Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования
Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Цель статьи – обосновать эффективность применения информационно-коммуникационных технологий для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении математики на первых курсах обучения.
Методология. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития познавательной активности студентов, проблемам организации самостоятельной работы студентов и вопросам использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в образовании; анализ и обобщение нормативной документации, связанной с учебным процессом в вузе; анализ практики и опыта в области преподавания математики в техническом вузе, экспериментальные методы с привлечением диагностического инструментария, статистической обработки и экспертных оценок.
Результаты. В статье проведен анализ различных аспектов понятий познавательной активности и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Авторами выявлен комплекс педагогических условий активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Выделены уровни развития познавательной активности, предложены критерии для определения уровня сформированности познавательной активности студента.
Выявлена тесная связь и взаимодействие всех рассмотренных педагогических условий. Результаты эксперимента подтвердили, что внедрение в практику заявленных нами условий обеспечивает формирование и развитие познавательной активности студентов уже на начальных этапах обучения в вузе. Обоснована необходимость включения в данный комплекс использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Заключение. Полученные авторами результаты свидетельствуют о том, что к важнейшим условиям активизации познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении математики следует отнести вовлечение студентов в различные виды активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также использование в обучении специально разработанной системы развивающих и творческих заданий. Включение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения на всех его этапах повышает уровень развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Сформированный уровень познавательной активности студентов положительно влияет на процесс формирования компетенций студентов.
познавательная активность; уровень познавательной активности; учебно-познавательная деятельность; активизация познавательной деятельности; самостоятельная познавательная деятельность; комплекс педагогических условий; информационно-коммуникационные технологии; информационные технологии в образовании
99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
- Youssef A. B., Dahmani M., Omrani N. Information technologies, students’ e-skills and diversity of learning process // Education and Information Technologies. – 2015. – Vol. 20, Issue 1. – P. 141–159. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-013-9272-x
- Golitsyna I. Educational Process in Electronic Information-educational Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 939–944. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.132
- Isaias P., Issa T. Promoting communication skills for information systems students in Australian and Portuguese higher education: Action research study // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 19, Issue 4. – P. 841–861. https://doi.org/10.1007/s10639-013-9257-9
- Lawrence J. E., Tar U. A. Factors that influence teachers’ adoption and integration of ICT in teaching/learning process // Educational Media International. – 2018. – Vol. 55, Issue 1. – P. 79–105. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2018.1439712
- Kerimbayev N., Kultan J., Abdykarimova S., Akramova A. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countries // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 5. – P. 2125–2139. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9534-5
- Kivinen O., Piiroinen T., Saikkonen L. Two viewpoints on the challenges of ICT in education: knowledge-building theory vs. a pragmatist conception of learning in social action // Oxford Review of Education. – 2016. – Vol. 42, Issue 4. – P. 377–390. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2016.1194263
- Adelabu O. A., Adu E. O. Information and Communications Technologies (ICT) Facilities for Effective Instructional Delivery in Tertiary Institutions // Journal of Communication. – 2015. – Vol. 6, Issue 1. – P. 182–187. DOI: https://doi.org/10.1080/0976691X.2015.11884861
- Salinas Á., Nussbaum M., Herrera O., Solarte M., Aldunate R. Factors affecting the adoption of information and communication technologies in teaching //Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 5. – P. 2175–2196. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9540-7
- Songkram N., Puthaseranee B. E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 776–782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.614
- Tomczyk Ł., Szotkowski R., Fabiś A., Wąsiński A., Chudý Š., Neumeister P. Selected aspects of conditions in the use of new media as an important part of the training of teachers in the Czech Republic and Poland - differences, risks and threats // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 3. – P. 747–767. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-015-9455-8
- Анисова Т. Л., Корешкова Т. А. Организация аудиторной контролируемой самостоятельной работы студентов по математическому анализу в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 340. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703768
- Анисова Т. Л. Принципы методики обучения математике, направленной на повышение математической компетентности бакалавров // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 2. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32472986
- Веденеева Г. И., Бакланов И. О. Оподходах к организации научно-исследовательской деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 152. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32390446
- Войтенко М. В. Формирование представлений о творчестве и творческой деятельности у бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела как предпосылка их успешной профессионализации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – C. 239. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181862
- Галактионова Н. А., Крючева Я. В., Толстоухова И. В., Фугелова Т. А. Формирование мотивов учебной деятельности студентов как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390477
- Далингер В. А. Рефлексивные задачи как средство, обеспечивающее понимание учебного материала по математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 8. – С. 118–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17955339
- Жукова Г. С. Активизация познавательной и творческой деятельности студентов при изучении математики // Современная математика и концепции инновационного математического образования. – 2017. – Т. 4, № 1. – С. 252–261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29203021
- Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8, № 2 (32). – С. 88–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26539068
- Климбей Л. В., Ядрова Н. В., Нуржанова Р. М. Современные подходы к формированию познавательной активности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390503
- Комарова Е. А.Познавательная активность обучающихся в учебном процессе // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – Т. 2, № 1 (9). – С. 359–360. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28799403
- Леонтьева И. А.Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 84–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30068914
- Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 59–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633324
- Милованова Г. В., Харитонова И. В., Фомина С. Н., Дайкер А. Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 2 (87). – С. 218–229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29222033
- Склярова О. Н. Психолого-педагогическая проблема самостоятельной деятельности обучающегося в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 170. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32390465
- Франц М. Творческие аспекты политехнического образования // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2 (83). – С. 245–253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100387
- Шаршов И. А., Белова Е. А. Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1 (90). – С. 166–176.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32612738
- Шнейдер Е. М., Димитрюк Ю. С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390437