Personal Finance | Credit Cards

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Characteristics of economic socialization of high school students in the Northern Territories of Krasnoyarsk Krai and the Sakha (Yakutiya) Republic

Библиографическая ссылка:
Кирко В. И., Малахова Е. В., Копцева Н. П., Разумовская В. А., Янова М. Г. Особенности экономической социализации учащихся старших классов средних школ, расположенных на северных территориях Красноярского края и Республики Саха (Якутия) [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 203–221. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.12
Список литературы: 
  1. Anderson D. G., Loovers J. P. L., Schroer S. A., Wish R. P. Architectures of domestication: on emplacing human‐animal relations in the North // Journal of the Royal Anthropological Institute. – 2017. – Vol. 23, Issue 2. – P. 398–416. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/1467-9655.12613_1
  2. Baird I. G. Translocal assemblages and the circulation of the concept of “indigenous peoples” in Laos // Political Geography. – 2015. – Vol. 46. – P. 54–64. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.polgeo.2014.12.001
  3. Brutschin E., Schubert S. R. Icy waters, hot tempers, and high stakes: Geopolitics and Geoeconomics of the Arctic // Energy Research & Social Science. –2016. – Vol. 16. – P. 147–159. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.erss.2016.03.020
  4. Bukharova E. B., Samusenko S. A., Semionova A. R., Vitkovskaia L. K. Approaches to the Impact Evaluation of Territorial Management Mechanisms on the Change of Asymmetry in Socio-Economic Development, Life Quality and Economic Security in the Resource Regions of the Country // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. –2016. – Vol. 9, Issue 11. – P. 2653–2662. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2653-2662
  5. Drever A. I., Odders-White E., Kalish C. W., Else-Quest N. M., Hoagland E. M., Nelms E. N. Foundations of financial well-being: Insights into the role of executive function, financial socialization, and experience-based learning in childhood and youth // The Journal of Consumer Affairs. – 2015. – Vol. 49, Issue 1. – P. 13–38. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/joca.12068
  6. Friedline T. A developmental perspective on children's economic agency // Journal of Consumer Affairs. – 2015. – Vol. 49, Issue 1. – P. 39–68. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/joca.12062
  7. Furnham A., Milner R. Parent‘s beliefs and behaviours about the economic socialisation, through allowances/pocket money, of their children // Psychology. – 2017. – Vol. 8, № 8. – P. 1216–1228. DOI: http://dx.doi.org/10.4236/psych.2017.88078  
  8. Grohmann A., Kouwenberg R., Menkhoff L. Childhood roots of financial literacy // Journal of Economic Psychology. – 2015. – Vol. 51. – P. 114–133. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.joep.2015.09.002
  9. Grougiou V., Moschis G. P. Antecedents of young adults' materialistic values // Journal of Consumer Behaviour. – 2015. – Vol. 14, Issue 2. – P. 115–126. DOI: http://dx.doi.org/10.1002/cb.1505
  10. Jorgensen B. L., Rappleyea D. L., Schweichler J. T., Fang  X., Moran M. E. The financial behavior of emerging adults: A family financial socialization approach // Journal of Family and Economic Issues. – 2017. – Vol. 38, Issue 1. – P. 57–69. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-015-9481-0
  11. Kim S. Y., Schwartz S. J., Perreira K. M., Juang L. P. Culture’s Influence on Stressors, Parental Socialization, and Developmental Processes in the Mental Health of Children of Immigrants // Annual Review of Clinical Psychology. – 2018. – Vol. 14. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-050817-084925
  12. Koptseva N. P. Expert environmental assessment, specific for indigenous peoples of Siberian arctic (on the basis of Krasnoyarsk region) // Ecology of Man. – 2017. – Vol. 6. – P. 30–36.
