Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.5, С.143-157
УДК: 
316.74:378.015.2–0.43.86

Формирование нового антропологического проекта современного образования в контексте неклассической философии

Брылина И. В. 1 (Томск, Россия)
1 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Исследуется проблема переоценки западноевропейского классического наследия философией образования. Цель исследования – выявить потенциал неклассической философии к формированию нового антропологического проекта современного образования.
Методология. В статье использованы методы анализа и синтеза при исследовании генезиса и эволюции образования в разные исторические эпохи: от Античности до наших дней. Метод сравнительного анализа применен к сопоставлению и выявлению различий антропологических проектов классической и неклассической философии как способах связи человека и образования. Эксплицированы категории «заботы о себе» Платона и «техник себя» М. Фуко. На основе неклассической методологии (принципов системности, самоорганизации и саморазвития) выявлены тенденции и потенциал современного образования в формировании актуальных качеств обучающегося.
Результаты. Обоснована связь эволюции человека с трансформацией образования. Проанализирована смена антропологических проектов в контексте эволюции образования от Античности до наших дней. Проведено сравнение античной практики «заботы о себе» Платона и «техник себя» М. Фуко.
Заключение. Сделан вывод, что новый антропологический проект отличается от классического проекта, в основание которого было положено «восхождение» к единой форме, идеалу, образцу, норме, смыслу, истине (Эйдос – Бог – Красота – Опыт – Рацио – Воля) тем, что в условиях изменчивости, неопределенности бытия отсутствует единый идеал, готовая форма, а основным антропологическим ориентиром современного образования становится стратегия самоопределения, саморазвития, самосозидания обучающегося.

Ключевые слова: 

эволюция человека; философия образования; эволюция образования; трансформация образования; новый антропологический проект; самоопределение; самосозидание.

Список литературы: 
  1. Бауман З. Текучая современность: монография / пер. с англ. С. А. Комарова. – М.: Питер, 2008. – 238 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19650047
  2. Барнетт Р. Осмысление университета // Alma Mater (Вестник высшей школы). – 2008. – № 6. – С. 46–57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11582781
  3. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну: монография. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20241833
  4. Ardashkin I. B. Philosophy of Education as a Social Development Factor: World Trends and Prospects for Russia // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – Р. 277–286. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.524 
  5. Rogobete S. E. The Self, Technology and the Order of Things: In Dialogue with Heidegger, Ellul, Foucault and Taylor // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 183. – Р. 122–128. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.04.854
  6. Cristian I. Foucault's Idea of Philosophy as “Care of the Self”: Critical Assessment and Conflicting Metaphilosophical Views // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – Vol. 71. – Р. 76–85. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.01.011 
  7. Hrbackova K.,  Suchankova E. Self-Determination Approach to Understanding of Motivation in Students of Helping Professions // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 217. – P. 688–696. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.02.120
  8. Gonzalez-Cutre D., Sicilia A., Sierra A. C., Ferriz R., Hagger M. S. Understanding the need for novelty from the perspective of self-determination theory // Personality and Individual Differences. –  2016. –  Vol. 102. –  P. 159–169. DOI:  https://doi.org/10.1016/j.paid.2016.06.036 
  9. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. – New York: The Guilford Press, 2017. –  756 p. URL: https://searchworks.stanford.edu/view/11966826
  10.  Deci E. L., Olafsen A. H., Ryan R. M. Self-Determination Theory in Work Organizations: The State of a Science // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. – 2017. – Vol. 4. – P. 19–43. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev-orgpsych-032516-113108  
  11. Аванесов С. С. Самореализация и самосозидание // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2009. – № 2 (6). – C. 133–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11968237
  12. Завьялов Б. М. Антропологический проект Платона в современной практике философского образования // Человек. Культура. Образование. – 2013. – № 1. – С. 12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21116265
  13. Сапогова Е. Е. «Забота о себе»: автопостроение жизни как смысловой системы // Вестник гуманитарного образования. – 2015. – № 3. – С. 49–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26552350
  14. Розин В. М. Концепция «заботы о себе»: философская, научная, художественная и авторская версии // Культура и искусство. – 2017. – № 7. – С. 50–56. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29809825
  15. Красиков В. И.  Рефлексирующее воспоминание в формировании «Я» // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2017. – № 39. – C. 22–29. DOI: https://elibrary.ru/item.asp?id=30715382
  16. Петрова Г. И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2009. – № 2. – С. 136–143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11968238
  17. Вишневский Ю. Р., Вишневский С. Ю. Идеи М. Фуко об образовании как социальном институте // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2015. – № 2 (35). – С. 25–32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24380799
  18. Petrova G. I., Gural A. K., Brylina I. V., Kornienko A. A., Stupnikova O. B. “The Care of the Self” Practice in a Contemporary Culture // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences (EpSBS). – 2016. – Vol. XIX. – P. 666–673. DOI:  http://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.01.88
  19. Ямпольская Л. И. Концептуализация классической «Идеи университета» в неклассическом варианте: монография. – Томск: CTT, 2014. – 228 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22947175
  20. Боровинская Д. Н. Креативно-информационная модель человека: философский анализ социальных взаимосвязей: монография. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2010. – 125 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19669521
  21. Petrova G., Smokotin V., Brylina I., Kornienko Al., Kornienko An., Nikitina Y., Kachalov N. A Comparative Analysis of Classical and Postmodern Views on the Idea of a University // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 469–473. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.085 
  22. Kazarina L.,  Itsenko I. Research Competencies Condition Assessment of Pupils from Humanitarian-oriented Classes of Comprehensive School // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 342–347. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.062
  23. Karpov A. O. Dissonance tolerance as a new principle of the cross-cultural sustainability // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2017. –  Vol. 237. – P. 723–730. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2017.02.113
  24. Боровинская Д. Н.  Креативное мышление: основные направления исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2017. – № 40. – C. 22–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30778979
  25. Petrova G. I., Brylina I. V., Kulizhskaya E. G., Bogoryad N. V. Corporate culture of contemporary research university in search of complementarity of humanitarian and commercial principles in education (Russian context) // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166.  – P. 505–510. DOI:  http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.562 
  26. Petrova G.,  Gural S., Brylina I.,Kornienko Al.,  Kornienko An.Nikitina U., Kachalov NHumanitarian Meaning of University Professional Education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 206. – P. 455–458. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.10.082 
  27. Anikina E., Ivankina L., Tumanova I. Human Well-being and Educational Investment Efficiency // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 166. – P. 48–52. DOI:  http://dx.doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.481
Дата публикации 31.10.2018