Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, No.6, С.23-40
УДК: 
372.881.111.1

Условия реализации языковой подготовки учителей-биологов в Казахстане [In English]

Тажигулова Г. О. 1 (Караганда, Казахстан), Асанова Д. Н. 1 (Караганда, Казахстан), Утеубаева Э. А. 1 (Караганда, Казахстан), Мекежанова А. Б. 1 (Караганда, Казахстан), Тлеужанова Г. К. 1 (Караганда, Казахстан)
1 Карагандинский государственный университет им. Е.А.Букетова
Аннотация: 

Проблема и цель. Происходящие изменения в системе образования Казахстана, в частности обновление содержания школьного образования, актуализировали проблему языковой подготовки будущих учителей-предметников, которые ведут школьные дисциплины на английском языке. Цель исследования заключается в выявлении организационно-педагогических условий, требуемых для реализации языковой подготовки будущих учителей биологии в условиях обновленного содержания школьного образования.
Методология. Исследование проводилось путем анализа и обобщения научно-теоретических источников по теме исследования, нормативных документов по организации языковой подготовки студентов специальности «Биология», анализа и систематизации эмпирического материала на основе интервьюирования учителей, преподающих профильные предметы на английском языке, а также студентов специальности «Биология».
Результаты. Авторами был определен ряд организационно-педагогических условий, необходимых для эффективной языковой подготовки будущих учителей биологии в условиях обновления содержания школьного образования. В ходе анализа результатов проведенного интервью авторами были выявлены основные проблемы организации языковой подготовки будущих школьных учителей-предметников, среди которых доминантой являются недостаточная языковая готовность и недостаточность соответствующей учебно-методической базы.
Заключение. Обобщаются организационно-педагогические условия языковой подготовки будущих учителей биологии в условиях обновленного содержания школьного образования, реализация которых в полной мере повлияет на эффективность языковой подготовки будущих учителей биологии. К ним необходимо относить соответствующую нормативно-методическую документацию и учебно-методическое оснащение по биологии, профессионально-ориентированную направленность, наличие единой интерпретации понятия «иноязычная профессиональная компетенция», готовность вести занятия на иностранном языке и заниматься исследовательской деятельностью, создание соответствующей образовательной среды.

Ключевые слова: 

языковая подготовка; естественно-научное направление; трехъязычное образование; образовательный процесс; иноязычная профессиональная компетенция; нормативно-методическое обеспечение; профессионально-ориентированная направленность.

