Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 5, С. 209–228
УДК: 
159.95

Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве

Чемякина А. В. 1 (Ярославль, Россия), Перевозкина Ю. М. 2 (Новосибирск, Россия), Карпов А. В. 1 (Ярославль, Россия), Карпов А. А. 1 (Ярославль, Россия)
1 Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Новосибирский государственный педагогический университет"
Аннотация: 

Проблема и цель. Раскрывается проблема детерминант трудовой деятельности, факторов, которые определяют ее эффективность и надежность, а также обусловленные ей эффекты социального и гуманитарного плана. Цель статьи – выявление и интерпретация основных структурных закономерностей рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве.
Методология. Эмпирическое исследование по выявлению и объяснению зависимости между индивидуальным уровнем развития рефлексивности и эффективностью деятельности руководителя в образовательной организации реализовано на двух основных и взаимодополняющих друг друга уровнях. Во-первых, это реализация аналитического уровня исследования, направленного на выявление эффективности управленческой деятельности в образовательной системе от общего уровня рефлексивности. Во-вторых, это реализация структурного уровня исследования, направленного на выявление особенностей и закономерностей структурной организации рефлексии как комплексной детерминанты управленческой деятельности в условиях образования. На втором из этих уровней применен комплекс основных исследовательских и психодиагностических методик, разработанных в современном метакогнитивизме, а также ряд собственных авторских методик этого плана. Использовался также метод экспертной оценки.
Результаты. Получен ряд новых, не описанных до настоящего времени данных и закономерностей, раскрывающих и объясняющих общую закономерность, состоящую в существовании инвертированной U-образной зависимости (зависимость «типа оптимума») между индивидуальной мерой развития рефлексивности и эффективностью управленческой деятельности в образовании. Показано, что в качестве основного механизма, лежащего в ее основе, выступает закономерная динамика структурной организации самой рефлексивности руководителя в образовательной организации, состоящая в изменении степени интеграции и дифференциации основных метакогнитивных процессов и качеств. Основные результаты представлены в виде структурограмм и графиков.
Заключение. На основе результатов предложена и обоснована общая интерпретация выявленных закономерностей, состоящая в следующем. Все эффекты «организационного» плана и структурообразующего характера являются следствием интегративных механизмов и возникающих при этом синергетических эффектов. Они приводят к формированию особой категории качеств – системных. В результате этого порождаются закономерные эффекты управленческой деятельности руководителя в образовательной организации супераддитивности, смысл которых состоит в «выходе» за пределы простой суммы функциональных возможностей и характеристик самих интегрируемых компонентов.

Ключевые слова: 

рефлексивность; управленческая деятельность; образование; интеграция; дифференциация; структурная организация; метакогнитивизм; метакогнитивные качества; индексы структурной организации; эффекты супераддитивности

98.392 Self-Regulated Learning | Metacognition | Computer-Supported Collaborative Learning

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Structural regularities of reflexive determination of management activity in education

