Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Проблема и цель. Раскрывается проблема детерминант трудовой деятельности, факторов, которые определяют ее эффективность и надежность, а также обусловленные ей эффекты социального и гуманитарного плана. Цель статьи – выявление и интерпретация основных структурных закономерностей рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве.
Методология. Эмпирическое исследование по выявлению и объяснению зависимости между индивидуальным уровнем развития рефлексивности и эффективностью деятельности руководителя в образовательной организации реализовано на двух основных и взаимодополняющих друг друга уровнях. Во-первых, это реализация аналитического уровня исследования, направленного на выявление эффективности управленческой деятельности в образовательной системе от общего уровня рефлексивности. Во-вторых, это реализация структурного уровня исследования, направленного на выявление особенностей и закономерностей структурной организации рефлексии как комплексной детерминанты управленческой деятельности в условиях образования. На втором из этих уровней применен комплекс основных исследовательских и психодиагностических методик, разработанных в современном метакогнитивизме, а также ряд собственных авторских методик этого плана. Использовался также метод экспертной оценки.
Результаты. Получен ряд новых, не описанных до настоящего времени данных и закономерностей, раскрывающих и объясняющих общую закономерность, состоящую в существовании инвертированной U-образной зависимости (зависимость «типа оптимума») между индивидуальной мерой развития рефлексивности и эффективностью управленческой деятельности в образовании. Показано, что в качестве основного механизма, лежащего в ее основе, выступает закономерная динамика структурной организации самой рефлексивности руководителя в образовательной организации, состоящая в изменении степени интеграции и дифференциации основных метакогнитивных процессов и качеств. Основные результаты представлены в виде структурограмм и графиков.
Заключение. На основе результатов предложена и обоснована общая интерпретация выявленных закономерностей, состоящая в следующем. Все эффекты «организационного» плана и структурообразующего характера являются следствием интегративных механизмов и возникающих при этом синергетических эффектов. Они приводят к формированию особой категории качеств – системных. В результате этого порождаются закономерные эффекты управленческой деятельности руководителя в образовательной организации супераддитивности, смысл которых состоит в «выходе» за пределы простой суммы функциональных возможностей и характеристик самих интегрируемых компонентов.
рефлексивность; управленческая деятельность; образование; интеграция; дифференциация; структурная организация; метакогнитивизм; метакогнитивные качества; индексы структурной организации; эффекты супераддитивности
98.392 Self-Regulated Learning | Metacognition | Computer-Supported Collaborative Learning
https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...
Structural regularities of reflexive determination of management activity in education
- Карпов А. В., Карпов А. А., Субботина Л. Ю. Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 149–175. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.1.10
- Неустроев С. С., Федорчук Ю. М. Формирование системы кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1 (29) – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34973084
- Чемякина А. В.Компенсаторные функции рефлексивности и интернальности в структуре профессионально-негативных качеств личности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (35). – С. 109–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25638407
- Alhaisoni E. Metacognitive Listening Strategies Used by Saudi EFL Medical Students // English Language Teaching. – 2017. – Vol. 10, № 2. – P. 114–122. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v10n2p114
- Anderson L., Hibbert P., Mason K., Rivers C. Management Education in Turbulent Times // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, № 4. – P. 423–440. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918779421
- Anderson M. L., Oates T., Chong W., Perlis D. The metacognitive loop I: Enhancing reinforcement learning with metacognitive monitoring and control for improved perturbation tolerance // Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence. – 2006. – Vol. 18, Issue 3. – P. 387–411. DOI: https://doi.org/10.1080/09528130600926066
- Arrows F. The CAT-FAWN connection: Using metacognition and Indigenous worldview for more effective character education and human survival // Journal of Moral Education. – 2016. – Vol. 45, № 3. – P. 261–275. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1167026
- Bentley G., Pugalis L., Shutt J. Leadership and systems of governance: the constraints on the scope for leadership of place-based development in sub-national territories // Regional Studies. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 194–209. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1181261
- Bhangal S., Cho H., Geisler M. W., Ezequiel M. The prospective nature of voluntary action: Insights from the reflexive imagery task // Review of General Psychology. – 2016. – Vol. 20 (1). – P. 101–117. DOI: https://doi.org/10.1037/gpr0000071
- Braem S., Liefooghe B., De Houwer J., Brass M., Abrahamse E. L. There are limits to the effects of task instructions: Making the automatic effects of task instructions context-specific takes practice // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. – 2017. – Vol. 43 (3). – P. 394–403. DOI: https://doi.org/10.1037/xlm0000310
- Butow P., Ussher J., Kirsten L., Hobbs K., Smith K., Wain G., Sandoval M., Stenlake A. Sustaining Leaders of Cancer Support Groups // Social Work in Health Care. – 2006. – Vol. 42, Issue 2. – P. 39–55. DOI: https://doi.org/10.1300/J010v42n02_03
- Byrne A., Crossan M., Seijts G. The Development of Leader Character Through Crucible Moments // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 2. – P. 265–293. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917717292
