Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 57–72
УДК: 
159.9.07

Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе

Белогай К. Н. 1 (Кемерово, Россия), Морозова И. С. 1 (Кемерово, Россия), Медовикова Е. А. 1 (Кемерово, Россия), Сахарчук Н. Ю. 1 (Кемерово, Россия), Тупикина Г. Г. 1 (Кемерово, Россия)
1 Кемеровский государственный университет
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье исследуется проблема определения специфики трансформаций содержательных характеристик временной перспективы как способности действовать в настоящем с учетом прошлого и будущего. Цель статьи состоит в определении особенностей временной перспективы студентов, имеющих различные уровни осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе.
Методология. Сбор данных осуществлялся с помощью методик: опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (А. Сырцова и О. В. Митина); методика «Семантический дифференциал времени» (Л. И. Вассерман, Е. А. Трифонова, К. Р. Червинская); самоактуализационный тест Э. Шострома (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз); тест смысложизненных ориентаций (Д. А. Леонтьев); методика «Личностный дифференциал»; опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). В исследовании приняли участие студенты 1–4 курсов в количестве 600 человек. Полученные данные были интерпретированы и подвергнуты статистическому анализу с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стъюдента.
Результаты. Авторы определили наличие вариативности содержательных характеристик временной перспективы во взаимосвязи с уровневыми параметрами саморегуляции, обусловленной этапом обучения в вузе. Выявлены особенности временной перспективы, осмысленности жизненных ориентиров и отношения к прошлому, настоящему и будущему, характерные для студентов младших и старших курсов. Определены уровни осознанной саморегуляции студентов различных курсов, показана возможность трансформации уровней посредством возрастания степени осознанности и принятия ответственности за собственные решения.
Заключение. У студентов, имеющих определенный уровень осознанной саморегуляции, содержательные характеристики временной перспективы имеют специфические особенности.

Ключевые слова: 

временная перспектива; студенты вуза; этапы обучения; осознанная саморегуляция; самоактуализация; осмысленность жизненных ориентиров; становление временной перспективы

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Peculiarities of individual temporal perspectives of university students with various levels of self-regulation at different stages of university education