Библиографическая ссылка:
Чемякина А. В., Перевозкина Ю. М., Карпов А. В., Карпов А. А. Структурные закономерности рефлексивной детерминации управленческой деятельности в образовательном пространстве // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 5. – С. 209–228. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1805.13
Список литературы: 
  1. Карпов А. В., Карпов А. А., Субботина Л. Ю. Методологические и методические основы исследования метакогнитивных детерминант организации деятельности // Российский психологический журнал. – 2017. – Т. 14, № 1. – С. 149–175. DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.2017.1.10
  2. Неустроев С. С., Федорчук Ю. М. Формирование системы кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. – 2018. – № 1 (29) – С. 5–13. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34973084   
  3. Чемякина А. В.Компенсаторные функции рефлексивности и интернальности в структуре профессионально-негативных качеств личности // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. – 2016. – № 1 (35). – С. 109–113. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25638407
  4. Alhaisoni E. Metacognitive Listening Strategies Used by Saudi EFL Medical Students // English Language Teaching. – 2017. – Vol. 10, № 2. – P. 114–122. DOI: https://doi.org/10.5539/elt.v10n2p114
  5. Anderson L., Hibbert P., Mason K., Rivers C. Management Education in Turbulent Times // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, № 4. – P. 423–440. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918779421
  6. Anderson M. L., Oates T., Chong W., Perlis D. The metacognitive loop I: Enhancing reinforcement learning with metacognitive monitoring and control for improved perturbation tolerance // Journal of Experimental & Theoretical Artificial Intelligence. – 2006. – Vol. 18, Issue 3. – P. 387–411. DOI: https://doi.org/10.1080/09528130600926066
  7. Arrows F. The CAT-FAWN connection: Using metacognition and Indigenous worldview for more effective character education and human survival // Journal of Moral Education. – 2016. – Vol. 45, № 3. – P. 261–275. DOI: https://doi.org/10.1080/03057240.2016.1167026
  8. Bentley G., Pugalis L., Shutt J. Leadership and systems of governance: the constraints on the scope for leadership of place-based development in sub-national territories // Regional Studies. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 194–209. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1181261
  9. Bhangal S., Cho H., Geisler M. W., Ezequiel M. The prospective nature of voluntary action: Insights from the reflexive imagery task // Review of General Psychology. – 2016. – Vol. 20 (1). – P. 101–117. DOI: https://doi.org/10.1037/gpr0000071  
  10. Braem S., Liefooghe B., De Houwer J., Brass M., Abrahamse E. L. There are limits to the effects of task instructions: Making the automatic effects of task instructions context-specific takes practice // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. – 2017. – Vol. 43 (3). – P. 394–403. DOI: https://doi.org/10.1037/xlm0000310
  11. Butow P., Ussher J., Kirsten L., Hobbs K., Smith K., Wain G., Sandoval M., Stenlake A. Sustaining Leaders of Cancer Support Groups // Social Work in Health Care. – 2006. – Vol. 42, Issue 2. – P. 39–55. DOI: https://doi.org/10.1300/J010v42n02_03
  12. Byrne A., Crossan M., Seijts G. The Development of Leader Character Through Crucible Moments // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 2. – P. 265–293. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917717292
  13. Dinan D. Leadership in the European Council: an assessment of Herman Van Rompuy’s presidency // Journal of European Integration. – 2017. – Vol. 39, Issue 2. – P. 157–173. DOI: https://doi.org/10.1080/07036337.2016.1278442
  14. Dunbar D. Widening the discussion on HE leadership – leader dispositions and talents // Perspectives: Policy and Practice in Higher Education. – 2016. – Vol. 20, Issue 4. – P. 129–136. DOI: https://doi.org/10.1080/13603108.2016.1158212
  15. Flaxman P. E., Stride C. B., Söderberg M., Lloyd J., Guenole N., Bond F. W. Relationships between two dimensions of employee perfectionism, postwork cognitive processing, and work day functioning // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2018. – Vol. 27, Issue 1. – P. 56–69. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2017.1391792
  16. Ghiselli E. E. Intelligence and managerial success // Psychological Reports.1963. – Vol. 12, Issue 3. – P. 898–898. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1963.12.3.898
  17. Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: a new area of cognitive-developmental inquiry // American Psychologist. – 1979. – Vol. 34 (10). – P. 906–911. DOI: https://doi.org/10.1037/0003-066X.34.10.906