Список литературы: 
  1. Uffelmann D. Post-Russian Eurasia and the proto-Eurasian usage of the Runet in Kazakhstan: A plea for a cyberlinguistic turn in area studies // Journal of Eurasian Studies. – 2011. – Vol. 2, Issue 2. – P. 172–183. DOI: https://doi.org/10.1016/j.euras.2011.03.008
  2. Dmitrichenkova S. V., Сhauzova V. A., Malykh E. A. Foreign language training of IT-students with the programme "Translator in the Directions and Specialties of Engineering Faculty" // Procedia Computer Science. – 2017. – Vol. 103. – P. 577–580. DOI: https://doi.org/10.1016/j.procs.2017.01.067
  3. Gaipov D., Yaylaci Y., Çiğ K., Guvercin S. Formation of Multilingual Educational System in Kazakhstan: Kazakh-Turkish High Schools // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2013. – № 103. – P. 416–424. DOI: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.10.355
  4. Perna L. W., Orosz K., Jumakulov Z. Understanding the human capital benefits of a government-funded international scholarship program: An exploration of Kazakhstan’s Bolashak program // International Journal of Educational Development. – 2015. – Vol. 40. – P. 85–97. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.12.003
  5. Vitchenko O. Introducing CLIL in Kazakhstan: Researching Beliefs and Perceptions of University Stakeholders // Electronic Journal of Foreign Language Teaching. – 2017. – Vol. 14, № 1. – P. 102–116. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=31039065
  6. Cross R. Language and content ‘integration’: the affordances of additional languages as a tool within a single curriculum space // Journal of Curriculum Studies. – 2016. – Vol. 48, № 3. – P.  388–408. DOI: https://doi.org/10.1080/00220272.2015.1125528 
  7. Roussel S., Joulia D., Tricot A., Sweller J. Learning subject content through a foreign language should not ignore human cognitive architecture: A cognitive load theory approach // Learning and Instruction. – 2017. – Vol. 52. – P. 69–79. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.learninstruc.2017.04.007
  8. Perez A., Lorenzo F., Pavon V. European bilingual models beyond lingua franca: key findings from CLIL French programs // Language Policy. – 2016. – Vol. 15, Issue 4. – P. 485–504. DOI: https://doi.org/10.1007/s10993-015-9386-7
  9. Arnó-Macià E., Mancho-Barés G. The role of content and language in content and language integrated learning (CLIL) at university: Challenges and implications for ESP // English for Specific Purposes. – 2015. – Vol. 37. – P. 63–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.esp.2014.06.007
  10. Fenton-Smith B., Humphreys P., Walkinshaw I., Michael R., Lobo A. Implementing a university-wide credit-bearing English language enhancement programme: issues emerging from practice // Studies in Higher Education. – 2017. – Vol. 42, Issue 3. – P. 463–479. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2015.1052736
  11. Izquierdo N. B., Sanz Trigueros F. J., Quindos M. T. C., Alario Trigueros A. I. SciencePro Project: Towards Excellence in Bilingual Teaching // Estudios Sobre Education. – 2016. – Vol. 31. – P. 159–175. DOI: https://doi.org/10.15581/004.31.159-175   
  12. Freeman D. The Case for Teachers’ Classroom English Proficiency //Regional Language Centre Journal. – 2017. – Vol. 48, Issue 1. – P. 31–52. DOI: https://doi.org/10.1177/0033688217691073
  13. Short D. J. How to Integrate Content and Language Learning Effectively for English Language Learners // Eurasia Journal of Mathematics Science and Technology Education. – 2017. – Vol. 13. – P. 4237–4260. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.00806a
  14. Cervetti G. N., Kulikowich J. M., Bravo M. A. The effects of educative curriculum materials on teachers’ use of instructional strategies for English language learners in science and on student learning // Contemporary Educational Psychology. – 2015. – Vol. 40. – P. 86–98. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cedpsych.2014.10.005
  15. Kovalyova Yu. Yu., Soboleva A. V., Kerimkulov A. T. Project Based Learning in Teaching Communication Skills in English as a Foreign Language to Engineering Students // International Journal of Emerging Technologies in Learning. – 2016. – Vol. 11, № 4. – P. 153–156. DOI: http://dx.doi.org/10.3991/ijet.v11i04.5416
  16. Севостьянов Д. А. Противоречие как основа современных образовательных технологий // Вестник педагогических инноваций. – 2014. – № 2. – С. 32–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25292487
  17. Schonrock-Adema J., Bouwkamp-Timmer T., van Hell E. A., Cohen-Schotanus J. Key elements in assessing the educational environment: where is the theory? // Advances in Health Sciences Education. – 2012. – Vol. 17, Issue 5. – P. 727–742. DOI: https://doi.org/10.1007/s10459-011-9346-8
  18. Sadler T. D. “I Won’t Last Three Weeks”: Preservice Science Teachers Reflect on Their Student-Teaching Experiences // Journal of Science Teacher Education. – 2006. – Vol. 17, № 3. – P. 217–241. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-005-9004-1
  19. Ponomarenko L. N., Zlobina I. S., Galitskih E. O., Rublyova O. S. Formation of the Foreign Language Discursive Competence of Pedagogical Faculties Students in the Process of Intercultural Dialogue // European Journal of Contemporary Education. –2017. – Vol. 6, № 1. – P. 89–99. DOI: https://doi.org/10.13187/ejced.2017.1.89 
  20. Безукладников К. Э., Новоселов М. Н. Формирование лингвострановедческой компетенции полилингвальной и поликультурной личности будущего учителя в профессионально-ориентированном иноязычном пространстве // Педагогическое образование и наука. – 2012. – № 12. – C. 39–43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19394227 
  21. Al-Issa A. S. M. Qualities of the professional English language teacher educator: Implications for achieving quality and accountability // Cogent Education. – 2017. – Vol. 4 (1). – P. 1326652. DOI: https://doi.org/10.1080/2331186X.2017.1326652
  22. Ежова Н. Ф. Исследовательская деятельность студентов юристов на занятиях английского языка // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. – 2017. – T. 18, № 5. – C. 61–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30711752
  23. Безукладников К. Э., Крузе Б. А. Самореализация будущего учителя иностранного языка в логике лингвоинформационного подхода к высшему иноязычному образованию // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 6. – C. 71–75. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17064719
  24. Темиргазина З. К. Полиязычное образование: научно-методические основы создания электронных учебников по биологии на английском языке для школ с русским языком обучения // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 7. – C. 107–110. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24163406
  25. Остроумова Е. Н. Информационно-образовательная среда вуза как фактор профессионально-личностного саморазвития будущего специалиста // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 4. – C. 37–40.  URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15594755
Дата публикации 31.12.2018