Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.6, С.41-57
УДК: 
37.04+371.213.3+376.545

Реализация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах

Дудина Е. А. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена исследованию и обобщению зарубежного опыта наставничества как средства индивидуализации образования одаренных детей, обучающихся в массовой школе. Целью работы является обобщение зарубежного опыта реализации программ наставничества одаренных школьников, разработка классификации программ согласно категориям участвующих в них одаренных школьников, описание технологии реализации основных типов и видов программ.
Методология. Для реализации поставленной цели были проведены анализ, обобщение и систематизация программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах на основе научно-исследовательской литературы и исследовательских отчётов.
Результаты. В ходе проведённого исследования было установлено, что методологической основой разработки программ наставничества одаренных школьников за рубежом являются междисциплинарный и деятельностный подходы, а также теоретические модели развития одаренности (B. Bloom, F. Gagne, J. Renzulli, R. Sternberg, R. Subotnik, A. Tannenbaum и др.). Выявлена зависимость реализации программ наставничества от типа развития одаренной личности (гармоничный/негармоничный), что позволило классифицировать наставнические программы как развивающие (формирующие), ориентированные на категорию «успешных» одаренных детей, и программы коррекционной направленности для «проблемных», «неуспешных» одаренных, в том числе с двойной исключительностью, а также для детей, проявляющих признаки одаренности, но имеющих определенные ограничения социального, национально-культурного плана. В рамках выделенных типов программ в зависимости от целеполагания, в основу которого положены возрастные и потребностные факторы, определены основные виды программ (сопровождение, стажировка, творческая мастерская, научно-исследовательская программа), выполнено описание технологии реализации основных видов и типов программ наставничества одаренных школьников в зарубежных странах.
Заключение. Обобщаются основные аспекты зарубежного опыта реализации программ наставничества для удовлетворения особых образовательных, социальных и эмоциональных потребностей одаренных школьников.

Ключевые слова: 

наставничество; наставник; программы наставничества; одаренность; одаренные дети; формальное наставничество; неформальное наставничество; развивающие программы; программы коррекционной направленности.

