Вестник Новосибирского государственного педагогического университета, 2018, Т. 8, № 6, С. 59–72
УДК: 
378

Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога

Бекоева М. И. 1 (Владикавказ, Россия), Амбалова С. А. 1 (Владикавказ, Россия), Тахохов Б. А. 1 (Владикавказ, Россия)
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова»
Аннотация: 

Проблема и цель. В работе решается актуальная научная проблема определения комплекса универсальных гуманитарных компетенций, являющихся базой профессиональной компетентности современного педагога. Цель работы связана с выявлением конкретного корпуса универсальных гуманитарных компетенций в профессиограме педагога, создающего концептуально-методологический уровень его профессиональной компетентности.
Методология. Работа базируется на гуманистической парадигме образования, ориентированной на свободное развитие личности; системном, личностно-ориентированном, деятельностном и компетентностном подходах с использованием таких методов, как обобщение и анализ, сравнение и описание.
Результаты. Установлено, что актуализированный в европейско-американском и отечественном образовании компетентностный подход детерминировал обращение к компетенциям, важным для профессионального и личностного становления педагога, однако перманентное усложнение его профессиональных обязанностей, необходимость осуществления психолого-педагогического сопровождения учащихся на высоком уровне возрождают такие компетенции, которые важны «здесь и сейчас», именно в сегодняшней аудитории, но в то же время носят универсальный гуманитарный характер. С точки зрения авторов, эти компетенции составляют инновативность и креативность педагога, его способность к созданию ученикоцентрированного образовательного пространства, совершенствуют культуру преподавания-обучения, мотивируют на постоянный творческий поиск. Корпус таких компетенций составляют: диалогическая, сотворческая, импровизационная, режиссерская, игротехническая, поликультурная и инклюзивная, краткие характеристики-дефиниции которых представлены в статье.
Заключение. Реализация предлагаемого подхода к подготовке студентов создает необходимые условия для существенного расширения спектра профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов, разнообразит и обогащает образовательный процесс вуза, способствует укреплению гражданской позиции студентов, развитию их практического интеллекта и гуманитарного мировоззрения.

Ключевые слова: 

компетенция; практический интеллект; диалогичность; лидерство; сотворчество; игротехническая компетенция; креативность; импровизация

99.370 Pedagogical Support | Educational Process | Professional Competence

https://www.scopus.com/record/display.uri?src=s&origin=cto&ctoId=CTODS_1...

Universal humanitarian competencies as a basis for developing professional competence of a modern teacher

Библиографическая ссылка:
Бекоева М. И., Амбалова С. А., Тахохов Б. А. Универсальные гуманитарные компетенции как основа профессиональной компетентности современного педагога // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2018. – № 6. – С. 59–72. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1806.04
Список литературы: 
  1. Байденко В. И., Селезнёва Н. А. Нынешний раунд Болонского процесса: сохранение оптимизма. И немного о российском... (статья 1) // Высшее образование в России. – 2017. – № 10. – С. 94–108. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30383248
  2. Безруких М. М., Жадько Н. В. О ключевых компетенциях педагога и «границах» педагогического образования // Педагогика. – 2014. – № 5. – С. 3–7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22830083
  3. Белоцерковский А. В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов // Высшее образование в России. – 2015. – № 6. – С. 26–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23929712
  4. Болотов В. А., Мотова Г. Н., Наводнов В. Г., Рыжакова О. Е. О новом концептуальном подходе к выбору лучших образовательных программ // Высшее образование в России. – 2016. – № 11. – С. 5–16. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27330096
  5. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Становление профессионально-личностной позиции педагога как творческого профессионала в условиях модернизации образования // Педагогическое образование и наука. – 2016. – № 1. – С. 51–59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26644497
  6. Дахин А. Н. Педагогические проекты: история, инновации, интерпретации // Вестник педагогических инноваций. – 2016. – № 1. – С. 18–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25714889
  7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С. 34–42. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21956022
  8. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М. Оценивание компетенций: проблемы и решения // Высшее образование в России. – 2016. – № 1. – С. 43–52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24993105
  9. Караваева Е. В. Квалификации высшего образования и профессиональные квалификации: «сопряжение с напряжением» // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 5–12. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770719
  10. Каспржак А. Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19, № 3. – С. 87–104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22413089
  11. Прохоров В. А. Профессиональный стандарт и ФГОС бакалавриата // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27, № 1. – С. 31–36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32334328
  12. Русакова С. П. Развитие критического мышления с использованием веб-ресурса learningapps.org на уроках информатики // Вестник педагогических инноваций. – 2017. – № 4. – С. 93–100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32268692
  13. Саранцев Г. И. Предметно-педагогическое мышление в профессиональных компетенциях педагога // Педагогика. – 2015. – № 10. – С. 59–64. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054211
  14. Сенашенко В. С. О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги // Высшее образование в России. – 2017. – № 6. – С. 5–15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29381630
  15. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 3. – С. 20–26. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21823723
  16. Хуторской А. В. Метапредметный подход к проектированию образования // Инновации в образовании. – 2017. – № 12. – С. 5–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30684939
  17. Хуторской А. В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. – 2017. – № 12. – С. 85–91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770728
  18. Alshahrani S., Ahmed E., Ward R. The influence of online resources on student–lecturer relationship in higher education: a comparison study // Journal of Computers in Education. – 2017. – Vol. 4 (2). – Pp. 87–106. DOI: https://doi.org/10.1007/s40692-017-0083-8 
  19. Boer de E., Janssen F. J. J. M., van Driel J. H. Using an Attribution Support Tool to Enhance the Teacher Efficacy of Student Science Teachers // Journal of Science Teacher Education. – 2016. – Vol. 27, Issue 3. – P. 303–324. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-016-9461-8  
  20. Boukaert M. Designing a materials development course for EFL student teachers: principles and pitfalls // Innovation in Language Learning and Teaching. – 2016. – Vol. 10, Issue 2. – P. 90–105. DOI: https://doi.org/10.1080/17501229.2015.1090994  
  21. Claessens L. C. A., van Tartwijk J., van der Want A. C., Pennings H. J. M., Verloop N., den Brok P. J., Wubbels T. Positive teacher–student relationships go beyond the classroom, problematic ones stay inside // The Journal of Educational Research. – 2017. – Vol. 110, Issue 5. – P. 478–493. DOI: https://doi.org/10.1080/00220671.2015.1129595
  22. Coenders F., Terlouw C. A Model for In-service Teacher Learning in the Context of an Innovation // Journal of Science Teacher Education. – 2015. – Vol. 26, Issue 5. – P. 451–470. DOI: https://doi.org/10.1007/s10972-015-9432-5
  23. McGrath K. F., Van Bergen P. Who, when, why and to what end? Students at risk of negative student–teacher relationships and their outcomes // Educational Research Review. – 2015. – Vol. 14. – P. 1–17. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2014.12.001
  24. Mohammadi M., Moradi K. Exploring Change in EFL Teachers’ Perceptions of Professional Development // Journal of Teacher Education for Sustainability. – 2017. – Vol. 19 (1). – P. 22–42. DOI: https://doi.org/10.1515/jtes-2017-0002  
  25. Okeke C. I., Mtyuda P. N. Teacher Job Dissatisfaction: Implications for Teacher Sustainability and Social Transformation // Journal of Teacher Education for Sustainability. – 2017. – Vol. 19, № 1. – P. 54–68. DOI: https://doi.org/10.1515/jtes-2017-0004
Дата публикации 31.12.2018