Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 2, С. 189–202
УДК: 
101+37

Влияние общества потребления на систему образования

Бегалинова К. К. 1 (Алматы, Казахстан), Ашилова М. С. 2 (Алматы, Казахстан)
1 Казахский национальный университет имени аль-Фараби
2 Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай ха-на
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема генезиса системы образования в новых экономических и социально-культурных условиях. Цель статьи – проанализировать особенности формирования общества потребления и показать, какое влияние оно оказало на систему современного образования.
Методология. Авторами использованы общенаучные методы анализа, синтеза философских концепций, диалектический метод, принципы историзма, единства исторического и логического.
Результаты. Показано, что сущностным отличием современного общества является непрерывная цепь потребления, ставшая главным содержанием общественной жизни. Инструментами, способствующими этому, выступают средства массовой коммуникации, массовая культура, мода, реклама, медиа. Взятые вместе они представляют собой существенный фактор по общественной трансформации, создавая новые ценности (псевдоценности), жизненные ориентиры, идеи и идеалы. Основными результатами исследования являются положения о том, что общество потребления оказало серьезное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, включая систему образования. В современном мире образование глубоко консьюмеризировано, лишено гуманистического начала, симулятивно. Авторами подчеркивается роль философии образования в решении образовательного кризиса, высказывается необходимость возвращения образованию его сущностных черт: фундаментализации, гуманизации, экологизации.
Заключение. Делается вывод о том, что образование, лишившись содержания и сущности в обществе потребления, будет способствовать лишь разрушению человека, а не его развитию.

Ключевые слова: 

философия образования; общество потребления; консьюмеризм; симуляция; глобализация; вестернизация; образовательный кризис; ценности массовой культуры

74.917 Martin Heidegger | Vilnius | Russian Philosopher

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Influence of the consumer society on the education system

Библиографическая ссылка:
Бегалинова К. К., Ашилова М. С. Влияние общества потребления на систему образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 2. – С. 189–202. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1802.11
Список литературы: 
  1. Clark J. A. Does Philosophy of Education Have a Future? // Educational Philosophy and Theory. – 2015. – Vol. 47, Issue 9: Creating our (educational) futures. – P. 863–869. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1035153
  2. Orchard J., Heilbronn R., Winstanley C. Philosophy for Teachers (P4T) – developing new teachers’ applied ethical decision-making // Ethics and education. – 2016. – Vol. 11, Issue 1. – P. 42–54. DOI: https://doi.org/10.1080/17449642.2016.1145495 
  3. Barrett T., Trosky A., Tawadrous A. Transforming cultural conflict in the foreign language classroom: the case of Arabic at Defense Language Institute // Pedagogy, Culture & Society. – 2018. – Vol. 26, Issue 1. – P. 123–139. DOI: https://doi.org/10.1080/14681366.2017.1363809
  4. Hung R. Cultivation of self in East Asian philosophy of education // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, Issue 12: Special Issue: The Cultivation of Self in East Asian Philosophy of Education. – P. 1131–1135. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1376438 
  5. D’Souza M. O. Further reflections on a Catholic Philosophy of Education // International Studies in Catholic Education. – 2018. – Vol. 10, Issue 1. – P. 2–14. DOI: https://doi.org/10.1080/19422539.2018.1418942
  6. Shenghong J., Dan J.-W. The contemporary development of philosophy of education in mainland China and Taiwan // Comparative Education. – 2004. – Vol. 40, Issue 4. – P. 571–581. DOI: https://doi.org/10.1080/0305006042000284556
  7. Никитенко В. Н. Российское образование в условиях глобализации на страницах журнала "философия образования" // Философия образования. – 2016. – № 5. – С. 8–17. DOI: https://doi.org/10.15372/PHE20160502
  8. Бакланов И. С., Бакланова О. А., Берковский В. А., Вергун Т. В., Говердовская Е. В., Гончаров В. Н., Ерохин А. М., Колосова О. Ю., Леонова Н. А., Макеенко И. П., Попова Н. А., Тронина Л. А., Шумакова А. В.  Философия постиндустриального общества: глобализационно-цивилизационный аспект развития: монография. – Ставрополь: Секвойя, 2017. – 293 с.
  9. Доронина О. А. Философия и реформы в образовании // Проблемы научной мысли. – 2018. – Т. 1, № 2. – С. 11–13.
  10. Тимощук А. С. Образование в семиосфере глобальной культуры // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 2 (26). – С. 23–28.
  11. Соколова И. И., Колесников А. С. Современная зарубежная компаративная педагогика и философия образования: монография. – СПб.: Типография  ВАС, 2016. – 224 с.
  12. Бабошина Е. Б. К философии культуросообразного становления личности в педагогическом образовании // Известия российской академии образования. – 2016. – № 3. – С. 37–47.
  13. Dewey J.The Need for a Philosophy of Education // Schools. – 2010. – Vol. 7, № 2. – P. 244–245. DOI: https://doi.org/10.1086/656072
  14. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths and Structures. – London: SAGE, 1998. – 224 p.  DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781526401502
  15. Bell D., Lyotard J., Habermas J. The postmodern condition // Walton D. Doing cultural theory. – London: SAGE, 2012. – P. 189–206. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446289075.n11
  16. Петров В. В. Генезис элитного образования и его функции в современном обществе // Философия образования. – 2010. – № 2. – С. 130–137.
  17. Макарова Н. И., Наливайко Н. В. Насилие – ненасилие в современном образовании (или педагогика ненасилия как философская проблема): монография. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2004. – 264 с.
  18. Наливайко Н. В., Панарин В. И., Паршиков В. И. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: монография. – Новосибирск: Новосибирское отделение издательства "Наука", 2010. – 298 с.
  19. Радаев В. В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 5–18.
  20. Игнатова Н. В., Никитин А. П. Образование как предмет потребления // Идеи и идеалы. – 2014. – Т. 2, № 1 (19). – С. 81–88.
  21. Кастельс М. Глобальный капитализм // Институт экономических стратегий. – 2000. – Т. 3, № 3. – С. 14–25.
  22. Ильин В. В. Власть денег или денежная власть – элита финансовой цивилизации // Философия хозяйства. – 2009. – № 1 (61). – С. 172–178.
  23. Stellaroda Y., Sia M., Ikhsano A., Si M. Media and The Shaping of Consumer Society in Jakarta // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 211. – P. 407–410. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.053
  24. Наливайко Н. В., Ушаков П. В., Ушакова Е. В. Антропологический поворот в социокультурном знании и философии образования // Философия образования. – 2017. – № 3 (72). – С. 28–37.
  25. Gibbs P. Adopting consumer time: potential issues for higher education // London Review of Education. – 2009. – Vol. 7, № 2. – P. 113–124. DOI: https://doi.org/10.1080/14748460902990369
Дата публикации 30.04.2018