Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 3, С. 139–153
УДК: 
378.14

Экологическая компетентность бакалавров социально-экономического профиля в контексте принципов образования для устойчивого развития

Мельникова О. Ю. 1 (Омск, Россия), Жигадло А. П. 2 (Омск, Россия)
1 ФГАОУ ВО Российский государственный профессионально-педагогический университет.
2 Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СИБАДИ).
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля в соответствии с мировыми тенденциями и целями экономического развития страны. Цель статьи – выявить уровень сформированности экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля для устойчивого развития и проанализировать полученные результаты.
Методология. В исследовании приняли участие 427 обучающихся первых и вторых курсов социально-экономических направлений подготовки образовательных учреждений Омска и Красноярска.
Результаты. В результате теоретического анализа обширной базы научных исследований была предложена авторская трактовка экологической компетентности применительно к бакалаврам социально-экономического профиля. Авторы выявили ее содержание, а также дали характеристику уровней сформированности экологической компетентности. Для проведения мониторинга использовали специально разработанный авторами диагностический инструментарий. Результаты мониторинга выявили низкий и очень низкий уровень сформированности экологической компетентности у большинства бакалавров социально-экономического профиля.
Заключение. В результате работы выявлен уровень сформированности экологической компетентности бакалавров социально-экономического уровня. В заключении авторами обоснована необходимость рассматривать экологическую компетентность бакалавров социально-экономического профиля как профильно-специализированную и включать в набор требуемых результатов освоения образовательной программы. Делаются выводы о том, что сформировать высокий уровень экологической компетентности бакалавров социально-экономического профиля возможно при реализации системы экологической подготовки.

Ключевые слова: 

устойчивое развитие цивилизации; образование для устойчивого развития; экономическое развитие; экологическая компетентность; бакалавры социально-экономического профиля; диагностический инструментарий; система экологической подготовки

99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Ecological competence of bachelors of socio-economic profile in the context of the education principles for sustainable development

