Возможности оценки качества дошкольного образования с помощью методики ECERS -R в Казахстане
2 Карагандинский государственный университет имени Академика Е.А.Букетова
Проблема и цель. Статья посвящена исследованию проблемы оценки качества дошкольного образования. Цель статьи – обоснование применения методики ECERS-R для оценки качества дошкольного образования в Казахстане.
Методология. Работа основывается на анализе и обобщении методологической, педагогической, методической и специальной литературы по проблематике исследования, а также нормативных документов, регулирующих сферу дошкольного образования. Методы исследования включают: наблюдение, опросы, интервью, экспертный анализ и оценку, сопоставительный анализ. Представлен опыт использования методики для оценки качества дошкольного образования в Карагандинском регионе. В качестве методологических предпосылок применения методики ECERS-R рассматривается ряд исследовательских работ, в частности концепция «проектирования образовательной среды» В. Ясвина.
Результаты. Показана правомерность применения методики ECERS-R, адаптированной российскими учеными, для оценки качества дошкольного образования в Казахстане. Выявлено соответствие методики перспективным подходам к оценке качества дошкольного образования. Авторами статьи предлагается модель оценки развивающих компонентов дошкольной образовательной среды, которая показывает соотношение параметров среды со шкалами ECERS-R.
Проведен сопоставительный анализ качества дошкольного образования в Карагандинском регионе (Казахстан) и Москве (Россия).
Заключение. Обобщаются особенности применения методики ECERS-R в условиях Казахстана. Намечены перспективы применения методики ECERS-R в Казахстане для проведения «независимого аудита» и проектирования стратегий развития дошкольных организаций.
качество дошкольного образования; образовательная среда; условия развития дошкольников; интегративная методика ECERS-R; стандарт; модель оценки; критерии оценки качества
96.371 Child Care Subsidies | Early Childhood Education and Care | School Readiness
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Assessing the quality of preschool education in Kazakhstan using the ECERS-R
- Bi Ying Hu, Xitao Fan, Yan Wu, Ning Yang. Are structural quality indicators associated with preschool process quality in China? An exploration of threshold effects // Early Childhood Research Quarterly. – 2017. – Vol. 40. – P. 163–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.03.006
- Biersteker L., Dawes A., Hendricks L., Tredoux C. Center-based early childhood care and education program quality: A South African study // Early Childhood Research Quarterly. – 2016. – Vol. 36. – P. 334–344. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.004
- Horm D. M., File N., Bryant D., Burchinal M., Raikes H., Forestieri N., Encinger A., Cobo-Lewis A. Associations between continuity of care in infant-toddler classrooms and child outcomes // Early Childhood Research Quarterly. – 2018. – Vol. 42. – P. 105–118. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2017.08.002
- Le V. N., Schaack D. D., Setodji C. M. Identifying baseline and ceiling thresholds within the qualistar early learning quality rating and improvement system // Early childhood research quarterly. – 2015. – Vol. 30, Part B. – P. 215–226. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2014.03.003
- Broekhuizen M. L., Mokrova I. L., Burchinal M. R., Garrett-Peters P. T. Classroom quality at pre-kindergarten and kindergarten and children’s social skills and behavior problems // Еarly Childhood Research Quarterly. – 2016. – Vol. 36. – P. 212–222. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2016.01.005
- Slot P. L., Leseman P. P. M., Verhagen J., Mulder H. Associations between structural quality aspects and process quality in Dutch early childhood education and care settings // Early Childhood Research Quarterly. – 2015. – Vol. 33. – P. 64–76. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2015.06.001
- Sheridan S., Giota J., Han Y.-M., Kwon J.-Y. A cross-cultural study of preschool quality in South Korea and Sweden: ECERS evaluations // Early Childhood Research Quarterly. – 2009. – Vol. 24, Issue 2. – P. 142–156. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ecresq.2009.03.004
- Алиева Т. И., Трифонова Е. В., Васюкова Н. Е. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования // Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. – 2013. – № 3. – С. 108–118. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20316793
- Богуславская Т. Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования // Детский сад: теория и практика. – 2016. – № 10 (70). – C. 16–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28416395
- Гогоберидзе А. Г., Езопова С. А. Основы разработки системы мониторинга качества дошкольного образования // Человек и образование. – 2012. – № 4 (33). – С. 81–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18766262
- Ершов А. Г., Левинская М. А., Зинина Е. А. О модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования и некоторых направлениях её совершенствования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2013. – № 4. – C. 165–181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21050803
- Зададаев С. А., Корнейчук А. Я., Леван Т. Н., Шиян И. Б., Шиян О. А. Построение экспресс-методик измерения индекса качества образования на основе шкал ECERS-R. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – № 1 (43). – С. 72–85. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32711561
- Лихачева Е. Н., Рымханова А. Р. Анализ вопроса управления качеством дошкольного образования на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21451038
- Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б., Шмис Т. Г., Леван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием "Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – № 2 (74). – С. 16–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28780532
- Слепцова И. Ф. Качество дошкольного образования как единство образовательного процесса, условий и результата // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – № 1 (83). – С. 30–37. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00003 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330497
- Собкин В. С., Халутина Ю. А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2018. – № 1 (83). – С. 6–18. DOI: https://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-00001 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32330495
- Третьяков П. И., Белая К. Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам: монография. – М.: Сфера, 2007. – 78 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19988556
- Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Проблемные ситуации как средство педагогической диагностики воспитателем личности дошкольника // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2016. – № 4 (66). – С. 24–34. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26397613
- Федина Н. В. Управление дошкольным образованием: оценка качества // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2012. – Т. 4, № 20. – С. 11–21. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20167061
- Шиян О. А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 5 (37). – С. 68–78. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19103591
- Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7 (59). – С. 38–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604986
- Шмис Т. Г. Оценка качества дошкольного образования с использованием шкалы ECERS в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. - № 7 (59). – С. 54–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604988
- Юдина Е. Г. Шкалы ECERS как метод оценки качества и развития российской системы дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – № 7 (59). – С. 22–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25604984
- Ясвин В. А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. – 2013. – № 4 (26). – С. 42–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21023134&