Общемыслительная деятельность школьников на уроках алгебры
2 Новосибирский государственный педагогический университет
Проблема и цель. В статье исследуются вопросы использования общемыслительной деятельности для формирования общекультурной компетентности – медиатора культуры современного российского школьника – средствами алгебры как учебной дисциплины, обладающей широким набором базовых видов учебной деятельности. Цель статьи – выявить научно-педагогические функции общемыслительной деятельности, способствующие процессу формирования общекультурной компетентности, и обобщить опыт применения такой деятельности на уроках школьной алгебры для модернизации математического образования.
Методология. Методы исследования: сравнительный анализ теорий обучения математике, использующих базовые виды учебной деятельности, последующее обобщение в виде когнитивной схемы общемыслительной деятельности, пригодной для преподавания алгебры.
Результаты. Проанализированы основные теории обучения математике, встречающиеся в публикациях за последние три года. В результате выявлены базовые функциональные составляющие общемыслительной деятельности: 1) предмет объективного научного исследования; 2) объяснительный принцип; 3) предмет управления; 4) междисциплинарная ценность.
Заключение. На основе полученных результатов делается вывод о том, что для полноты педагогической картины общемыслительной деятельности достаточно выделить её четыре базовые функциональные составляющие. Школьная алгебра, обладающая «сильными» формальными средствами, обеспечивает общемыслительную компетентность, а также математическую культуру обучающегося операциональной составляющей, что способствует межпредметному переносу мыслительного опыта школьника в другую учебную ситуацию.
общемыслительная деятельность; общемыслительная компетентность; математическая культура; модернизация образования; медиатор культуры; функции общемыслительной деятельности; теория обучения математике; базовые виды учебной деятельности
93.371 Linear Algebra | Mathematics Education | Computer Algebra System
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
1. Дахин А. Н. Математика как способ вхождения в культуру общемыслительной деятельности // Математика в школе. – 2017. – № 7. – С. 41–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30604876
2. Маланичева Т. А. О практике применения общих формул в преподавании математики // Математика в школе. – 2016. – № 3. – С. 43–45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27324840
3. Андриенко Е. В. Ценности образования в разных странах: традиции и инновации как фактор развития // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1 (49). – С. 17–22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32695132
4. Вербицкий А. А. Новые грани вечной проблемы образования в контексте и вне его // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 8. – С. 6–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29816918
5. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики // Математика в школе. – 2015. – № 7. – С. 37–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24172265
6. Павлова О. А. Историзация как средство нравственного воспитания при обучении математике // Математика в школе. – 2016. – № 3. – С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27324836
7. Клепиков В. Н. Формирование математической картины мира в современном школьном образовании // Педагогика. – 2017. – № 3. – С. 49–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916196
8. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Как сделать изучение теорем геометрии более эффективным? // Математика в школе. – 2017. – № 3. – С. 34–39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29063727
9. Миннегалиева Ч. Б. Создание интерактивных моделей при помощи WolframProgrammingCloud // Математика в школе. – 2015. – № 7. – С. 32–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24172264
10. Табинова О. А., Кайсина О. В. Использование технологии позиционного обучения при изучении темы «Многогранники» // Математика в школе. – 2016. – № 3. – С. 46–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27324841
11. Pérez-JorgeD., Barragán-MederoF., Gutiérrez-BarrosoJ., Castro-LeónF. A Synchronous Tool for Innovation and Improvement of University Communication, Counseling and Tutoring: The WhatsApp Experience // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Vol. 14 (7). – P. 2737–2743. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/90588
12. ZhangSh., LiF., ZhaoL., Xie L., ZhaoH. The Developmental Changes of Number Processing and Calculation Abilities in Chinese Primary School Students // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Vol. 14 (7). – P. 2745–2756. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/90590
13. Дворянинов С. В. Математика и физика, или приближённые вычисления // Математика в школе. – 2017. – № 1. – С. 44–49. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28394471
14. PurbaS. W. D., HwangW.-Y. Investigation of Learning Behaviors and Achievement of Simple Pendulum for Vocational High School Students with Ubiquitous-Physics App // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2018. – Vol. 14 (7). – P. 2877–2893. DOI: https://doi.org/10.29333/ejmste/90985
15. Троицкая С. Д. Экзамен SAT I Mathematics // Математика в школе. – 2017. – № 7. – С. 46–55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30604877
16. Жафяров А. Ж. Изучение темы «Логарифмические и показательные функции и их приложения // Вестник педагогических инноваций. – 2018. – № 1 (49). – С. 99–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32695142
17. Жафяров А. Ж. Модели изучения темы «Квадратичная функция и её приложения» на компетентностной основе // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 27–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21707994
18. Жафяров А. Ж. Модели формирования и повышения компетентности в процессе изучения темы «Линейная функция и её приложения» // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 1. – С. 153–159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18852410
19. Крачковский С. М. Вариативность подходов к задачам на экстремальное значение // Математика в школе. – 2018. – № 1. – С. 19–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32517574
20. Зеленский А. С., Панфилов И. И., Панфилова Е. А. Задачи с параметрами на экзамене ЕГЭ-2017 // Математика в школе. – 2018. – № 1. – С. 8–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32517573
21. Зинченко В. П. Деятельность. Знание. Духовность // Высшее образование в России. – 2003. – № 5. – С. 81–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9571390
22. Prediger S., Zindel C. School Academic Language Demands for Understanding Functional Relationships: A Design Research Project on the Role of Language in Reading and Learning // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2017. – Vol. 13 (7b). – P. 4157–4188. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00804a
23. Rezat Se., Rezat Sa. Subject-Specific Genres and Genre Awareness in Integrated Mathematics and Language Teaching // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2017. – Vol. 13 (7b). – P. 4189–4210. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00805a
24. Duran M., Dokme I. The Effect Of The Inquiry-Based Learning Approach On Student’s Critical Thinking Skills // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2016. – Vol. 12 (12). – P. 2887–2908. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2016.02311a
25. Budak A. The Impact of a Standards-based Mathematics Curriculum on Students’ Mathematics Achievement: The case of Investigations in Number, Data, and Space // Eurasia journal of mathematics, science and technology education. – 2015. – Vol. 11 (6). – P. 1249–1264. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2015.1377a