Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.4, С.233-247
УДК: 
373.68 (571.56-81)

Художественное образование как способ сохранения традиционной этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока

Колесник М. А. 1 (Красноярск, Россия), Либакова Н. М. 1 (Красноярск, Россия), Сертакова Е. А. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье представлен анализ возможностей современного художественного образования выступать в качестве эффективного инструмента сохранения этнокультурной идентичности коренных малочисленных народов Севера на материале Красноярского края. Цель статьи провести комплексное исследование существующих образовательных практик в сфере художественного образования на Севере Красноярского региона, выявить их роль в формировании этнокультурной идентичности обучающихся – представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Методология. Статья основана на анализе материалов полевых исследований, проводимых с 2010 года по настоящее время на северных территориях Красноярского края (Эвенкийский муниципальный район, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район). В качестве основного метода было выбрано полуформализованное экспертное интервью. В качестве респондентов выступили как специалисты, реализующие образовательные программы в сфере художественного образования, так и мастера, сформировавшиеся в ходе освоения этих программ.
Результаты. Проведено комплексное исследование художественного образования на Севере Красноярского региона, проанализированы современные практики работы с обучающимися – представителями коренных народов Севера в образовательных учреждениях разных уровней, собран ряд экспертных интервью. На основе анализа собранных в полевых исследованиях данных сделаны выводы о современных образовательных практиках в сфере художественного образования среди представителей коренных малочисленных народов Севера как о механизме, оказывающем влияние на формирование позитивной этнокультурной идентичности. Выявлены как проблемные моменты в области художественного образования, так и перспективы развития данной сферы.
Заключение. На основе результатов комплексного исследования художественного образования на Севере Красноярского края выявлены наиболее успешные практики, дающие возможность новым поколениям представителей коренных малочисленных народов Севера приобщаться к традициям предков. Также были обнаружены недостатки. В интервью эксперты отмечают в качестве проблемы отсутствие четкой последовательной связи между разными уровнями художественного образования. Образовательные программы, как отмечают эксперты в сфере художественного образования и сами учащиеся, выступают мощным фактором, формирующим этнокультурную идентичность и на уровне дополнительного образования, и на уровне профессионального.
Ключевые слова: художественное образование; образовательные программы; Север Красноярского края; коренные малочисленные народы Севера; полуформализованное экспертное интервью; полевые исследования; этнокультурная идентичность.

Ключевые слова: 

художественное образование; образовательные программы; Север Красноярского края; коренные малочисленные народы Севера; полуформализованное экспертное интервью; полевые исследования; этнокультурная идентичность

