Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 155–166
УДК: 
378

Развитие профессиональных компетенций обучающихся в условиях активной образовательной среды

Виниченко В. А. 1 (Новосибирск, Россия), Зайко Т. И. 1 (Новосибирск, Россия)
1 Сибирский государственный университет водного транспорта
Аннотация: 

Проблема и цель. Авторами исследуется проблема развития профессиональных компетенций обучающихся. Цель статьи – выявить особенности развития профессиональных компетенций обучающихся в условиях активной образовательной среды.
Методология. Методологическую основу исследования составили: системный подход в рамках теории систем и синергетики (И. В. Блауберг, А. Н. Аверьянов и др.); компетентностный подход (В. И. Байденко, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя); фасилитационный подход (К. Роджерс и В. А. Сластенин). Для достижения поставленной цели исследования использовался анализ педагогической и психологической литературы, а также диссертационных исследований по проблемам компетентностного подхода, особенностям его реализации в России и за рубежом; опрос и групповая рефлексия. В рамках исследования был использован эмпирический метод – анкетирование: личностное среди профессорско-преподавательского состава и опосредованное для студентов. Объем выборки составил 30 преподавателей и 150 студентов. Было использовано мнемоническое правило В. Паретто.
Результаты. Авторами определены причины смены образовательных парадигм со знаниевой на компетентностную. Обобщаются особенности взаимоотношений в рамках системы «педагог – обучающийся» и доказывается необходимость смены форм и методов взаимодействия. Результаты эмпирического исследования показали, что более глубокое понимание материала происходит именно у тех преподавателей, которые внедряют активные формы обучения в образовательный процесс. В ходе исследования были выявлены возможности, которые предоставляются обучающимся при включении в образовательный процесс активных форм обучения. Обобщен зарубежный опыт применения компетентностного подхода с включением активных форм обучения. Обосновывается целесообразность внедрения в образовательный процесс активных и интерактивных форм обучения для полноценного развития профессиональных компетенций.
Заключение. Определены основные особенности развития профессиональных компетенций обучающихся в условиях активной образовательной среды.

Ключевые слова: 

активная образовательная среда; зарубежный опыт; образовательный процесс; компетентностная парадигма; теория поколений; компетентностный подход; фасилитационный подход

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Developing students’ professional competencies within an active educational environment