Список литературы: 
  1. Besnoy K. D., McDaniel S. C. Going up in dreams and esteem: Cross-age mentoring to promote leadership skills in high school-age gifted students // Gifted Child Today. – 2016. – Vol. 39, Issue 1. – P. 18–30. DOI: https://doi.org/10.1177/1076217515613386  
  2. Casey K. M. A., Shore B. M. Mentors’ contributions to gifted adolescents’ affective, social, and vocational development // Roeper Review. – 2000. – Vol. 22, Issue 4. – P. 227–230. DOI: https://doi.org/10.1080/02783190009554043
  3. Clasen D. R., Hanson M. Double mentoring: A process for facilitating mentorships for gifted students // Roeper Review. – 1987. – Vol. 10, Issue 2. – P. 107–110. DOI: https://doi.org/10.1080/02783198709553096   
  4. Davalos R. A., Haensly P. A. After the dust has settled: Youth reflect on their high school mentored research experience // Roeper Review. – 1997. – Vol. 19, Issue 4. – P. 204–207. DOI: https://doi.org/10.1080/02783199709553830
  5. Donlan A. E., McDermott E. R., Zaff J. F. Building relationships between mentors and youth: Development of the TRICS model // Children and Youth Services Review. – 2017. – Vol. 79. – P. 385–398. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.06.044  
  6. Dutton H., Deane K. L., Bullen P. Distal and experiential perspectives of relationship quality from mentors, mentees, and program staff in a school-based youth mentoring program // Children and Youth Services Review. – 2018. – Vol. 85. – P. 53–62. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2017.12.008  
  7. Ecker-Lyster M., Niileksela C. Enhancing Gifted Education for Underrepresented Students: Promising Recruitment and Programming Strategies // Journal for the Education of the Gifted. – 2017. – Vol. 40, Issue 1. – P. 79–95. DOI: https://doi.org/10.1177/0162353216686216  
  8. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory // High Ability Studies. – 2004. – Vol. 15, Issue 2. – P. 119–147. DOI: https://doi.org/10.1080/1359813042000314682
  9. Gagne F. Motivation within the DMGT 2.0 framework // High Ability Studies. – 2010. – Vol. 21, Issue 2. – P. 81–99. DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2010.525341
  10. Grassinger P., Porath M., Ziegler A. Mentoring the gifted: a conceptual analysis // High Ability Studies. – 2010. – Vol. 21 (1). – P. 27–46. DOI: https://doi.org/10.1080/13598139.2010.488087
  11. Haber-Curran P., Everman D., Martinez M. A. Mentors’ personal growth and development in a college access mentorship program // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. – 2017. – Vol. 25, Issue 4. – P. 485–503. DOI: https://doi.org/10.1080/13611267.2017.1403558  
  12. Kaufman F. A., Harrel G., Milam C. P., Woolverton N., Miller J. The nature role and influence of mentors in the lives of gifted adults // Journal of Counselling and Development. – 1986. – Vol. 64, Issue 9. – P. 576–578. DOI: https://doi.org/10.1002/j.1556-6676.1986.tb01208.x  
  13. Kaul C. R., Johnsen S. K., Saxon T. F., Witte M. M. Project Promise: A Long-Term Follow-Up of Low-Income Gifted Students Who Participated in a Summer Enrichment Program // Journal for the Education of the Gifted. – 2016. – Vol. 39, Issue 2. – P. 83–102. DOI: https://doi.org/10.1177/0162353216640938
  14. Lim T. K. Nurturing Giftedness Through the Mentor‐Link Programme // High Ability Studies. – 1996. – Vol. 7, Issue 2. – P. 169–177. DOI: https://doi.org/10.1080/0937445960070207  
  15. Menges C. Toward improving the effectiveness of formal mentoring programs: matching by personality matters // Group and Organization Management. – 2016. – Vol. 41 (1). – P. 98–129. DOI: https://doi.org/10.1177/1059601115579567
  16. Peralta L., Cinelli R., Bennie A. Mentoring as a tool to engage Aboriginal youth in remote Australian communities: a qualitative investigation of community members, mentees, teachers, and mentors’ perspectives // Mentoring & Tutoring: Partnership in Learning. – 2018. – Vol. 26, Issue 1. – P. 30–49. DOI: https://doi.org/10.1080/13611267.2018.1445436  
  17. Pleiss M. K., Feldhusen J. F. Mentors, role models, and heroes in the lives of gifted children // Educational Psychologist. – 1995. – Vol. 30, Issue 3. – P. 159–169. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3003_6  
  18. Rogers A., Luksyte A., Spitzmueller C. Predictors of effective formal mentoring: Is the mentor’s commitment all that matters? // Human Performance. – 2016. – Vol. 29, Issue 3. – P. 209–225. DOI: https://doi.org/10.1080/08959285.2016.1148035  
  19. Sternberg R. J. WICS as a model of giftedness // High Ability Studies. – 2003. – Vol. 14, Issue 2. – P. 109–137. DOI: https://doi.org/10.1080/1359813032000163807  
  20. Stoeger H., Hopp M., Ziegler A. Online Mentoring as an Extracurricular Measure to Encourage Talented Girls in STEM (Science, Technology, Engineering, and Mathematics): An Empirical Study of One-on-One Versus Group Mentoring // Gifted Child Quarterly. – 2017. – Vol. 61, Issue 3. – P. 239–249. DOI: https://doi.org/10.1177/0016986217702215
  21. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking giftedness and gifted education // Psychological Science in the Public Interest. – 2011. – Vol. 12, Issue 1. – P. 3–54. DOI: https://doi.org/10.1177/1529100611418056  
  22. Vance E. A., Tanenbaum E., Kaur A., Otto M. C., Morris R. An Eight-Step Guide to Creating and Sustaining a Mentoring Program // The American Statistician. – 2017. – Vol. 71, Issue 1. – P. 23–29. DOI: https://doi.org/10.1080/00031305.2016.1251493  
  23. Zorman R., Rachmel Sh., Bashan Z. The national mentoring program in Israel – Challenges and achievement // Gifted education international. – 2016. – Vol. 32 (2). – P. 173–184. DOI: https://doi.org/10.1177/0261429414560667  
  24. Юркевич В. С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества // Психологическая наука и образование. – 2009. – № 4. – С. 74–86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12991706  
Дата публикации 31.12.2018