Science for Education Today, 2019, Т. 9, № 2, С. 200–214
УДК: 
37.013.43

Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования

Уайханова М. А. 1 (Павлодар, Казахстан), Ушакова Н. М. 1 (Павлодар, Казахстан)
1 Павлодарский государственный университет имени Султанмахмута Торайгырова
Аннотация: 

Проблема и цель. В статье обсуждается проблема становления человека в терминах развития ценностно-смысловой сферы личности с позиций культурологического подхода к образованию. В связи с этим цель статьи – определить особенности развития культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования.
Методология. Методологической основой исследования стал культурологический подход в образовании. Методы исследования включают анализ научной литературы по проблеме работы, анкетирование, наблюдение, изучение продуктов деятельности учащихся, анализ и научная интерпретация собранных данных, констатирующий, формирующий, контрольный педагогический эксперимент.
Результаты. В ходе исследования была дана характеристика основных линий развития опыта ценностно-смыслового отношения к себе и миру личности в процессе обучения и связанных с ними критериев степени его сформированности. Авторы пришли к мнению, что образование, ориентированное на развитие опыта эмоционально-ценностного отношения личности к миру и себе, формирует культурологическую позицию личности, в структуре которой выделяются ценностно-смысловой, ценностно-деятельностный, эмоционально-ценностный компоненты. Развитие культурологической позиции личности происходит в течение всей жизни под воздействием различных факторов, к одному из них относится процесс обучения, во временном периоде которого возможно выделить основные линии развития опыта ценностно-смыслового отношения к себе и миру личности в аспекте возраста и в аспекте понимания социокультурных ситуаций, которые должны учитываться в процессе обучения.
Заключение. Авторами делаются выводы об особенностях развития культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования.

Ключевые слова: 

культурологическая позиция личности; критерии сформированности позиции; культурологический подход; эмоционально-ценностное отношение; ценностно-смысловая сфера; развитие личности.

URL WoS/RSCI: https://www.webofscience.com/wos/rsci/full-record/RSCI:38191474

Процентиль актуальности SciVal: 98.337 Critical Race Theory | Testimonio | Intercultural Education

https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85065966061&origin=...

