Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.5, С.22-40
УДК: 
378+159.96

Экстремальная педагогика как фактор формирования эмоциональной устойчивости педагога

Савченков А. В. 1 (Челябинск, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье рассматривается проблема подготовки будущих педагогов к экстремальным ситуациям в педагогической деятельности. Выявление уровня развития компонентов (мотивационного, когнитивного, эмоционального и деятельностного) эмоциональной устойчивости будущих педагогов является целью исследования.
Методология. Методологическую основу исследования составили системно-деятельностный подход В. П. Беспалько, Д. Б. Эльконина; структурный подход к изучению личности; анализ и обобщение научно-теоретических источников. Сформированность компонентов эмоциональной устойчивости оценивалась с помощью диагностических методик: мотивационный компонент с помощью методики «Направленность личности» В. Смейкал и М. Кучер, когнитивный компонент оценивался опросником «Черты эмоционального интеллекта (TEIQue)», эмоциональный компонент с помощью «Шкалы реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина» и для оценки деятельностного компонента применялась методика «Индикатор копинг-стратегий» Д. Амрхана. Выборку составили 182 студента Профессионально-педагогического института Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.
Результаты. В статье определены причины возникновения экстремальных ситуаций в педагогической деятельности, проведен теоретический анализ понятий «экстремальная ситуация», «экстремальная педагогика» и «эмоциональная устойчивость», теоретический анализ позволил выявить компоненты эмоциональной устойчивости: мотивационный, когнитивный, эмоциональный и деятельностный. По результатам эмпирического исследования выявлено, что у большинства будущих педагогов преобладает направленность «на себя» и «на общение», их эмоциональный интеллект сформирован на недостаточном уровне, преобладает средний уровень ситуативной и личностной тревожности, у трети студентов преобладает копинг-стратегия «избегание проблем», все эти факторы свидетельствуют о неготовности будущих педагогов справляться с эмоциональным напряжением в экстремальной ситуации. Обосновывается целесообразность внедрения в образовательный процесс вуза элементов экстремальной педагогики, направленной на формирование эмоциональной устойчивости педагогов.
Заключение. Обобщаются доминирующие черты личности будущих педагогов, обусловливающие уровень развития эмоциональной устойчивости.

Ключевые слова: 

экстремальная педагогика; экстремальные ситуации; будущий педагог; эмоциональная устойчивость; эмоциональное состояние; направленность личности; эмоциональный интеллект; копинг-стратегии; личностная тревожность.

