Религиозность сознания как критерий анализа и механизм передачи знаний в повседневности современного человека
Проблема и цель. В работе исследована проблема трансформации социальных ритуалов современного общества как механизмов передачи знаний о структуре повседневности и выражения внутренних и внешних факторов развития социума. Целью является обоснование продуктивности применения религиозности в качестве критерия анализа трансформаций социальных ритуалов повседневности современного человека.
Методология. Исследование повседневности основано на подходах исторической антропологии (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель, С. Н. Боголюбова). Религиозность рассмотрена в рамках когнитивистики (П. Бойер, Т. Малевич). Структурно-функциональный подход применен к трактовке социального ритуала (Э. Дюркгейм).
Результаты. Автором обоснована роль религиозности в формировании структуры повседневности и развитии социальных ритуалов. Отмечена обусловленность форм религиозности в социальных ритуалах повседневности социокультурными условиями и психологическими установками. Проведен анализ повседневности как онтологического понятия, включающего в качестве элементов интерпретацию значимых явлений социальной действительности, регулярно совершаемые социальные ритуалы и коммуникативное пространство, в рамках которого осуществляется процесс обучения и передача знаний. Охарактеризована соподчиненность религиозных действий и социальных ритуалов повседневности. Религиозные действия обозначены частными случаями социальных ритуалов, в которых религиозный компонент является основополагающим. Социальные ритуалы представлены механизмами передачи знаний, умений и навыков, способами обучения внутри социума посредством перформативности и мимезиса с целью поддержания социальной целостности. Подчеркнута трансформация социальных ритуалов в современном мире под влиянием секуляризации, что выражается в содержании и последовательности действий самих ритуалов, а также в структуре повседневности. Предложено исследовать изменения социальных ритуалов посредством критерия религиозности.
Заключение. Автором подводятся итоги и обосновывается религиозность сознания в качестве продуктивного критерия анализа трансформаций социальных ритуалов, происходящих под влиянием социокультурных условий.
повседневность современного человека; религиозность сознания; социальные ритуалы; религиозные практики; религиозная традиция; религиозные сообщества; историческая антропология
93.786 Cognitive Science of Religion | Economic Beliefs | Atheist
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Хабермас Ю. Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном мир-обществе // Полис. Политические исследования. – 2010. – № 2. – С. 7–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13075161
- Willard A. K., Cingl L. Testing theories of secularization and religious belief in the Czech Republic and Slovakia // Evolution and Human Behavior. – 2017. – Vol. 38, Issue 5. – P. 604–615. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2017.01.002
- De A. Spatialisation of selves: Religion and liveable spaces among Hindus and Muslims in the walled city of Ahmedabad, India // City, Culture and Society. – 2016. – Vol. 7, Issue 3. – P. 149–154. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ccs.2016.06.002
- Chiodelli F. Religion and the city: A review on Muslim spatiality in Italian cities // Cities. – 2015. – Vol. 44. – P. 19–28. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cities.2014.12.004
- Gökarıksel B., Secor A. Post-secular geographies and the problem of pluralism: Religion and everyday life in Istanbul, Turkey // Political Geography. – 2015. – Vol. 46. – P. 21–30. DOI: https://doi.org/10.1016/j.polgeo.2014.10.006
- Малевич Т. В. Эволюционное значение религии: между адаптацией и побочным продуктом // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословия. Философия. Религиоведение. – 2016. – № 4 (66). – С. 84–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26552577
- Dilley R. M. The problem of context in social and cultural anthropology // Language & Communication. – 2002.– Vol. 22, Issue 4. – P. 437–456. DOI: https://doi.org/10.1016/S0271-5309(02)00019-8
- Корнев В. В. Проблематизация категории «повседневности» // Известия Алтайского государственного университета. – 2008. – № 2. – С. 85–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12957529
- Марковцева О. Ю. Повседневность как бытие человека в мире // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2006. – № 6-1 (56). – С. 111–117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12987083
- Боголюбова С. Н. Повседневность: пределы идентификационных интерпретаций // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 1. – С. 31–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16214068
- Никифорова С. В. Конструирование образов повседневности (из опыта реконструкции традиционной повседневности якутов) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. – 2015. – № 46. – С. 16–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23098772