Nurturing cultural attitudes within the framework of multicultural education

Библиографическая ссылка:
Уайханова М. А., Ушакова Н. М. Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования // Science for Education Today. – 2019. – № 2. – С. 200–214. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.14
Список литературы: 
  1. Ladson-Billings G. Toward a theory of culturally relevant pedagogy // American Educational Research Journal. – 1995. – Vol. 32, Issue 3. – P. 465–491. DOI: https://doi.org/10.3102/00028312032003465
  2. Янутш О. А. Тенденции развития культурных индустрий в сфере образования // Интеграция образования. – 2015. – Т. 19, № 2. – С. 126–131. DOI: https://doi.org/10.15507/Inted.079.019.201502.126 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25015021
  3. Aronson B., Laughter J. The theory and practice of culturally relevant education: A Synthesis of Research Across Content Areas // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 1. – P. 163–206. DOI:https://doi.org/10.3102/0034654315582066
  4. Bal A., Trainor A. A. Culturally responsive experimental intervention studies: The Development of a Rubric for Paradigm Expansion // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 2. – P. 319–359. DOI:https://doi.org/10.3102/0034654315585004
  5. Цирульников А. М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 260–275. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26636953  
  6. Oberle E., Domitrovich C. E., Meyers D. C., Weissberg R. P. Establishing systemic social and emotional learning approaches in schools: A framework for schoolwide implementation // Cambridge Journal of Education. – 2016. – Vol. 46, Issue 3. – P. 277–297. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2015.1125450
  7. Domitrovich C. E., Durlak J. A., Staley K. S., Weissberg R. P. Social-emotional competence: An essential factor for promoting positive adjustment and reducing risk in school children // Child Development. – 2017. – Vol. 88, Issue 2. – P. 408–416. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12739  
  8. Uaikhanova M. A., Ushakova N. M. Value orientations of a modern school teacher of the Republic of Kazakhstan // Man in India. – 2017. – Vol. 97, Issue 25. – P. 285–301. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35713689
  9. Nucci L., Creane M. W., Powers D. W. Integrating moral and social development within middle school social studies: A social cognitive domain approach // Journal of Moral Education. – 2015. – Vol. 44, Issue 4. – P. 479–496. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2015.1087391
  10. Schwarz-Franco O. Touching the challenge: Embodied solutions enabling humanistic moral education // Journal of Moral Education. – 2016. – Vol. 45, Issue 4. – P. 449–464. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1230052
  11. Nishino M. The challenge of developing meaningful curriculum initiatives for moral education in Japan // Journal of Moral Education. – 2017. – Vol. 46, Issue 1. – P. 46–57. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1276438
  12. McCarty T., Lee T. Critical culturally sustaining/ revitalizing pedagogy and indigenous education sovereignty // Harvard Educational Review. – 2014. – Vol. 84, № 1. – P. 101–124. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.84.1.q83746nl5pj34216
  13. Waitoller F. R., King Thorius K. A. Cross-pollinating culturally sustaining pedagogy and universal design for learning // Harvard Educational Review. – 2016. – Vol. 86, № 3. – P. 366–389. DOI:https://doi.org/10.17763/1943-5045-86.3.366
  14. Khalifa M. A., Gooden M. A., Davis J. E. Culturally responsive school leadership: A Synthesis of the Literature // Review of Educational Research. – 2016. – Vol. 86, Issue 4. – P. 1272–1311. DOI: https://doi.org/10.3102/0034654316630383
  15. Halstead J. M. Is moral education working? Extracts from the diary of a twenty-first century moral educator // Journal of Moral Education. – 2011. – Vol. 40, Issue 3. – P. 339–347. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2011.596335
  16. Durlak J. A. Programme implementation in social and emotional learning: basic issues and research findings // Cambridge Journal of Education. – 2016. – Vol. 46, Issue 3. – P. 333–345. DOI: https://doi.org/10.1080/0305764X.2016.1142504
  17. Paris D. Сulturally sustaining pedagogy: A needed change in stance, terminology, and practice // Educational Researcher. – 2012. – Vol. 41, Issue 3. – P. 93–97. DOI: https://doi.org/10.3102/0013189X12441244
  18. Paris D., Alim H. S. What are we seeking to sustain through culturally sustaining pedagogy? // Harvard Educational Review. – 2014. – Vol. 84, № 1. – P. 85–100. DOI: https://doi.org/10.17763/haer.84.1.982l873k2ht16m77
  19. Dugas D. Group dynamics and individual roles: A differentiated approach to social-emotional learning // The Clearing House: A Journal of Educational Strategies, Issues and Ideas. – 2017. – Vol. 90, Issue 2. – P. 41–47. DOI: https://doi.org/10.1080/00098655.2016.1256156
  20. Taylor R. D., Oberle E., Durlak J. A., Weissberg R. P. Promoting positive youth development through school-based social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects // Child Development. – 2017. – Vol. 88, Issue 4. – P. 1156–1171. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12864
  21. Coelho V. A., Sousa V. Differential effectiveness of a middle school social and emotional learning program: Does setting matter? // Journal of Youth and Adolescence. – 2018. – Vol. 47, Issue 9. – P. 1978–1991. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-018-0897-3
  22. Davies S., Rizk J. The three generations of cultural capital research: a narrative review // Review of Educational Research. – 2018. – Vol. 88, Issue 3. – P. 331–365. DOI:https://doi.org/10.3102/0034654317748423
  23. Greenberg M. T., Domitrovich C. E., Weissberg R. P., Durlak J. A. Social and emotional learning as a public health approach to education // The Future of Children. – 2017. – Vol. 27, № 1. – P.  13–32. URL: https://www.jstor.org/stable/44219019
  24. Lovat T. Values education as good practice pedagogy: Evidence from Australian empirical research // Journal of Moral Education. – 2017. – Vol. 46, Issue 1. – P. 88–96. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1268110
  25. Portnow S., Downer J. T., Brown J. Reductions in aggressive behavior within the context of a universal, social emotional learning program: Classroom- and student-level mechanisms // Journal of School Psychology. – 2018. – Vol. 68. – P. 38–52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jsp.2017.12.004  
  26. Эвнина К. Ю. Позитивные феномены в ценностно-смысловой сфере личности // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. – С. 524. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285878
Дата публикации 30.04.2019