Список литературы: 
  1. Batashev M. S., Makarov N. P. Culture Genesis of the Peoples of the North of the Yenisei. Interaction of Cultures (on the Basis of the Materials of Krasnoyarsk Regional Local Lore Museum) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2018. – Vol. 1, Issue 11. – P. 4–18. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0176
  2. Bessant J., Watts R. Indigenous Digital Art as Politics in Australia // Culture, Theory & Critique. – 2017. – Vol. 58, Issue 3. – P. 306–319. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14735784.2016.1203810
  3. Cajete G. A. Indigenous education and the development of indigenous community leaders // Leadership. – 2016. – Vol. 12, Issue 3. – P. 364–376. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1742715015610412
  4. Day A., Nakata V., Nakata M., Martin G. Indigenous students’ persistence in higher education in Australia: Contextualising models of change from psychology to understand and aid students’ practices at a cultural interface // Higher Education Research & Development. – 2015. – Vol. 34, Issue 3. – P. 501–512. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/07294360.2014.973379
  5. Gruzdeva A. S. An Image of Siberia in Contemporary Foreign Photography (the 90s of the 20th Century – the First Decade of the 21st Century) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 2. – P. 255–270. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0034
  6. Gunara S.Local knowledge system in music education culture at indigenous community Kampung Naga Tasikmalaya Regency // Harmonia: Journal of Arts Research and Education. – 2017. – Vol. 17, № 1. – P. 48–57. DOI: http://dx.doi.org/10.15294/harmonia.v17i1.8773
  7. Harwood V., McMahon S., O’Shea S., Bodkin-Andrews G., Priestly A. Recognising aspiration: The AIME program’s effectiveness in inspiring Indigenous young people’s participation in schooling and opportunities for further education and employment // The Australian Educational Researcher. – 2015. – Vol. 42, Issue 2. – P. 217–236. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s13384-015-0174-3
  8. Karelina E. K. The Problematic Aspects of Cultural Policy in Modern Tuva // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2018. – Vol. 11, Issue 2. – P. 218–226. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0217
  9. Koptseva N. P. Modern Concepts of Cultural Sociodynamics in the Context of Research of the Socio-Cultural Environment of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanitarian science. – 2016. – Vol. 9, № 1. – P. 68–78. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-1-68-78 
  10. Kistova A. V., Pimenova N. N.Current Condition of Decorative and Applied Art of the Indigenous Peoples Resident in the Territory of the Evenki and Taymyr Municipal Districts (Economic and Sociocultural Practices) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 10. – P. 1485–1506. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0149
  11. Резникова К. В., Середкина Н. Н., Копцева Н. П., Замараева Ю. С. Региональная специфика социальных ценностей и их влияние на процессы модернизации территорий Центральной Сибири (на материале исследований Красноярского края) // Economic Annals-XXI. – 2016. – Т. 160, № 7–8. – С. 92–95. DOI: http://dx.doi.org/10.21003/ea.V160-18
  12. Lees A. Roles of urban indigenous community members in collaborative field-based teacher preparation // Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 67, Issue 5. – P. 363–378. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0022487116668018
  13. Lemley C. K., Lee T. L. Honoring indigenous teacher education students' stories: shifting indigenous knowledge from the margins to the center // Journal of American Indian Education. – 2016. – Vol. 55, Issue 2. – P. 28–50. DOI: http://dx.doi.org/10.5749/jamerindieduc.55.2.0028
  14. Libakova N. M., Sertakova E. A. Russian and International Projects in the Field of the Indigenous Peoples’ Decorative and Applied Art Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 10. – P. 1525–1541. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0151
  15. Locke T.,Prentice L. Facing the Indigenous «Other»: Culturally Responsive Research and Pedagogy in Music Education // The Australian Journal of Indigenous Education. – 2016. – Vol. 45, Issue 2. – P. 139–151. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/jie.2016.1
  16. Madden B. Review: Pedagogical pathways for Indigenous education with/in teacher education // Teaching and Teacher Education. – 2015. – Vol. 51. – P. 1–15. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.tate.2015.05.005
  17. McGinty M., Bang M. Narratives of dynamic lands: science education, indigenous knowledge and possible futures // Cultural Studies of Science Education. – 2016. – Vol. 11, Issue 2. – P. 471–475. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11422-015-9685-5
  18. Milne E. Implementing Indigenous Education Policy Directives in Ontario Public Schools: Experiences, Challenges and Successful Practices // International Indigenous Policy Journal. – 2017. – Vol. 8, Issue 3. – Art. 2. DOI: http://dx.doi.org/10.18584/iipj.2017.8.3.2
  19. Parkes A., McRae-Williams E., Tedmanson D. Dreams and aspirations of mobile young Aboriginal Australian people // Journal of Youth Studies. – 2015. – Vol. 18, Issue 6. – P. 763–776. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13676261.2014.992314
  20. Preston J. P., Claypool T. R., Rowluck W., Green B. Perceptions and practices of principals: supporting positive educational experiences for Aboriginal learners // International Journal of Leadership in Education. – 2017. – Vol. 20, Issue 3. – P. 328–344. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13603124.2015.1124926
  21. Pryor A., Bowman P. Folklore and education: a short history of a long endeavor // The Journal of American Folklore. – 2016. – Vol. 129, Issue 514. – P. 436–458. DOI: http://dx.doi.org/10.5406/jamerfolk.129.514.0436
  22. Reznikova K. V., Seredkina N. N., Zamaraeva Y. S. Perspective Formats for the Development of Decorative and Applied Art of the Indigenous Peoples of the Krasnoyarsk Territory // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 10. – P. 1573–1593. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0155
  23. Sansi R., Strathern M. Art and anthropology after relations / L'art et l'anthropologie mis en rapport // HAUP: Journal of Ethnographic Theory. – 2016. – Vol. 6, № 2. – P. 425–439. DOI: http://dx.doi.org/10.14318/hau6.2.023
  24. Sasakamoose J., Bellegarde T., Sutherland W., Pete S., McKay-McNabb K. Miýo-pimātisiwin Developing Indigenous Cultural Responsiveness Theory (ICRT): Improving Indigenous Health and Well-Being // International Indigenous Policy Journal. – 2017. – Vol. 8, Issue 4. – Art. 1. DOI: http://dx.doi.org/10.18584/iipj.2017.8.4.1
  25. Sikora J., Biddle N. How gendered is ambition? Educational and occupational plans of Indigenous youth in Australia // International Journal of Educational Development. – 2015. – Vol. 42. – P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2015.02.011
  26. Stumpf B. O., Bergamaschi M. A. Elementos espirituais, simbólicos e afetivos na construção da escola mbyá guarani // Educação e Pesquisa. – 2016. – Vol. 42, № 4. – P. 921–935. DOI: http://dx.doi.org/10.1590/s1517-9702201612158353 URL: http://www.redalyc.org/articulo.oa?id=29848830004
  27. Voroshin S. D. On the Problem of the Studentship’s Cultural Identity Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 9. – P. 1450–1457. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0147
Дата публикации 31.08.2018