Библиографическая ссылка:
Белогай К. Н., Морозова И. С., Медовикова Е. А., Сахарчук Н. Ю., Тупикина Г. Г. Особенности временной перспективы личности студентов с различным уровнем осознанной саморегуляции на этапах обучения в вузе // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 57–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.04
Список литературы: 
  1. Федотова С. В. Особенности восприятия социального статуса человека в молодежной и студенческой среде // Психологическая наука и образование psyedu.ru. – 2015. – Т. 7, № 3. – C. 108–118. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070311
  2. Лебедева Е. В., Сурнина О. Е. Особенности временной компетентности студентов с различным статусом профессиональной идентичности // Психолого-педагогические исследования. – 2014. – Т. 6, № 2. – С. 188–197. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060216
  3. Ященко Р. В., Ануфриева Е. В. К проблеме понятия «временная перспектива» в психологической науке // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. – 2014. – Т. 16, № 5 (132). – С. 132–134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21976187
  4. Гинзбург М. Р. Ценностно-смысловые и пространственно-временные аспекты развития в подростковом и юношеском возрастах // Мир психологии. – 2017. – № 1 (89). – С. 125–129. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29671995
  5. Егоренко Т. А., Родина Е. М. Роль временной перспективы в профессиональном самоопределении студентов // Современная зарубежная психология. – 2015. – Т. 4, № 4. – С. 11–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25729620  
  6. Kooij D. T. A. M., Kanfer R., Betts M., Rudolph C. W. Future time perspective: A systematic review and meta-analysis // Journal of Applied Psychology. – 2018. – Vol. 103 (8). – P. 867–893. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl0000306 
  7. Sullivan-Singh S. J., Stanton A. L., Low C. A. Living with limited time: Socioemotional selectivity theory in the context of health adversity // Journal of Personality and Social Psychology. – 2015. – Vol. 108 (6). – P. 900–916. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0039047
  8. John D., Lang F. R. Subjective acceleration of time experience in everyday life across adulthood // Developmental Psychology. – 2015. – Vol. 51 (12). – P. 1824–1839. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000059 
  9. Kaplan A., Garner J. K. A complex dynamic systems perspective on identity and its development: The dynamic systems model of role identity // Developmental Psychology. – 2017. – Vol. 53 (11). – P. 2036–2051. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/dev0000339
  10. Wong V. C., Wyer R. S. Jr. Mental traveling along psychological distances: The effects of cultural syndromes, perspective flexibility, and construal level // Journal of Personality and Social Psychology. – 2016. – Vol. 111 (1). – P. 17–33. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/pspa0000048
  11. Bruehlman-Senecal E., Ayduk Ö., John O. P. Taking the long view: Implications of individual differences in temporal distancing for affect, stress reactivity, and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. – 2016. – Vol. 111 (4). – P. 610–635. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/pspp0000103
  12. Суворова И. Ю. Особенности восприятия школьниками и студентами образа будущей профессии как части социальной реальности // Психолого-педагогические исследования. – 2014. – Т. 6, № 2. – С. 162–172. DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060214
  13. Jones S. L., Shah P. P. Diagnosing the locus of trust: A temporal perspective for trustor, trustee, and dyadic influences on perceived trustworthiness // Journal of Applied Psychology. – 2016. – Vol. 101 (3). – P. 392–414. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/apl0000041
  14. Muenks K., Miele D. B. Students’ Thinking About Effort and Ability: The Role of Developmental, Contextual, and Individual Difference Factors // Review of Educational Research. – 2017. – Vol. 87 (4). – P. 707–735. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654316689328
  15. Burns E. C., Martin A. J., Collie R. J. Adaptability, personal best (PB) goals setting, and gains in students’ academic outcomes: A longitudinal examination from a social cognitive perspective // Contemporary Educational Psychology. – 2018. – Vol. 53. – P. 57–72. DOI: https://doi.org/10.1016/j.cedpsych.2018.02.001
  16. Guo J., Parker P. D., Marsh H. W., Morin A. J. S. Achievement, motivation, and educational choices: A longitudinal study of expectancy and value using a multiplicative perspective // Developmental Psychology. – 2015. – Vol. 51 (8). – P. 1163–1176. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0039440
  17. Kubilay Ç. The evaluation of achievement orientation and academic self-regulation of students studying in Faculties of Sport Sciences // International Journal of Human Sciences. – 2017. – Vol. 14 (3). – P. 2616–2627. DOI: https://doi.org/10.14687/jhs.v14i3.4682 
  18. Сергиенко Е. А., Киреева Ю. Д. Индивидуальные варианты субъективного возраста и их взаимосвязи с факторами временной перспективы и качеством здоровья // Психологический журнал. – 2015. – Т. 36, № 4. – С. 23–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24001555
  19. Erle T. M., Topolinski S. The grounded nature of psychological perspective-taking // Journal of Personality and Social Psychology. – 2017. – Vol. 112 (5). – P. 683–695. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/pspa0000081
  20. Rattat A.-C., Matha P., Cegarra J. Time flies faster under time pressure // Acta Psychologica. – 2018. – Vol. 185. – P. 81–86. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2018.01.014
  21. Медовикова Е. А. Взаимосвязь параметров осознанной саморегуляции и временной перспективы студентов на различных этапах обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-5 (62). – С. 101–106. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24000833
  22. Bieleke M., Legrand E., Mignon A., Gollwitzer P. M. More than planned: Implementation intention effects in non-planned situations // Acta Psychologica. – 2018. – Vol. 184. – P. 64–74. DOI: https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2017.06.003
  23. Strauman T. J. Self-Regulation and Psychopathology: Toward an Integrative Translational Research Paradigm // Annual Review of Clinical Psychology. – 2017. – Vol. 13. – P. 497–523. DOI: http://dx.doi.org/10.1146/annurev-clinpsy-032816-045012
  24. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М., Хван Н. В. Индивидуально-психологические характеристики двух типов хронотопической организации жизненного мира человека // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 3-3 (63). – С. 148–154. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24305929
  25. Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35, № 2. – С. 5–18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21560866  
  26. Проконич О. А. Ценностно-смысловые индикаторы сбалансированной временной перспективы личности студентов вуза // European Social Science Journal. – 2015. – № 8. – С. 326–332. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25135115 
Дата публикации 31.10.2018