Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 3, С. 37–50
УДК: 
159.923.2

Особенности личностного самоопределения взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья

Каргина А. Е. 1 (Кемерово, Россия), Морозова И. С. 1 (Кемерово, Россия), Сахарчук (Будич) Н. Ю. 1 (Кемерово, Россия), Шамовская Т. В. 1 (Кемерово, Россия)
1 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема выявления специфики процесса личностного самоопределения в период взрослости в зависимости от наличия или отсутствия ограниченных возможностей здоровья. Цель статьи состоит в определении особенностей статического и динамического аспектов личностного самоопределения взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром), «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), «Уровень субъективного контроля» (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), анкета для изучения личностного самоопределения. Полученные данные были проинтерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента. Выборку составили 120 человек, половина из них – люди с ограниченными возможностями здоровья.
Результаты. Авторы установили, что личностное самоопределение во взрослом возрасте имеет определенные особенности в зависимости от наличия или отсутствия ограниченных возможностей здоровья. Определено, что взрослые люди с ограниченными возможностями здоровья имеют низкий уровень интернальности, отрицают возможности сознательного контроля событий своей жизни. Они демонстрируют неудовлетворенность той частью жизни, которую уже прожили, считая ее мало продуктивной и неосмысленной, скептически относятся к определению целевых ориентиров будущего.
Заключение. Делается вывод о том, что у взрослых людей личностное самоопределение имеет особенности в зависимости от наличия или отсутствия у них ограниченных возможностей здоровья. Взрослые люди, имеющие инвалидность, характеризуются низким уровнем осмысленности жизни, преобладанием внешнего локуса контроля. У них отсутствует целостное восприятие собственной жизни, фиксируется ригидность при реализации субъективных ценностей в поведении и взаимодействии с другими людьми, а также отсроченный во времени способ реагирования на изменяющуюся ситуацию. Выявленные особенности могут быть использованы в процессе организации доступной среды для взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: 

личностное самоопределение; период взрослости; инвалидность; локус контроля; осмысленность жизни

99.371 Need Satisfaction | Self-Determination Theory | Physical Education

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Features of personal self-determination of adults with disabilities

Библиографическая ссылка:
Каргина А. Е., Морозова И. С., Сахарчук (Будич) Н. Ю., Шамовская Т. В. Особенности личностного самоопределения взрослых людей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 37–50. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.03
Список литературы: 
  1. Черный Н. В. Самодетерминация как предиктор успешной профессиональной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2016. – № 4 (27). – С. 53–57. DOI: http://dx.doi.org/10.18323/2221-5662-2016-4-53-57  
  2. Landry A. T., Kindlein J., Trépanier S.-G., Forest J., Zigarmi D., Houson D., Brodbeck F. C. Why individuals want money matters: Using self-determination theory to explain the differential relations between motives for making money and employee psychological health // Motivation and Emotion. – 2016. – Vol. 40, № 2. – P. 226–242. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11031-015-9532-8
  3. González-Cutre D., Sicilia A., Sierra A. C., Ferriz R., Hagger M. S. Understanding the need for novelty from the perspective of self-determination theory // Personality and Individual Differences. – 2016. – Vol. 102. – P. 159–169. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.036
  4. Hagger M. S., Sultan S., Hardcastle S. J., Chatzisarantis N. L. D. Perceived autonomy support and autonomous motivation toward mathematics activities in educational and out-of-school contexts is related to mathematics homework behavior and attainment // Contemporary Educational Psychology. – 2015. – Vol. 41. – P. 111–123. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2014.12.002
  5. Kazén M., Kuhl J., Leicht E. M. When the movement becomes rigid ...: Self-motivation is associated with animation and fun // Psychological research. – 2015. – Vol. 79, Issue 6. – P. 1064–1076. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s00426-014-0631-z  
  6. Botvinnik M., Braver T. Motivation and cognitive control: from behavior to the nervous mechanism // Annual review of psychology. – 2015. – Vol. 66. – P. 83–113. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010814-015044
  7. O'Doherty D. P., Cockburn J., Pauli W. M. Education, remuneration and decision-making // Annual review of psychology. – 2017. – Vol. 68. – P. 73–100. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044216
  8. Dweck C. S. From needs to goals and views: The fundamentals of a unified theory of motivation, personality and development // Psychological review. – 2017. – Vol. 124 (6). – P. 689–719. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/rev0000082
  9. Guinote А. How power affects people: activation, desire and goal seeking // Annual review of psychology. – 2017. – Vol. 68. – P. 353–381. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044153
  10. DeHaan C. R., Hirai T., Ryan R. M. Nussbaum’s capabilities and self-determination theory’s basic psychological needs: Relating some fundamentals of human wellness // Journal of Happiness Studies. – 2016. – Vol. 17, Issue 5. – P. 2037–2049. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10902-015-9684-y
  11. Matosic D., Ntoumanis N., Boardley I. D., Sedikides C., Stewart B. D., Chatzisarantis N. L. Narcissism and coach interpersonal style: A self-determination theory perspective // Scandinavian Journal of Medicine and Science in Sports. – 2017. – Vol. 27 (2). – P. 254–261. DOI: http://dx.doi.org/10.1111 / sms.12635  
  12. Strauman T. J. Self-Regulation and Psychopathology: Toward an Integrative Translational Research Paradigm // Annual Review of Clinical Psychology. – 2017. – Vol. 13. – P. 497–523. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032816-045012
  13. Helgeson V. S., Zaidel M. Adjustment of chronic health conditions // Annual review of psychology. – 2017. – Vol. 68. – P. 545–571. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-010416-044014
  14. Holt-Lunstad J. Why social relations are important for physical health: a systematic approach to understanding and changing risks and protection // Annual review of psychology. – 2018. – Vol. 69. – P. 437–458. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-psych-122216-011902  
  15. Логинова И. О. Возможности использования экзистенциальной беседы в расширении пространства жизненного самоосуществления // Психология обучения. – 2008. – № 8. – С. 75–91. https://elibrary.ru/item.asp?id=11158397  
  16. Анцыферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20, № 1. – С. 6–19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21404715
  17. Гинзбург М. Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. – 2017. – № 1 (89). – С. 125–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29671995
  18. Сергиенко Е. А., Киреева Ю. Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 4. – С. 23–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24001555
  19. Серкин В. П. Деятельностная теория сознания (сознание как атрибут системы деятельностей субъекта) // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2015. – Т. 12, № 2. – С. 93–111. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25003599  
  20. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21560866  
  21. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть I. За пределами рациональности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 5. – С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22363309
  22. Леонтьев Д. А. Психология выбора. Часть II. Личностные предпосылки и личностные последствия выбора // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 6. – С. 56–68. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22754024
  23. Шинина Т. В. Проблемы личности инвалидов: социально-психологические аспекты // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2011. – № 1. – С. 145–150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15611033
  24. Морозова Е. В. Роль личности в реализации реабилитационного процесса // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2011. – № 4. – С. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22749446
  25. Морозова И. С., Будич Н. Ю. Личностное самоопределение в период взрослости // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2005. – № 2 (22) – С. 130–134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17802526
Дата публикации 30.06.2018