Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 4, С. 204–216
УДК: 
378.14.015.62

Формирование лингвокультурной личности будущего педагога в образовательной среде вуза [In English]

Мардахаев Л. В. 1 (Москва, Россия), Егорычев А. М. 1 (Москва, Россия), Варламова Е. Ю. 2 (Чебоксары, Россия), Костина Е. А. 3 (Новосибирск, Россия)
1 Российский государственный социальный университет
2 Чувашский государственный педагогический университет
3 Новосибирский государственный педагогический университет
Аннотация: 

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме развития свойств и качеств, характеризующих лингвокультурную личность будущего педагога. Исследование направлено на определение личностных качеств, характеризующих способности осуществлять иноязычную коммуникацию и образовательную деятельность с учётом культурных особенностей среды и собеседников (обучающихся).
Методология. Методология исследования основана на теоретическом анализе результатов научных работ, посвящённых изучению образовательной среды, её влиянию на личностное развитие будущего педагога. Для выделения главных особенностей разработанной образовательной технологии использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа литературных источников и нормативных документов, наблюдения образовательного процесса по иноязычной профессиональной подготовке будущих педагогов.
Результаты. Востребованность лингвокультурной личности в поликультурном социуме обусловливает её рассмотрение в качестве объекта и субъекта образовательного процесса вуза. При этом важным является положение о сохранении лингвокультурной личностью своей этнической и национальной идентичности. Выявлена сущность лингвокультурной личности будущего педагога; охарактеризовано её содержание с позиций объекта и субъекта образовательного процесса; определены проявления сформированных качеств и способностей лингвокультурной личности будущего педагога в иноязычной межкультурной коммуникации и профессиональной деятельности.
Проведённая работа стала основой для разработки образовательной технологии, нацеленной на развитие качеств лингвокультурной личности будущего педагога. В исследовании определены основные черты разработанной образовательной технологии, внедряемой в образовательный процесс вуза с целью оказания воздействия на формирование лингвокультурной личности будущего педагога.
Заключение. Авторы приходят к заключению о том, что в иноязычной профессиональной подготовке студентов необходимо ориентироваться на требования к личности будущего педагога, сформированнности качеств, характеризующих его как лингвокультурную личность. Направленность процесса на решение задач развития именно таких качеств позволит усилить образовательное воздействие на формирование готовности будущего педагога к осуществлению иноязычной межкультурной и профессиональной коммуникации с учётом культурного фактора, с сохранением социокультурной позиции представителя своего народа.

Ключевые слова: 

лингвокультурная личность педагога; полиязыковая личность; образовательный процесс; образовательная среда; иноязычная профессиональная подготовка; образовательная технология; социокультурная позиция личности; межкультурная коммуникация; этническая (национальная) идентификация

97.477 Self-initiated Expatriates | International Assignments | Cultural Intelligence

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Development of linguo-cultural personality of future teachers within the educational environment of higher educational institutions