  18. Hwang A. Online and Hybrid Learning // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 4. – P. 557–563. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918777550
  19. Hamonniere T., Varescon I. Implication of metacognitive beliefs in addictive behavior: Current knowledge // Journal de Thérapie Comportementale et Cognitive. – 2018. – Vol. 28, Issue 2. – P. 80–92. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jtcc.2017.11.001
  20. He L., Standen P., Coetzer A. The perceived personal characteristics of entrepreneurial leaders // Small Enterprise Research. – 2017. – Vol. 24, Issue 2. – P. 97–119. DOI: https://doi.org/10.1080/13215906.2017.1334225
  21. Hillmann J., Duchek S., Meyr J., Guenther E. Educating Future Managers for Developing Resilient Organizations: The Role of Scenario Planning // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 4. – P. 461–495. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562918766350
  22. Jiang Y., Ma L., Gao L. Assessing teachers’ metacognition in teaching: The Teacher Metacognition Inventory // Teaching and Teacher Education. – 2016. – Vol. 59. – P. 403–413. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.07.014
  23. Kallio H., Virta K., Kallio M., Virta A., Hjardemaal F., Sandven J. The Utility of the Metacognitive Awareness Inventory for Teachers among In-Service Teachers // Journal of Education and Learning. – 2017. – Vol. 6, № 4. – P. 78–91. DOI: https://doi.org/10.5539/jel.v6n4p78  
  24. Kotzé M., Nel P. Personal factor effects on authentic leadership // Journal of Psychology in Africa. – 2017. – Vol. 27, Issue 1. – P. 47–53. DOI: https://doi.org/10.1080/14330237.2016.1268291
  25. Kuechler W., Stedham Y. Management Education and Transformational Learning: The Integration of Mindfulness in an MBA Course // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 1. – P. 8–33. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917727797
  26. Li J., Laurence G. A., Blume B. D. How does supervisor-focused procedural justice explain the effects of person-focused leadership? The moderating role of leader-referenced relational-self //  European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2018. – Vol. 27, Issue 3. – P. 387–399. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2018.1458713
  27. Meijer J., Veenman M. V. J., van Hout-Wolters B. Multi-domain, multi-method measures of metacognitive activity: what is all the fuss about metacognition … indeed? // Research Papers in Education. – 2012. – Vol. 27, Issue 5. – P. 597–627. DOI: https://doi.org/10.1080/02671522.2010.550011
  28. Meyer B., Burtscher M. J., Jonas K., Feese S., Arnrich B., Tröster G., Schermuly C. C. What good leaders actually do: micro-level leadership behaviour, leader evaluations, and team decision quality // European Journal of Work and Organizational Psychology. – 2016. – Vol. 25, Issue 6. – P. 773–789. DOI: https://doi.org/10.1080/1359432X.2016.1189903
  29. Mkrtchian A., Roiser J. P., Robinson O. J. Threat of shock and aversive inhibition: Induced anxiety modulates Pavlovian-instrumental interactions // Journal of Experimental Psychology: General. – 2017. – Vol. 146 (12). – P. 1694–1704. DOI: https://doi.org/10.1037/xge0000363
  30. Nicholds A., Gibney J., Mabey C., Hart D. Making sense of variety in place leadership: the case of England’s smart cities // Regional Studies. – 2017. – Vol. 51, Issue 2. – P. 249–259. DOI: https://doi.org/10.1080/00343404.2016.1232482
  31. Pieger E., Bannert M. Differential effects of students' self-directed metacognitive prompts // Computers in Human Behavior. – 2018. – Vol. 86. – P. 165–173. DOI: https://doi.org/10.1016/j.chb.2018.04.022
  32. Ritter B. A., Small E. E., Mortimer J. W., Doll J. L. Designing Management Curriculum for Workplace Readiness: Developing Students’ Soft Skills // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 1. – P. 80–103. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917703679
  33. Roelle J., Nowitzki C., Berthold K. Do cognitive and metacognitive processes set the stage for each other? // Learning and Instruction. – 2017. – Vol. 50. – P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2016.11.009
  34. Spataro S. E., Bloch J. «Can You Repeat That?» Teaching Active Listening in Management Education // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 2. – P. 168–198. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917748696
  35. Van Buskirk W., London M., Plump C. The Poetic Workspace // Journal of Management Education. – 2018. – Vol. 42, Issue 3. – P. 398–419. DOI: https://doi.org/10.1177/1052562917739051
  36. Yudkin D. A., Rothmund T., Twardawski M., Thalla N., Van Bavel J. J. Reflexive intergroup bias in third-party punishment // Journal of Experimental Psychology: General. – 2016. – Vol. 145 (11). – P. 1448–1459. DOI: https://doi.org/10.1037/xge0000190
Дата публикации 31.10.2018