- Dinan D. Leadership in the European Council: an assessment of Herman Van Rompuy’s presidency // Journal of European Integration. – 2017. – Vol. 39, Issue 2. – P. 157–173. DOI: https://doi.org/10.1080/07036337.2016.1278442
- Dunbar D. Widening the discussion on HE leadership – leader dispositions and talents // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. – 2016. – Vol. 20, Issue 4. – P. 129–136. DOI: https://doi.org/10.1080/13603108.2016.1158212
- Flaxman P. E., Stride C. B., Söderberg M., Lloyd J., Guenole N., Bond F. W. Relationships between two dimensions of employee perfectionism, postwork cognitive processing, and work day functioning // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2018. – Vol. 27, Issue 1. – P. 56–69. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2017.1391792
- Ghiselli E. E. Intelligence and managerial success // Psychological Reports. – 1963. – Vol. 12, Issue 3. – P. 898–898. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1963.12.3.898
- Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34 (10). – P. 906–911. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
- Hwang A. Online and Hybrid Learning // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 4. – P. 557–563. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918777550
- Hamonniere T., Varescon I. Implication of metacognitive beliefs in addictive behavior: Current knowledge // Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive. – 2018. – Vol. 28, Issue 2. – P. 80–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtcc.2017.11.001
- He L., Standen P., Coetzer A. The perceived personal characteristics of entrepreneurial leaders // Small Enterprise Research. – 2017. – Vol. 24, Issue 2. – P. 97–119. DOI: https://doi.org/10.1080/13215906.2017.1334225
- Hillmann J., Duchek S., Meyr J., Guenther E. Educating Future Managers for Developing Resilient Organizations: The Role of Scenario Planning // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 4. – P. 461–495. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918766350
- Jiang Y., Ma L., Gao L. Assessing teachers’ metacognition in teaching: The Teacher Metacognition Inventory // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 59. – P. 403–413. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.014
- Kallio H., Virta K., Kallio M., Virta A., Hjardemaal F., Sandven J. The Utility of the Metacognitive Awareness Inventory for Teachers among In-Service Teachers // Journal of Education and Learning. – 2017. – Vol. 6, № 4. – P. 78–91. DOI: https://doi.org/10.5539/jel.v6n4p78
- Kotzé M., Nel P. Personal factor effects on authentic leadership // Journal of Psychology in Africa. – 2017. – Vol. 27, Issue 1. – P. 47–53. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2016.1268291
- Kuechler W., Stedham Y. Management Education and Transformational Learning: The Integration of Mindfulness in an MBA Course // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 1. – P. 8–33. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917727797
- Li J., Laurence G. A., Blume B. D. How does supervisor-focused procedural justice explain the effects of person-focused leadership? The moderating role of leader-referenced relational-self // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2018. – Vol. 27, Issue 3. – P. 387–399. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2018.1458713
- Meijer J., Veenman M. V. J., van Hout-Wolters B. Multi-domain, multi-method measures of metacognitive activity: what is all the fuss about metacognition … indeed? // Research Papers in Education. – 2012. – Vol. 27, Issue 5. – P. 597–627. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2010.550011
- Meyer B., Burtscher M. J., Jonas K., Feese S., Arnrich B., Tröster G., Schermuly C. C. What good leaders actually do: micro-level leadership behaviour, leader evaluations, and team decision quality // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2016. – Vol. 25, Issue 6. – P. 773–789. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2016.1189903
- Mkrtchian A., Roiser J. P., Robinson O. J. Threat of shock and aversive inhibition: Induced anxiety modulates Pavlovian-instrumental interactions // Journal of Experimental Psychology: General. – 2017. – Vol. 146 (12). – P. 1694–1704. DOI: https://doi.org/10.1037/xge0000363
- Nicholds A., Gibney J., Mabey C., Hart D. Making sense of variety in place leadership: the case of England’s smart cities // Regional Studies. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 249–259. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1232482
- Pieger E., Bannert M. Differential effects of students' self-directed metacognitive prompts // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 86. – P. 165–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.022
- Ritter B. A., Small E. E., Mortimer J. W., Doll J. L. Designing Management Curriculum for Workplace Readiness: Developing Students’ Soft Skills // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 1. – P. 80–103. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917703679
- Roelle J., Nowitzki C., Berthold K. Do cognitive and metacognitive processes set the stage for each other? // Learning and Instruction. – 2017. – Vol. 50. – P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.11.009
- Spataro S. E., Bloch J. «Can You Repeat That?» Teaching Active Listening in Management Education // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 2. – P. 168–198. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917748696
- Van Buskirk W., London M., Plump C. The Poetic Workspace // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 3. – P. 398–419. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917739051
- Yudkin D. A., Rothmund T., Twardawski M., Thalla N., Van Bavel J. J. Reflexive intergroup bias in third-party punishment // Journal of Experimental Psychology: General. – 2016. – Vol. 145 (11). – P. 1448–1459. DOI: https://doi.org/10.1037/xge0000190