Библиографическая ссылка:
Мардахаев Л. В., Егорычев А. М., Варламова Е. Ю., Костина Е. А. Формирование лингвокультурной личности будущего педагога в образовательной среде вуза [In English] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 4. – С. 204–216. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1804.13
Список литературы: 
  1. Barker G. G. Cross-Cultural Perspectives on Intercultural Communication Competence // Journal of Intercultural Communication Research. – 2016. – Vol. 45 (1). – P. 13–30. DOI: https://doi.org/10.1080/17475759.2015.1104376
  2. Bartlett L. Bilingual literacies, social identification, and educational trajectories // Linguistics and Education. – 2007. – Vol. 18, Issue 3-4. – P. 215–231. DOI: https://doi.org/10.1016/j.linged.2007.07.005
  3. Behrnd V., Porzelt S. Intercultural competence and training outcomes of students with experiences abroad // International Journal of Intercultural Relations. – 2012. – Vol. 36 (2). – P. 213–223. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2011.04.005
  4. Bogomaz S., Kozlova N., Atamanova I. University Students’ Personal and Professional Development: The Socio-Cultural Environment Effect // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 214. – P. 552–558. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.759
  5. Dippelhofer-Stiem B. How to measure university environment? Methodological implications and some empirical findings // Higher Education. – 1986. – Vol. 15 (5). – P. 475–495. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00131822
  6. Egorychev A. M., Mardahaev L. V., Rybakova A. L., Fomina S. N., Sizikova V. V. Society and education in the early of XXIth century: integration of tradition and innovation // Journal of advanced research in law and economics. – 2014. – Vol. 5 (2). – P. 82–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24047809
  7. Haritatos J., Benet-Martínez V. Bicultural identities: The interface of cultural, personality, and socio-cognitive processes // Journal of Research in Personality. – 2002. – Vol. 36, Issue 6. – P. 598–606. DOI: https://doi.org/10.1016/S0092-6566(02)00510-X
  8. Hutchinson L. Educational Environment // BMJ. – 2003. – Vol. 326. – P. 810. DOI: https://doi.org/10.1136/bmj.326.7393.810
  9. Jaleniauskiene E., Juceviciene P. Reconsidering University Educational Environment for the Learners of Generation Z // Social Sciences. – 2015. – Vol. 88, № 2. – P. 38–53. DOI: https://doi.org/10.5755/j01.ss.88.2.12737
  10. Kaiser T., Schneickert C. Cultural participation, personality and educational inequalities // Sociological Research Online. – 2016. – Vol. 21, Issue 3. – P. 1–16. DOI: https://doi.org/10.5153/sro.4063
  11. Kayumova L. R., Zakirova V. G. Educational environment risks: Problems of identification and classification // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – Vol. 11, Issue 6. – P. 1013–1019. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2016.370a
  12. Magala S. Cross-Cultural Competence. – London: Routledge, 2005. – 252 p. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203695494
  13. Mikhaylov N. S. International Business Students’ Cross-Cultural Competence Development: The Influence of the Educational Environment // SAGE Open. – 2014. – Vol. 4, Issue 4. – P. 1–15. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244014564352
  14. Richards K., Simpson A. What is Multi Cultural Education? // Early Years. – 1984. – Vol. 4, Issue 2. – P. 46–51. DOI: https://doi.org/10.1080/0957514840040208
  15. Smith W. C., Fraser P., Chykina V., Ikoma S., Levitan J., Liu J., Mahfouz J. Global citizenship and the importance of education in a globally integrated world // Globalisation, Societies and Education. – 2017. – Vol. 15 (5). – P. 648–665. DOI: https://doi.org/10.1080/14767724.2016.1222896
  16. Watson K. Educational Policies in Multi-Cultural Societies // Comparative Education. – 1979. – Vol. 15, Issue 1. – P. 17–31. DOI: https://doi.org/10.1080/0305006790150104
  17. Wilson J., Ward C., Fischer R. Beyond Culture Learning Theory: What Can Personality Tell Us About Cultural Competence? // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2013. – Vol. 44, Issue 6. – P. 900–927. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022113492889
  18. Wolff F., Borzikowsky C. Intercultural Competence by International Experiences? An Investigation of the Impact of Educational Stays Abroad on Intercultural Competence and Its Facets // Journal of Cross-Cultural Psychology. – 2018. – Vol. 49 (3). – P. 488–514. DOI: https://doi.org/10.1177/0022022118754721
  19. Yueqin H. A. N. Research on Fostering Intercultural Communication Competence of Foreign Language Learners // Cross-Cultural Communication. – 2013. – Vol. 9, № 1. – P. 5–12. DOI: https://doi.org/10.3968/j.ccc.1923670020130901.2890
  20. Yunlong H. Constructing Intercultural Communicative Competence Framework for English Learners. Background and development of intercultural communicative competence // Cross-Cultural Communication. – 2014. – Vol. 10, № 1. – P. 97–101. URL: http://cscanada.net/index.php/ccc/article/viewFile/j.ccc.1923670020141001.3970/5623
  21. Башиева С. К., Дохова З. Р., Шогенова М. Ч. Специфика формирования языковой личности россиянина в поликультурном контексте // Научная мысль Кавказа. – 2013. – № 4 (76). – С. 90. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21143050
  22. Сидорова Н. А. Монолингвальная среда – поликультурная проблема // Вестник МНЭПУ. – 2015. – Т. 7. – С. 357–361. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27389281
  23. Шапошникова Т. Д., Якушкина М. С. Поликультурное образование как фактор развития гражданского общества // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 6. – С. 3–6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16338160
Дата публикации 31.08.2018