Библиографическая ссылка:
Мельникова О. Ю., Жигадло А. П. Экологическая компетентность бакалавров социально-экономического профиля в контексте принципов образования для устойчивого развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3. – С. 139–153. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1803.10
Список литературы: 
  1. Abu-Saad I. Access to higher education and its socio-economic impact among Bedouin Arabs in Southern Israel // International Journal of Educational Research. – 2016. – Vol. 76. – P. 96–103. https://doi.org/10.1016/j.ijer.2015.06.001
  2. Balsiger J., Förster R., Mader C., Nagel U., Sironi H., Wilhelm S., Zimmermann A. B. Transformative Learning and Education for Sustainable Development // GAIA – Ecological Perspectives for Science and Society. – 2017. – Vol. 26, № 4. – P. 357–359. DOI: https://doi.org/10.14512/gaia.26.4.15.
  3. Biasutti M., De Baz T., Alshawa H. Assessing the Infusion of Sustainability Principles into University Curricula // Journal of Teacher Education for Sustainability – 2016. – Vol. 18 (2). – P. 21–40. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/jtes-2016-0012
  4. Constantinescu C. Valuing Interdependence of Education, Trade and the Environment for the Achievement of Sustainable Development // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 116. – P. 3340–3344. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.760
  5. Eichholtz P. M. A., Kok N., Quigley J. M. Ecological Responsiveness and Corporate Real Estate // Business and Society. – 2016. – Vol. 55, Issue 3. – P. 330–360. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0007650315575118
  6. Golubeva I., Guntersdorfer I. R. Preparing Professionals for Working in Multicultural and Democratic Europe: Two Pedagogical Programs – Their Assessment and Collaborations // Pedagogy.  ̶  2017.   ̶  Vol. 128, № 4.  ̶  P. 39–54. http://dx.doi.org/10.15823/p.2017.53
  7. Herman B. C. Students' environmental NOS views, compassion, intent, and action: Impact of place‐based socioscientific issues instruction // Journal of Research in Science Teaching. – 2018. – Vol. 55, Issue 4. – P. 600–638. DOI: https://doi.org/10.1002/tea.21433
  8. Illankoon I. M. Chethana S., Tam V. W. Y., Le K. N. Environmental, Economic, and Social Parameters in International Green Building Rating Tools // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. – 2016. – Vol. 143, Issue 2. DOI: http://dx.doi.org/10.1061/(asce)ei.1943-5541.0000313
  9. Kluttz J.,  Walter P. Conceptualizing Learning in the Climate Justice Movement // Adult Education Quarterly. – 2018. – Vol. 68, Issue 2. – P. 91–107. https://doi.org/10.1177/0741713617751043
  10. New Developments in Engineering Education for Sustainable Development / Eds Lean Filho W., Nesbit S. et al. – Switzerland: Springer, 2016. – 321 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-32933-8
  11. Ostenson J. A., Clegg J. W., Wiggins B. J. Industrialized Higher Education and its Sustainable Alternatives // Review of Higher Education. – 2017. – Vol. 40, № 4. – P. 509–532. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/rhe.2017.0020
  12. Rauch A., Hulsink W. Putting Entrepreneurship Education Where the Intention to Act Lies: An Investigation Into the Impact of Entrepreneurship Education on Entrepreneurial Behavior // Academy of Management Learning & Education. – 2015. – Vol. 14 (2). – P. 187–204. DOI: http://dx.doi.org/10.5465/amle.2012.0293
  13. Stanszus L., Fischer D., Bˆhme T., Frank P., Fritzsche J., Geiger S., Harfensteller J., Grossman P., Schrader U. Education for Sustainable Consumption through Mindfulness Training: Development of a Consumption-Specific Intervention // Journal of Teacher Education for Sustainability.  ̶  2017.   ̶  Vol. 19 (1).  ̶  Р. 5–21. DOI: http://dx.doi.org/10.1515/jtes-2017-0001
  14. Абдрахимов В. З., Абдрахимова ЕС., Лобачев Д. А. Экологическое образование для специалистов по управлению отходами производств способствует развитию «зеленой» экономики // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 4. – С. 153–159. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26105338
  15. Битюкова В. Экологическая ответственность российской промышленности: региональная проекция // Экология и промышленность России. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 4–11. DOI: http://dx.doi.org/10.18412/1816-0395-2016-4-4-11
  16. Вишняков Я. Д., Киселева С. П. Национальная идеология и эколого-ориентированное технологическое развитие России в ХХI веке // Экология и промышленность России. – 2016. – Т. 20, № 4. – С. 53–56. DOI: http://dx.doi.org/10.18412/1816-0395-2016-4-53-56  
  17. Гагарин А. В. В «год экологии»: экологическая составляющая в профессиональном обучении студентов (актуальная потребность, интегративное содержание, технологические инновации, условия эффективной реализации) // Акмеология.  ̶ 2017.  ̶ № 4 (64).  ̶ С. 47–50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29841426
  18. Гилязова И. Б., Мельникова О. Ю. Диагностический инструментарий для оценки компонентов научного мировоззрения студентов в рамках образования для устойчивого развития цивилизации // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. – 2012. – № 4 (37). – С. 015–023. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18968654
  19. Гирусов Э. В. Гуманистический потенциал экологической культуры // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2016. – № 4 (12). – С. 103–107. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27531200
  20. Глазачев С. Н., Гришаева Ю. М. Экологическое образование в гуманитарном вузе: компетентностный подход // Социально-гуманитарные знания. – 2013. – № 4. – С. 116–131. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19690769
  21. Жигадло А. П., Башкова С. А., Тарасюк О. В. К вопросу развития профильно-специализированных компетенций бакалавра профессионального обучения // Омский научный вестник. – 2014. – № 4 (131). – С. 108–109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22566289
  22. Кавтарадзе Д. Н., Брудный А. А. Образование для устойчивого развития: конструктивное экологическое мировоззрение // Образовательная политика. – 2011. – № 6 (56). – С. 37–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26138016
  23. Муртазина Л. Г., Гайсин И. Т. Концептуальные подходы к формированию экологической компетенции у учащейся молодежи в образовательных учреждениях Германии // Экологический консалтинг. – 2014. – № 3. – С. 30–33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22779897
  24. Мухутдинова Т. З. Инновационное развитие региональной экономики, инновационное экологическое образование // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – № 12. – С. 228–232. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15540409 
  25. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Технология деятельностного метода в системе профессионального педагогического образования // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 5. – С. 127–138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509678
Дата публикации 30.06.2018