Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.4, С.217-232
УДК: 
37+821.51 (=571)

Образовательные возможности эпоса и сказок коренных малочисленных народов Сибири

Середкина Н. Н. 1 (Красноярск, Россия), Смолина М. Г. 1 (Красноярск, Россия)
1 ФГАОУ ВО "Сибирский федеральный университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Постановка проблемы – исследование возможности формирования позитивной этнокультурной идентичности через образовательный эффект такого педагогического материала, как древний эпос и сказки коренных малочисленных народов Сибири. Цель статьи – выявить образовательные возможности эпоса и сказок коренных малочисленных народов Сибири.
Методология. Методы: выделение и анализ культурного репрезентанта, сравнительно-типологический анализ, экстраполяция.
Результаты. Авторы выявили образовательные возможности эпоса и сказок коренных малочисленных народов Сибири, в том числе потенциал формирования позитивной этнокультурной идентичности читателей.
Заключение. Образовательные возможности эпоса и сказок коренных малочисленных народов Сибири состоят в познании основ культуры с традиционным типом хозяйствования, формировании позитивной этнокультурной идентичности слушателей и читателей, а также экологическом сознании и развитии способностей к философскому обобщению.

Ключевые слова: 

образовательные возможности; эпос; сказки; коренной малочисленный народ; Сибирь; этнокультурная идентичность

Список литературы: 
  1. Conacher J. E. Transformation and education in GDR youth literature: A script theory approach // International Research in Children's Literature. – 2016. – Vol. 9, Issue 1. – P. 65–82. DOI: http://dx.doi.org/10.3366/ircl.2016.0183  
  2. Chu Y. The power of knowledge: a critical analysis of the depiction of ethnic minorities in China’s elementary textbooks // Race Ethnicity and Education. – 2015. – Vol. 18, Issue 4. – P. 469–487. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13613324.2015.1013460
  3. Del Rosario Neira-Piñeiro M. Children as implied readers in poetry picturebooks: The adaptation of adult poetry for young readers // International Research in Children's Literature. – 2016. – Vol. 9, Issue 1. – P. 1–19. DOI: http://dx.doi.org/10.3366/ircl.2016.0179
  4. Grose T. Uyghur Language Textbooks: Competing Images of a Multi-Ethnic China // Asian Studies Review. – 2012. – Vol. 36, Issue 3. – P. 369–389. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10357823.2012.711809
  5. Hope J. “The soldiers came to the house”: young children’s responses to the Colour of Home // Children's Literature in Education. – 2016. – P. 1–21. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10583-016-9300-8
  6. Karlova O. A. Great Storytellers of the World About the Soul Journey in the Universe // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2017. – Vol. 10, Issue 5. – P. 701–717. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0077
  7. Kolesnik M. A. Decoration of Children's Literature of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and The Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P. 2044–2059. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-2044-2059  
  8. Libakova N. M., Petrova K. I. The Children's Literature of Indigenous Small-Numbered Peoples of the Krasnoyarsk Krai // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P. 1977–1993. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-1977-1993  
  9. Luzan V. S. Soviet and Post-Soviet Periods in the History of Children's Literature in The Languages of the Indigenous Peoples of the North, Siberia and the Far East // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P. 2060–2070. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-2060-2070
  10. Martin R. J., Mead P., Trigger D. The politics of indigeneity, identity and representation in literature from north Australia’s Gulf Country // Social Identities. – 2014. – Vol. 20, Issue 4-5. – P. 330–345. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/13504630.2014.997201
  11. Muñoz-Chereau, B. Representations of dictatorship in contemporary Chilean children’s literature // Children's Literature in Education. – 2017. – P. 1–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10583-016-9297-z
  12. Непомнящих Н. А., Полторацкий И. С. Сюжеты и мотивы младописьменных литератур Сибири: к вопросу о сравнительном изучении и типологии // Сибирский филологический журнал. – 2016. – № 3. – С. 149–156. DOI: http://dx.doi.org/10.17223/18137083/56/15
  13. Nikolajeva M. Recent trends in children's literature research: Return to the body // International Research in Children's Literature. – 2016. – Vol. 9, Issue 2. – P. 132–145. DOI: http://dx.doi.org/10.3366/ircl.2016.0198
  14. Nyoni T., Nyoni M. The form and content of children's poetry and games on a kaleidoscopic cultural terrain // Theory and Practice in Language Studies. – 2013. – Vol. 3, № 2. – P. 233–243. DOI: http://dx.doi.org/10.4304/tpls.3.2.233-243
  15. Parlevliet S. Fiction for peace? Domestic identity, national othering and peace education in Dutch historical novels for children, 1914-1935 // International Research in Children's Literature. – 2015. – Vol. 8, Issue 1. – P. 17–30. DOI: http://dx.doi.org/10.3366/ircl.2015.0146
  16. Pesonen J. Anti-racist Strategies in Finnish Children's Literature: Physical Appearance and Language as Signifiers of National Belonging // Children's Literature in Education. – 2013. – Vol. 44, Issue 3. – P. 238–250. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10583-012-9186-z
  17. Rafapa L. Oral literature and the evolving Jim-goes-to-town motif: Some early Northern Sotho compared to selected post-apartheid novels written in English // Literator. – 2016. – Vol. 37, № 1. – P. a1251. DOI: http://dx.doi.org/10.4102/lit.v37i1.1251
  18. Razumovskaya V. A. Fairy-Tales of Arctic Peoples: Unique Objects of Culture and Translation // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 10. – P. 2475–2481. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-10-2475-2481  
  19. Reznikova K. V., Zamaraeva Yu. S. Dolgan Children's Literature: History and Specific Features // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P.2022–2043. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-2022-2043  
  20. Резникова К. В., Середкина Н. Н., Копцева Н. П., Замараева Ю. С. Региональная специфика социальных ценностей и их влияние на процессы модернизации территорий Центральной Сибири (на материале исследований Красноярского края) // Economic Annals-XXI. – 2016. – Т. 160, № 7-8. – С. 92–95. DOI: http://dx.doi.org/10.21003/ea.V160-18
  21. Sertakova E. A. Nenets children's literature: the history and specificity // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P. 2013–2021. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-2013-2021
  22. Sitnikova A. A. Nganasan Children Literature: History and Specifics // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. – 2016. – Vol. 9, Issue 9. – P. 2005–2012. DOI: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-2016-9-9-2005-2012  
  23. Sung Y. K., Sakoi J. Stories of the Ainu: The Oldest Indigenous People in Japanese Children's Literature // Bookbird: A Journal of International Children's Literature. – 2017. – Vol. 55, № 1. – P. 4–13. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/bkb.2017.0001
  24. Watson N. Justice in whose eyes? Why lawyers should read black Australian literature // Griffith Law Review. – 2014. – Vol. 23, Issue 1. – P. 44–60. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/10383441.2014.944006
  25. You C. Harmony, Home and Anthropomorphism: Representation of Minority Nationalities in Contemporary Chinese Ethnic Children’s Literature // Children's Literature in Education. – 2017. – P. 1–17. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10583-017-9318-6
Дата публикации 31.08.2018