Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 4, С. 172–186
УДК: 
378.09

Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования

Каменева Г. А. 1 (Магнитогорск, Россия), Бондаренко Т. А. 1 (Магнитогорск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлено исследование по проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Цель статьи – обосновать эффективность применения информационно-коммуникационных технологий для активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении математики на первых курсах обучения.
Методология. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, посвященной проблеме развития познавательной активности студентов, проблемам организации самостоятельной работы студентов и вопросам использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий в образовании; анализ и обобщение нормативной документации, связанной с учебным процессом в вузе; анализ практики и опыта в области преподавания математики в техническом вузе, экспериментальные методы с привлечением диагностического инструментария, статистической обработки и экспертных оценок.
Результаты. В статье проведен анализ различных аспектов понятий познавательной активности и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов. Авторами выявлен комплекс педагогических условий активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов. Выделены уровни развития познавательной активности, предложены критерии для определения уровня сформированности познавательной активности студента.
Выявлена тесная связь и взаимодействие всех рассмотренных педагогических условий. Результаты эксперимента подтвердили, что внедрение в практику заявленных нами условий обеспечивает формирование и развитие познавательной активности студентов уже на начальных этапах обучения в вузе. Обоснована необходимость включения в данный комплекс использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Заключение. Полученные авторами результаты свидетельствуют о том, что к важнейшим условиям активизации познавательной деятельности студентов технического вуза при изучении математики следует отнести вовлечение студентов в различные виды активной самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а также использование в обучении специально разработанной системы развивающих и творческих заданий. Включение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения на всех его этапах повышает уровень развития самостоятельной познавательной деятельности студентов. Сформированный уровень познавательной активности студентов положительно влияет на процесс формирования компетенций студентов.

Ключевые слова: 

познавательная активность; уровень познавательной активности; учебно-познавательная деятельность; активизация познавательной деятельности; самостоятельная познавательная деятельность; комплекс педагогических условий; информационно-коммуникационные технологии; информационные технологии в образовании

99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Educational factors in enhancing students' learning and cognitive activities within the framework of educational informatization

Библиографическая ссылка:
Каменева Г. А., Бондаренко Т. А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов в современных условиях информатизации образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 172–186. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.11
Список литературы: 
  1. Youssef A. B., Dahmani M., Omrani N. Information technologies, students’ e-skills and diversity of learning process // Education and Information Technologies. – 2015. – Vol. 20, Issue 1. – P. 141–159. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-013-9272-x
  2. Golitsyna I. Educational Process in Electronic Information-educational Environment // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 939–944. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.132
  3. Isaias P., Issa T. Promoting communication skills for information systems students in Australian and Portuguese higher education: Action research study // Education and Information Technologies. – 2014. – Vol. 19, Issue 4. – P. 841–861. https://doi.org/10.1007/s10639-013-9257-9
  4. Lawrence J. E., Tar U. A. Factors that influence teachers’ adoption and integration of ICT in teaching/learning process // Educational Media International. – 2018. – Vol. 55, Issue 1. – P. 79–105. DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2018.1439712
  5. Kerimbayev N., Kultan J., Abdykarimova S., Akramova A. LMS Moodle: Distance international education in cooperation of higher education institutions of different countries // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 5. – P. 2125–2139. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9534-5
  6. Kivinen O., Piiroinen T., Saikkonen L. Two viewpoints on the challenges of ICT in education: knowledge-building theory vs. a pragmatist conception of learning in social action // Oxford Review of Education. – 2016. – Vol. 42, Issue 4. – P. 377–390. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2016.1194263
  7. Adelabu O. A., Adu E. O. Information and Communications Technologies (ICT) Facilities for Effective Instructional Delivery in Tertiary Institutions // Journal of Communication. – 2015. – Vol. 6, Issue 1. – P. 182–187. DOI: https://doi.org/10.1080/0976691X.2015.11884861
  8. Salinas Á., Nussbaum M., Herrera O., Solarte M., Aldunate R. Factors affecting the adoption of information and communication technologies in teaching //Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 5. – P. 2175–2196. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-016-9540-7
  9. Songkram N., Puthaseranee B. E-learning System in Virtual Learning Environment to Enhance Cognitive Skills for Learners in Higher Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 174. – P. 776–782. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.01.614
  10. Tomczyk Ł., Szotkowski R., Fabiś A., Wąsiński A., Chudý Š., Neumeister P. Selected aspects of conditions in the use of new media as an important part of the training of teachers in the Czech Republic and Poland - differences, risks and threats // Education and Information Technologies. – 2017. – Vol. 22, Issue 3. – P. 747–767. DOI: https://doi.org/10.1007/s10639-015-9455-8
  11. Анисова Т. Л., Корешкова Т. А. Организация аудиторной контролируемой самостоятельной работы студентов по математическому анализу в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. – С. 340. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23703768
  12. Анисова Т. Л. Принципы методики обучения математике, направленной на повышение математической компетентности бакалавров // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 1. – С. 2. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32472986
  13. Веденеева Г. И., Бакланов И. О. Оподходах к организации научно-исследовательской деятельности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 152. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32390446
  14. Войтенко М. В. Формирование представлений о творчестве и творческой деятельности у бакалавров туризма, сервиса и гостиничного дела как предпосылка их успешной профессионализации // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. – C. 239. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181862
  15. Галактионова Н. А., Крючева Я. В., Толстоухова И. В., Фугелова Т. А. Формирование мотивов учебной деятельности студентов как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 181. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390477
  16. Далингер В. А. Рефлексивные задачи как средство, обеспечивающее понимание учебного материала по математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 8. – С. 118–121. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17955339
  17.  Жукова Г. С. Активизация познавательной и творческой деятельности студентов при изучении математики // Современная математика и концепции инновационного математического образования. – 2017. – Т. 4, № 1. – С. 252–261. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29203021
  18.  Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2016. – Т. 8, № 2 (32). – С. 88–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26539068
  19. Климбей Л. В., Ядрова Н. В., Нуржанова Р. М. Современные подходы к формированию познавательной активности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390503
  20. Комарова Е. А.Познавательная активность обучающихся в учебном процессе // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – Т. 2, № 1 (9). – С. 359–360. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28799403
  21. Леонтьева И. А.Дистанционное обучение как одно из средств повышения качества образования студентов в вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 6. – С. 84–88. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30068914
  22. Малошонок Н. Г. Взаимосвязь использования интернета и мультимедийных технологий в образовательном процессе со студенческой вовлеченностью // Вопросы образования. – 2016. – № 4. – С. 59–83. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633324
  23. Милованова Г. В., Харитонова И. В., Фомина С. Н., Дайкер А. Ф. Определение значимых умений самостоятельной работы для успешного обучения в вузе // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 2 (87). – С. 218–229. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29222033
  24. Склярова О. Н. Психолого-педагогическая проблема самостоятельной деятельности обучающегося в инфокоммуникационной профессионально-образовательной среде // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 170. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=32390465
  25. Франц М. Творческие аспекты политехнического образования // Интеграция образования. – 2016. – Т. 20, № 2 (83). – С. 245–253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26100387
  26. Шаршов И. А., Белова Е. А. Анализ педагогических возможностей электронных образовательных ресурсов с элементами автодидактики // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 1 (90). – С. 166–176.URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32612738
  27. Шнейдер Е. М., Димитрюк Ю. С. Методы формирования исследовательской компетентности студентов высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 144. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32390437
Дата публикации 31.08.2018