Библиографическая ссылка:
Виниченко В. А., Зайко Т. И. Развитие профессиональных компетенций обучающихся в условиях активной образовательной среды // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 155–166. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.10
Список литературы: 
  1. Бычкова Н. В., Волков В. В., Массарова Т. Л. Использование интерактивного обучения студентов в вузе в контексте компетентностного подхода // Преподаватель XXI век. – 2017. – № 3-1. – С. 78–84. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30539808
  2. Гуслистова В. Н. Компетентностный подход в российском образовании как условие его конкурентоспособности // Апробация. – 2013. – № 2 (5). – С. 85–87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22647719
  3. Ильязова М. Д. Проблема компетентностного подхода в образовании // Интеграция образования. – 2007. – № 2 (47). – С. 32–35. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11658689
  4. Истомина В. В. Влияние активных форм обучения на воспитание профессионально значимых качеств личности будущих бакалавров профессионального обучения вузе // Вестник Челябинской государственной агроинженерной академии. – 2013. – Т. 63. – С. 172–180. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21025529
  5. Любимов Л. Л. Книга, в которой нуждается каждая школа Рецензия на книгу: А. А. Леонтьев. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 232–239. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053456
  6. Попова Е. А., Шеина М. В. Учеба в сильной школе – гарантия высоких академических результатов в вузе? // Вопросы образования. – 2017. – № 1. – С. 128–157. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28879311 DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-1-128-157
  7. Рихтер Т. В. Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 22. – С. 254–256. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25021220
  8. Павлов А. А. Современные методики формирования и оценки компетенций персонала компании // Вестник Международного института экономики и права. – 2011. – № 1 (2). – С. 72–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28390886
  9. Старкова А. А. Применение практико-ориентированных и активных форм контроля знаний, умений и навыков студентов в обучении // Региональное образование: современные тенденции. – 2018. – № 1 (34). – С. 128–133. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32620148  
  10. Чепуренко А. Ю. Как и зачем обучать студентов предпринимательству: полемические заметки // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 248–276. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30053458  
  11. Юдалевич Н. В. Тенденции развития современных средств интерактивного взаимодействия в образовательном процессе // Бизнес-образование в экономике знаний. – 2017. – № 2 (7). – С. 131–134. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29094135  
  12. Brown C. P., Weber N. B. Struggling to Overcome the State’s Prescription for Practice: A Study of a Sample of Early Educators’ Professional Development and Action Research Projects in a High-Stakes Teaching Context // Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 67, Issue 3. – P. 183–202. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487116636452  
  13. Cheng M. H. M., Wan Z. H. Unpacking the paradox of Chinese science learners: insights from research into Asian Chinese school students’ attitudes towards learning science, science learning strategies, and scientific epistemological views // Studies in Science Education. – 2016. – Vol. 52, Issue 1. – P. 29–62. DOI: https://doi.org/10.1080/03057267.2015.1112471  
  14. Crisp G., Taggart A., Nora A. Undergraduate Latina/o Students: A Systematic Review of Research Identifying Factors Contributing to Academic Success Outcomes // Review of Educational Research. – 2015. – Vol. 85, Issue 2. – P. 249–274. DOI: http://doi.org/10.3102/0034654314551064
  15. Cozar-Gutierrez R., Saez-Lopez J. M. Game-based learning and gamification in initial teacher training in the social sciences: an experiment with MinecraftEdu // International Journal of Educational Technology in Higher Education. – 2016. – Vol. 13. – P. 2. DOI: http://doi.org/10.1186/s41239-016-0003-4
  16. Deterding N. M., Pedulla D. S. Educational Authority in the ‘‘Open Door’’ Marketplace: Labor Market Consequences of For-profit, Nonprofit, and Fictional Educational Credentials // Sociology of Education. – 2016. – Vol. 89, Issue 3. – P. 155–170. DOI: https://doi.org/10.1177/0038040716652455  
  17. Doe P. F., Oppong E. A., Sarfo J. O. Students` demographic, academic characteristics and performance in registered general nurshing licensing examination in Ghana // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7, Issue 1. – P. 73–81. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32750440  DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.1.73  
  18. Kennedy M. Parsing the Practice of Teaching // Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 67, Issue 1. – P. 6–17. DOI: http://doi.org/10.1177/0022487115614617  
  19. Kliziene I., Klizas S., Cizauskas G., Sipaviciene S. Effects of a 7-month Exercise Intervention Programme on the Psychosocial Adjustment and Decrease of Anxiety Among Adolescents // European Journal of Contemporary Education. – 2018. – Vol. 7, Issue 1. – P. 127–136. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32750444  DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2018.1.127
  20. Koellner K., Jacobs J. Distinguishing Models of Professional Development: The Case of an Adaptive Model’s Impact on Teachers’ Knowledge, Instruction, and Student Achievement // Journal of Teacher Education. – 2015. – Vol. 66, Issue 1. – P. 51–67. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487114549599
  21. König J., Lammerding S., Nold G., Rohde A., Strauß S., Tachtsoglou S. Teachers’ Professional Knowledge for Teaching English as a Foreign Language: Assessing the Outcomes of Teacher Education // Journal of Teacher Education. – 2016. – Vol. 67, Issue 4. – P. 320–337. DOI: https://doi.org/10.1177/0022487116644956  
  22. Korpershoek H., Harms T., de Boer H., van Kuijk M., Doolaard S. A Meta-Analysis of the Effects of Classroom Management Strategies and Classroom Management Programs on Students’ Academic, Behavioral, Emotional, and Motivational Outcomes // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 3. – P. 643–680. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654315626799
  23. Martin T., Baker Peacock S., Ko P., Rudolph J. J. Changes in Teachers’ Adaptive Expertise in an Engineering Professional Development Course // Journal of Pre-College Engineering Education Research (J-PEER). – 2015. – Vol. 5, Issue 2. – Article 4. DOI: https://doi.org/10.7771/2157-9288.1050   
  24. Prada R., Prendinger H., Yongyuth P., Nakasoneb A., Kawtrackulc A. AgriVillage: A Game to Foster Awareness of the Environmental Impact of Agriculture // Computers in Entertainment (CIE) – Theoretical and Practical Computer Applications in Entertainment. – 2014. – Vol. 12 (2). – Article No. 3. DOI: https://doi.org/10.1145/2701657.2633417
Дата публикации 31.12.2018