- Пушкарева Н. Л. Предмет и методы изучения истории повседневности // Этнографическое обозрение. – 2004. – № 5. – С. 3–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17718409
- Банникова Е. В. Условия повседневности: факторы определяющие жизнь // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. Электронный научный журнал. – 2013. – № 3 (7). – С. 53–58. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20252301
- Малевич Т., Кожевников Д. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 373–398. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2016-34-2-373-398. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26462960
- Сергиенко Р. А. Когнитивный подход к объяснению религии и религиозных представлений // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2011. – Т. 2, № 3. – С. 36–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17041653
- Francken J. C., Slors M. Neuroscience and everyday life: Facing the translation problem // Brain and Cognition. – 2018. – Vol. 120. – P. 67–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bandc.2017.09.004
- Eremin A., Osmachko S. The Education Activity of the Russian Orthodox Church in the Contemporary Transcultural Space of Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 1475–1481. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.232
- Northmore-Ball K., Evans G. Secularization versus religious revival in Eastern Europe: Church institutional resilience, state repression and divergent paths // Social Science Research.– 2016. – Vol. 57. – P. 31–48. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2015.11.001
- Hanson G. H., Xiang Ch. Exporting Christianity: Governance and doctrine in the globalization of US denominations // Journal of International Economics. – 2013. – Vol. 91, Issue 2. – P. 301–320. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jinteco.2013.08.002
- Cruz A. G. B., Seo Y.,Buchanan-Oliver M. Religion as a field of transcultural practices in multicultural marketplaces // Journal of Business Research. – 2017. – In Press. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2017.07.022
- Yilmaz O., Bahçekapili H. G. Supernatural and secular monitors promote human cooperation only if they remind of punishment // Evolution and Human Behavior. – 2016. – Vol. 37, Issue 1. – P. 79–84. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2015.09.005
- Vial T. Harvey Whitehouse. Arguments and Icons: Divergent Modes of Religiosity // Religion. – 2004. – Vol. 34, Issue 3. – P. 248–250. DOI: https://doi.org/10.1016/j.religion.2004.04.011
- Астахова Л. С. Универсальные характеристики религиозного действия // Ученые записки Казанского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2007. – Т. 149, № 5. – С. 78–90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11482057
- Graham J., Meindl P., Beall E., Johnson K. M., Zhang L. Cultural differences in moral judgment and behavior, across and within societies // Current Opinion in Psychology – 2016. – Vol. 8. – P. 125–130. DOI: https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2015.09.007
- Liberman Z., Kinzler K. D., Woodwardc A. L. The early social significance of shared ritual actions // Cognition. – 2018. – Vol. 171. – P. 42–51. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cognition.2017.10.018
- Mitkidis P., Ayal S., Shalvi S., Heimann K., Levy G., Kyselo M., Wallot S., Ariely D., Roepstorff A. The effects of extreme rituals on moral behavior: The performers-observers gap hypothesis // Journal of Economic Psychology. – 2017. – Vol. 59. – P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.1016/j.joep.2016.12.007
- Wen N. J., Herrmann P. A., Legare C. H. Ritual increases children’s affiliation with in-group members // Evolution and Human Behavior. – 2016. – Vol. 37, Issue 1. – P. 54–60. DOI: https://doi.org/10.1016/j.evolhumbehav.2015.08.002
- Kadar D. Z., Bax M. M. H. In-group ritual and relational work // Journal of Pragmatics. – 2013. – Vol. 58. – P. 73–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.pragma.2013.03.011
- Hubert E. Figuring identity in everyday life // Journal of Anthropological Archaeology. – 2016. – Vol. 44, Part A. – P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaa.2016.07.015
- Hastings O. P. Not a lonely crowd? Social connectedness, religious service attendance, and the spiritual but not religious // Social Science Research. – 2016. – Vol. 57. – P. 63–79. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ssresearch.2016.01.006
- Purzycki B. G., Henrich J., Apicella C., Atkinson Q. D., Baimel A., Cohen E., McNamara R. A., Willard A. K., Xygalatas D., Norenzayan A. The evolution of religion and morality: a synthesis of ethnographic and experimental evidence from eight societies // Religion, Brain and Behavior. – 2018. – Vol. 8, Issue 2. – P. 101–132. DOI: https://doi.org/10.1080/2153599X.2016.1267027