Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.5, С.108-126
УДК: 
167.17

Теоретическая норма педагогического знания: корректное научно-проблемное описание образовательной реальности, гипотеза и финальный результат исследования

Коржуев А. В. 1 (Москва, Россия), Икренникова Ю. Б. 2 (Москва, Россия), Никитина Э. К. 3 (Москва, Россия), Рязанова Е. Л. 4 (Москва, Россия)
1 Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
2 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского
3 Московский городской педагогический университет
4 Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторы исследуют проблему определения гносеологических оснований педагогического знания. Цель статьи заключается в гносеологическом обосновании содержания теоретической нормы педагогического знания.
Методология. В процессе исследования мы использовали комплекс методов: а) анализ научной литературы по теме статьи; б) синтез обобщённых философских и науковедческих идей, идей конкретно-научной методологии естествознания и их проецирование на поле методологии педагогики; в) рефлексия содержания современного педагогического знания, форм его представления научно-практическому социуму, методы получения нового педагогического знания.
Результаты. В статье раскрыто предположение о непроявленных в теоретической педагогике категориях «объективная предметная реальность» и «научно-предметная реальность» и их соотношении. Авторами обосновано содержательное наполнение гносеологического конструкта «теоретическая норма педагогического знания»: научно-проблемное описание образовательной реальности, фиксация различия между педагогическим событием и научным фактом, субъектом образования и идеализированным научным объектом педагогики, корректное выдвижение проблем и гипотез и гносеологически выверенное их подтверждение/опровержение.
Заключение. Авторы делают вывод, что методологическое понятие «теоретическая норма педагогического знания» может стать ориентиром в процессе определения педагогики как гносеологически выверенного гуманитарного знания.

Ключевые слова: 

объективная реальность; педагогическая реальность; теоретическая норма в педагогике; научно-педагогический факт; идеализированный объект; научно-педагогическая проблема; теоретическое кодирование результатов; подтверждение и опровержение гипотез.

Список литературы: 
  1. Зуев В. В.На пути к теории биологической таксономии // Философия науки и техники. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 36–54. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26189732
  2. Ивин А. А.Современная философия науки: монография. – М.: Высшая школа, 2005. – 592 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20035164
  3. Коржуев А. В., Соколова А. С.Методы выявления незавершенных актуальных фрагментов педагогического знания // Интеграция образования. – 2017. – Т. 21, № 3 (88). – С. 535–545. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30031198
  4. Розин В. М.Методология. Становление и современное состояние. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2005. – 410 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20041944 
  5. Розова С. С.Проблема психической реальности (ответ господам Сомнение и Невежество) // Вестник НГУ. Серия психология. – 2012. – Т. 6, № 1. – С. 86–95.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17778521
  6. Сапунов М. Б.О проблеме реальности в истории и философии науки // Высшее образование в России. – 2012. – № 2. – С. 147–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17357739
  7. Alexander P. A.Reflection and Reflexivity in Practice Versus in Theory: Challenges of Conceptualization, Complexity, and Competence // Educational Psychologist. – 2017. – Vol. 52, Issue 4. – P. 307–314. DOI: https://doi.org/10.1080/00461520.2017.1350181
  8. Barczyński B. J., Kalina R. M.Science of Martial Arts – Example of the Dilemma in Classifying New Interdisciplinary Sciences in the Global Systems of the Science Evaluation and the Social Consequences of Courageous Decisions // Procedia Manufacturing. – 2015. – Vol. 3. – P. 1203–1210. DOI: https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.199
  9. Magolda M. B. B. Evolution of a Constructivist Conceprualozation of Epistemological Reflection // Educational Psychologist. – 2004. – Vol. 39, Issue 1. – P. 31–42. DOI: https://doi.org/10.1207/s15326985ep3901_4
  10. Brezinka W. Philosophy of Educational Knowledge: An Introduction to the Foundations of Science of Education, Philosophy of Education and Practical Pedagogics. – Dordrecht: Springer 1992. – 303 p. DOI:  https://doi.org/10.1007/978-94-011-2586-4
  11. Coney C. L. Critical Thinking in its Contexts and in Itself // Educational Philosophy and Theory. – 2015. – Vol. 47, Issue 5. – P. 515–528. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2014.883963
  12. Hanan A. A. What is critical about critical pedagogy? Conflicting conceptions of criticism in the curriculum // Educational Philosophy and Theory. – 2018. – Vol. 50 (10). – P. 903–916. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1228519  
  13. Karpov A. O. The Problem of Separating the Notions of “Knowledge” and “Information” in the Knowledge Society and its Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. – Vol. 237. – P. 804–810. DOI: http://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.152
  14. Kornienko A. A.The Concept of Knowledge Society in the Ontology of Modern Society // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 378–386. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.540
  15. Korjuev A. V., Madzhuga A. G., Kislyakov P. A., Amirof A. F., Sokolova A. S., Ikrennikova Yu. B.Semantic content of Pedagogic Knowledge and Problem of Comprehencion // Ponte. – 2017. – Vol. 73, № 10. – P. 274–280. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31065205
  16. Koskinen H. J. Antecedent Recognition: Some Problematic Educational Implications of the Very Notion // Journal of Philosophy of Education. – 2018. – № 52 (1). – P. 178–190.  DOI: https://doi.org/10.1111/1467-9752.12276
  17. Letiche H. Bewildering pedagogy // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14, Issue 3. – P. 236–255. DOI: https://doi.org/10.1080/15505170.2017.1335662
  18. Lundie D.The Givenness of the Human Learning Experience and its Incompatibility with Informational Analytics // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, № 4. – P. 391–404. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2015.1052357  
  19. Mallaband B., Wood G., Buchanan K., Staddon S., Mogles N. M., Gabe-Thomas E. The reality of cross-disciplinary energy research in the United Kingdom: A social science perspective // Energy Research & Social Science. – 2017. – Vol. 25. – P. 9–18. DOI: http://doi.org/10.1016/j.erss.2016.11.001
  20. Pisoňova M. Philosophical explication of requirements on the process of education – Novelty or Relic? // XLinguae. – 2016. – vol. 9 (1). – P. 83–90. DOI: https://doi.org/10.18355/XL.2016.09.01.83-90
  21. Pritchard D.Epistemic Virtue and the Epistemology of Education // Journal of Philosophy of Education. – 2013. – № 47 (2). – P. 236–247. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/1467-9752.12022
  22. Shepperd J. Heidegger on Transforming the Circumspect Activity of Spatial Thought // Educational Philosophy and Theory. – 2016. – Vol. 48, Issue 8. – P. 752–763. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1165011  
  23. Snaza N. Aleatory entanglements: (Post) humanism, hospitality, and attunement – A response to Hugo Letiche // Journal of Curriculum and Pedagogy. – 2017. – Vol. 14, Issue 3. – P. 256–272. DOI: https://doi.org/10.1080/15505170.2017.1398700
  24. Leś T. The research potential of educational theory: On the specific characteristics of the issues of education // Educational Philosophy and Theory. – 2017. – Vol. 49, Issue 14. – P. 1428–1440. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2017.1313716
  25. Wettersten J.On the unification of psychology, methodology, and pedagogy: Selz, Popper, and Agassi // Kluwer Academic Publishers. – 1987. – Vol. 18, Issue 4. – P. 1–14.  DOI: https://doi.org/10.1007/BF01812234
Дата публикации 31.10.2018