Список литературы: 
  1. Cheng H., Green A., Treglown L., Furnham A., Chapman B. P. Educational achievement and traits emotional stability and agreeableness as predictors of the occurrence of backache in adulthood // Personality and Individual Differences. – 2017. – Vol. 117. – P. 205–209. DOI: http://doi.org/10.1016/j.paid.2017.06.008 
  2. Cheol W. M. A study on behavior response of child by emotion coaching of teacher based on emotional recognition technology // Journal of the Korea Convergence Society. – 2017. – Vol. 8, Issue 7. – P. 323–330. DOI: https://doi.org/10.15207/JKCS.2017.8.7.323
  3. Desouky D., Allam H. Occupational stress, anxiety and depression among Egyptian teachers // Journal of epidemiology and global health. – 2017. – Vol. 7, Issue 3. – P. 191–198. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jegh.2017.06.002
  4. Gendron B. Emotional capital: the set of emotional competencies as professional and vocational skills in emotional works and jobs // Revista espanola de educacion comparada. – 2017. – Vol. 29. – P. 44–61. DOI: https://doi.org/10.5944/reec.29.2017.17433
  5. Gertsog G. A., Danilova V. V., Savchenkov A. V., Korneev D. N. Professional identity for successful adaptation of students – a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2017. – Vol. 9, № 1. – P. 301–311. DOI: https://doi.org/10.21659/rupkatha.v9n1.30
  6.  Goetz T., Becker E., Bieg M., Keller M. M., Frenzel A., Hall N. The Glass Half Empty: How Emotional Exhaustion Affects the State-Trait Discrepancy in Self-Reports of Teaching Emotions // PLoS ONE. – 2015. – Vol. 10(9). – P. e0137441. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0137441
  7. Iancu A., Rusu A., Maroiu C., Pacurar R., Maricutoiu L. The Effectiveness of Interventions Aimed at Reducing Teacher Burnout: a Meta-Analysis // Educational psychology review. – 2018. – Vol. 30, Issue 2. – P. 373–396. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-017-9420-8
  8. Kim J. W. An Analysis of Variables Affecting Teacher Sensitivity of Infant Classes in Childcare Centers: Focus on Emotional Stability, Interpersonal Relationship Stress and Work Environment Variables // Korean Journal of Child Studies. – 2017. – Vol. 38, Issue 2. – P. 205–218. DOI: https://doi.org/10.5723/kjcs.2017.38.2.205
  9. Kokkinos C., Stavropoulos G. Burning out during the practicum: the case of teacher trainees // Educational psychology. – 2016. – Vol. 36, Issue 3. – P. 548–568. DOI: https://doi.org/10.1080/01443410.2014.955461
  10. Kulikova T. I., Maliy D. V. Professional and Personal Qualities of the Teacher in the Context of the Psychological Safety of Educational Environment // European journal of contemporary education. – 2017. – Vol. 6, Issue 4. – P. 715–722. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.4.715
  11. Lee M., Pekrun R., Taxer J., Schutz P., Vog l., Xie X. Teachers' emotions and emotion management: integrating emotion regulation theory with emotional labor research // Social psychology of education. – 2016. – Vol. 19, Issue 4. – P. 843–863. DOI: https://doi.org/10.1007/s11218-016-9359-5
  12. Merida-Lopez S., Extremera N., Rey L. Emotion-regulation ability, role stress and teachers' mental health // Occupational medicine-oxford. – 2017. – Vol. 67, Issue 7. – P. 540–545. DOI: https://doi.org/10.1093/occmed/kqx125
  13. Petrides K. V., Furnham A. Trait emotional intelligence: Psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality. – 2001. – Vol. 15, Issue 6. – P. 407–424. DOI: https://doi.org/10.1177/0734282914550385
  14. Rusconi F., Battaglioli E. Acute Stress-Induced Epigenetic Modulations and Their Potential Protective Role Toward Depression // Frontiers in molecular neuroscience. – 2018. – Vol. 11. – P. 184. DOI: https://doi.org/10.3389/fnmol.2018.00184
  15. Savchenkov A. V. Training of workers and specialists relevant to the requirements of high-tech industries in the context of networking cooperation of regional educational institutions and enterprises // Espacios. – 2017. – Vol. 38, Issue 40. – P. 35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30018180
  16. Song J. Emotions and Language Teacher Identity: Conflicts, Vulnerability, and Transformation // Tesol quarterly. – 2016. – Vol. 50, Issue 3. – P. 631–654. DOI: https://doi.org/10.1002/tesq.312
  17. Taliadorou N., Pashiardis P. Emotional Intelligence and Political Skill Really Matter in Educational Leadership // Educational Leadership and Administration: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications / I. Management Association (Ed.) – Hershey, PA: IGI Global, 2017. – P. 1274–1303. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-5225-1624-8.ch060
  18. Voss T., Wagner W., Klusmann U., Trautwein U., Kunter M. Changes in beginning teachers' classroom management knowledge and emotional exhaustion during the induction phase // Contemporary educational psychology. – 2017. – Vol. 51. – P. 170–184. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2017.08.002
  19. Williams L. M., Gordon E. Dynamic organization of the emotional brain: responsivity, stability, and instability // The Neuroscientist. – 2007. – Vol. 13, № 4. – P. 349–370. DOI: http://doi.org/10.1177/10738584070130040801
  20. Wong V., Ruble L., Yu Y., McGrew J. Too Stressed to Teach? Teaching Quality, Student Engagement, and IEP Outcomes // Exceptional children. – 2017. – Vol. 83, Issue 4. – P. 412–427. DOI: https://doi.org/10.1177/0014402917690729
  21. Davydova I., Kozmina Y. Occupational Stress and Job Satisfaction among Professors of Russian Higher Educational Institutions // Educational Studies. Moscow. – 2014. – № 4. – P. 169–183. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2014-4-169-183
  22. Данченко С. П. Педагогические проблемы повышения устойчивости психики учащихся в экстремальных ситуациях // Педагогика. – 2017. – № 2. – С. 76–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28916180  
  23. Карабущенко Н. Б., Иващенко А. В., Сунгурова Н. Л., Аль Масри И. Психологические особенности адаптации сирийских подростков в экстремальных ситуациях социогенного характера // Экспериментальная психология. – 2016. – T. 9, № 3. – С. 81–90. DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2016090307
  24. Миронова С. Г. Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя // Электронный журнал «Психология и право». – 2017. – Т. 7, № 3. – С. 71–82. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070306
  25. Савченков А. В., Забродина И. В. Эмоциональная устойчивость личности будущего педагога как социально-психологический фактор формирования профессиональной идентичности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 8. – С. 142–146. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611418
  26. Савченков А. В., Уварина Н. В. Становление профессиональной идентичности будущего педагога в условиях экстремальной педагогики // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2018. – Т. 10, № 1. – С. 61–69. DOI: https://doi.org/10.7442/2071-9620-2018-10-1-61-69
Дата публикации 31.10.2018