  13. Koptseva N. P., Kirko V. I. The Impact of Global Transformations on the Processes of Regional and Ethnic Identity of Indigenous Peoples Siberian Arctic // Mediterranean Journal of Social Sciences. – 2015. – Vol. 6, № 3 S5. – P. 217–223. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s5p217
  14. Palaci F., Jiménez I., Topa G. Economic cognitions among older adults: parental socialization predicts financial planning for retirement // Frontiers in aging neuroscience. –2017. – Vol 9. – P. 376. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/fnagi.2017.00376  
  15. Reznikova K. V., Seredkina N. N., Zamaraeva Y. S. Perspective Formats for the Development of Decorative and Applied Art of the Indigenous Peoples of the Krasnoyarsk Territory // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 10. – P. 1573–1593. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0155
  16. Reznikova K. V., Seredkina N. N., Koptseva N. P., Zamaraeva Y. S. Regional specifics of social values and their impact on Central Siberian territories’ modernization (based on research of Krasnoyarsk region) // Economic Annals-XXI. – 2016. – Vol. 160, Issue 7–8. – P. 92–95. DOI: http://dx.doi.org/10.21003/ea.V160-18
  17. Rofe C., Moeed A., Anderson D., Bartholomew R. Science in an indigenous school: Insight into teacher beliefs about science inquiry and their development as science teachers // Australian Journal of Indigenous Education. – 2016. – Vol. 45, Issue 1. – P. 91–99. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/jie.2015.32
  18. Shishatskiy N. G. Investment Potential of Structural Modernization of the Krasnoyarsk Economy // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol11, Issue 9. – P. 2792–2802. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-11-2792-2802
  19. Shishatsky N. G., Bryukhanova E. A., Efimov V. S., Matveev A. M. Preconditions of Formation of the Arctic Aqua-Territorial Industrial Complex on the Basis of the Development of the Natural-Resources Potential of the Khatanga-Anabar Region // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 10. – P. 2507–2524. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-10-2507-2524
  20. Schwarz O. The symbolic economy of authenticity as a form of symbolic violence: the case of middle-class ethnic minorities // Distinktion: Journal of Social Theory. –2016. – Vol. 17, Issue 1. – P. 2–19. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1600910X.2016.1156007
  21. Sidortsov R., Ivanova A., Stammler F. Localizing governance of systemic risks: A case study of the Power of Siberia pipeline in Russia // Energy Research & Social Science. – 2016. – Vol. 16. – P. 54–68. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.erss.2016.03.021
  22. Sikora J., Biddle N. How gendered is ambition? Educational and occupational plans of Indigenous youth in Australia // International Journal of Educational Development. – 2015. – Vol. 42. – P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2015.02.011
  23. Stacey B. G. Economic socialization in the pre-adult years // British Journal of Social Psychology. – 1982. – Vol. 21, Issue 2. – P. 159–173. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.2044-8309.1982.tb00524.x  
  24. Te’eni-Harari T. Financial literacy among children: the role of involvement in saving money // Young Consumers. – 2016. – Vol. 17, Issue 2. – P. 197–208. DOI: 1 http://dx.doi.org/0.1108/YC-01-2016-00579 
  25. Urrieta L. Native and Indigenous Education in the Americas: Indigenous Knowledge Systems, Equity, and Economies // Noblit G., Pink W. (eds) Education, Equity, Economy: Crafting a New Intersection. Education, Equity, Economy. – Vol. 1. – Cham: Springer, 2016. – P. 161–174. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-319-21644-7_8
  26. Van Campenhout G. Revaluing the role of parents as financial socialization agents in youth financial literacy programs // Journal of Consumer Affairs. – 2015. – Vol. 49, Issue 1. – P. 186–222. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/joca.12064
  27. Zamarayeva Y. S., Kistova A. V., Pimenova N. N., Reznikova K. V., Seredkina N. N. Taymyr Reindeer Herding as a Branch of the Economy and a Fundamental Social Identification Practice for Indigenous Peoples of the Siberian Arctic // Mediterranean Journal of Social Science. –2015. – Vol. 6, № 3 S5. – P. 225–232. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n3s5p225
Дата публикации 30.04.2018